Ах, боже мой, кринолины!

Пожалуй, никогда ни одно явление российской моды, по происхождению и наполнению французской, не возбуждало столько шума, скандала даже, столкновения фанатиков «за» и фанатиков «против». Так что это звери такие – кринолины?

Неглиже в деревне

Начало кринолина восходит к ткани из конских волос – крена, крина, в зависимости от того, как произносить. Российские модницы со страстью следили за французскими новинками моды. Видно, поэтому появление ткани из конского волоса – кринолина – отмечено впервые в «Московском телеграфе», издаваемом почти нашим земляком – иркутянином Николаем Полевым, в 1829 году. В том же году, как и отмечено французскими словарями. Оперативно, ничего не скажешь!

Цитирую оригинал: «Кренолин, модная материя, делается из конских волосов и тонкостью своею даёт понятие о линоне, или тонком полотне. Для деревни из кренолина делают шляпки-капоты, серые или жёлтого оттенка не белёных тканей».

Наш великий лексиколог, любитель выражаться кратко, Владимир Даль сказал ещё проще: «Ткань из конского волоса». Более же подробно будет: «Волосяная ткань для юбок, называемых кринолинами (основа сделана из сучёной шерстяной пряжи, а уток – из конского волоса)» (1934). В обиходе же со второй половины XIX века речь чаще идёт нижней юбке из такой материи на обручах.

До середины же этого века такая ткань «употребляется для подкладок ридикюлей, корзинок, иногда ею подбивают шляпки négligés – неглиже, надеваемые в деревне». И вот среди прочего начинают говорить о юбках. Цитата: «Кринолин был совершенно неизвестен нашим отцам; они не думали, чтобы из лошадиных волос можно было делать ткань удивительной прочности и даже чрезвычайно красивую и роскошную! Из кринолина делали каскетки, галстуки, жилеты и даже пуговицы, тониной и работой не уступавшие шёлковым. Теперь из ткани лошадиных волос делают для дам юпки, тюники, на коих прекрасно держатся безмерно широкие платья. Это ещё не всё, кринолину предстоит новое назначение… Юпка кринолин необходима даже при самом полном неглиже; нельзя не надеть её даже и тогда, когда вы отправляетесь на праздник, где приёмы лучшаго общества соединяются с простотой близкою к природе».

Плохо говорить по-русски

Мода продолжает испытывать слабость к пуговицам из конского волоса. Отмечу попутно, что в те времена русские модные журналы часто публикуют новости на русском и французском языках одновременно – или напротив друг друга, или один текст со следующим переводом или оригиналом.

Не все наши дамы и девицы были в ладах с русским языком. Вспомните Татьяну из «Евгения Онегина». «Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала, И изъяснялася с трудом На языке своём родном». Даю самый маленький образчик: «Пуговицы из лошадинаго волоса, или, лучше сказать, просто из волос, скоро будут одне только в употреблении».  – Les boutons en crinoline ou de cheveux, pour mieux dire, seront bientôt les seuls adoptés, 1840.

С этого же примерно времени стали широко употребляться и прилагательные от «кринолин» – «Кринолиновыя черныя юпки» (1840), «Мы забываем, что нынешние фраки, причёска à la moujik (а ла мужик!), кринолиновые галстуки и пр. равно не к лицу и набожному Кальдерону и необразованному Страффордскому чудаку» (1842), «Мужские костюмы из непромокаемых тканей и на кринолиновой подкладке» (1843).

Первые кринолины, как говорит «Википедия», в виде крупной сетки с обручами из гибкой стали появились в 1846 году (когда они и были запатентованы). Такая конструкция быстро завоевала популярность, поскольку была намного легче и удобнее тяжёлых юбок с оборками.

Кринолиномания

Главным популяризатором кринолина считается французская императрица Евгения. Будучи в интересном положении, она ввела кринолин и короткие лифы, что вполне скрывало её пополневшую фигуру. Как естественное следствие, началась в мире «кринолиномания», постепенно захватывавшая всё новые и новые слои населения и страны.

Цитата: «В кринолине нельзя поместиться в небольшой комнате, сидеть на любом имеющемся стуле или за столом на дружеской вечеринке. Лёгкий металлический каркас делал юбку столь подвижной, что дамы всех возрастов привязывали обручи к коленям шнурками и становились рабами своих юбок».

Завелось и много язвительных персонажей, не упустивших возможности по делу и без оного укусить новое пристрастие прекрасного пола. «Я слышал уж сторонкою, на старости годин оделась ты девчонкою, в бержерку, в креалин. Да стала шурымурничать с племянником Петром… Чтоб не пришлось амурничать с знакомым чубуком!» (1859).

Ещё цитата: «Но махина, родная наша дородность погрузилась-таки в кринолинную моду и щеголяет. Во Франции в кринолине сидит щепка, а у нас так как есть пушка, путра (une poutre – «балка», «бревно»), ровный и полный с четырёх сторон куб, – там кринолин и турнюр бьёт по доске, по костям, а у нас на нашей купчихе он лопается по швам, и я удивляюсь как он ещё не лопнул совсем, и не лопнет же такая мода!» (1874).

А лопаться-то лопались, бывало, обручи, конечно. Вот и бабушка знаменитого культурного деятеля и мецената Бахрушина, заядлая кринолинистка – было и такое слово, – признаётся в слабости к кринолину: «Франтихой я была ужасной. Вот как-то смастерила я себе большущий кринолин. Иду по Невскому, шляпка маленькая на боку, в руках зонтик, как игрушечный, пава павой. Слышу, за мной гвардеец какой-то выступает, шпорами своими звякает. А народ-то встречный всё на меня глядит и чего-то улыбается. Думаю, чего это они все улыбаются, уж не гвардеец ли что сзади бедокурит. Обернулась, ан никакого гвардейца и в помине нет, а шпоры всё звякают. Звяк да звяк о тротуар. Тут я всё поняла и обомлела – это у меня нижний обруч лопнул и об панель звякает. Тут я скорее в переулок – тогда для нашего женского сословия такие уличные кузнецы были – кринолины на ходу чинили. Нашла такого благодетеля – у него наковальня маленькая, молотки, заклёпки разные. Ну, он мне юбку сзади задрал, раз, два молоточком, и всё готово, а то срам-то какой!»

Дусеты и Палашки

Волна идёт дальше и захватывает уже нижние слои, прежде всего городского населения. Эстафету перехватывают Дусеты, Дуси, то есть Дуни, Евдокии по крещению, из горничных, кухарок, швеек и портних и им подобных: «Дусета, при всей своей неумелости, поддаётся влиянию цивилизации и просиживает несколько ночей напролёт, чтобы соорудить себе безобразнейшую кринолину» (1868).

Волна докатывается и до села, и там есть кому увлечься. Цитата: «Там, среди дворни в церкви, красовалась Палашка, напомаженная, в сеточке с кистью, подаренной за усердие Анной Ильинишной, в новом розовом ситцевом платье – подарке барыни, и в Оленькином старом кринолине» (1863).

Как и всякая мода, мода кринолинная была подвержена подъёмам и спадам, всяким превратностям. Неудобства кринолина в рекламе пытаются возместить его плюсами. Цитата: «Кринолины заметно выходят из моды, или лучше сказать, они входят в моду. Кринолин получил своё название от французского le crin ‒ «волос»; то есть это волосянки, юбки, сшитыя из волосяной материи, упругой, но гнущейся, хотя и не мнущейся. В этом смысле это прекрасное изобретение, облегчающее даму, и весьма полезное в экономическом смысле. Оно заменяет три, четыре, а иногда и пять крахмаленных юбок, которыя необходимы для придания полноты и поддержки платья, но которыя в то же время своею тяжестью и непроницаемостью для воздуха составляют бремя для хорошенькой женщины. Притом и мытьё их сопряжено с большими затруднениями» (1859).

А вот и минус: «Пришитый к подолу стальной обруч безусловно мешает в ходьбе, задевает везде и повсюду и препятствует подбору юбки, тогда как подкладка из волосяной материи не представляет ни оного из упомянутых неудобств: она очень мягкая, гибкая, не придаёт верхней материи ни малейшей упругости, словом нисколько не изменяет ея наружнаго вида» (1891).

Кроме досад дамам кринолины досаждали и противоположному полу: попробуй, подберись поближе! Ширина кринолина явно раздражала.

В наше время

Некоторая затруднённость и неловкость в использовании кринолина служила объектом изобретательных шуток. Вот одна из них: «Говорят, что один остроумный француз выдумал теперь новый кринолин из гуттаперчевой материи, наполняемой воздухом, как плавательные подушки. Это легко и упруго, а главное удобство состоит в применении кринолина к узким дверям и двуместным экипажам. От надутых воздухом буффов проведена эластическая трубочка с краном. Она проходит прямо из кармана кринолиноносицы и укладывается в нём, как простой шнурок. Когда кринолин мешает ей пройти в дверь или усесться в карете, она повёртывает кран и воздух выходит: юбка становится мягкою и плоскою, а когда нужно ей опять распухнуть, дама вынимает трубочку из кармана и преспокойно её надувает. Вот кринолин настоящий, как следует ему быть. Надувать, так надувать вполне».

В народе наряду с литературным «кринолином» существовало много просторечных вариантов, что свидетельствует о широте и глубине проникновения этого предмета в сознание: карналин, корналин, креалин. Существовал полукринолин и десятки названий модных новинок. Была издана в разгар кринолинной моды книга «Кринолин и круглыя шляпы. Анекдоты для друзей и недрузей кринолина и «последней попытки». СПб., 1858.

Если вы откроете интернет, то увидите в нём как сохранившиеся от дореволюционного прошлого, так и новые значения в «Википедии». И поныне носят кринолины, правда, чаще на сцене.

Кольца под свадебное платье называются ещё кринолином и представляют собой обручи, которые создают необходимый объём. Пышное платье на невесте – это уже красиво. Такой образ сам по себе выглядит милым, немного сказочным и воздушным…

Детский подъюбник-кринолин под нарядное платье. На талии резинка, снизу 1 кольцо, которое держит пышную форму юбки у платья. И ребёнку удобно ходить в длинном платье, и не будет запинаться и, конечно, будет себя чувствовать прекрасной королевой на балу.

Кринолины (кормовые площадки) обеспечивают удобную погрузку в лодку, позволяют с комфортом наслаждаться рыбалкой и вываживанием рыбы, а также иметь беспрепятственный доступ к двигателю для обслуживания. Здесь говорится о выступе из кормы лодки. Кто-то по этой же теме предлагает и свои криналины, что явно знак живого значения слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)