Без посторонних лиц

Камерный ансамбль «Тет-А-Тет» свой первый концерт сыграл год назад, 1 октября, в Международный день музыки. В его составе – артисты Забайкальской краевой филармонии им. О.Л. Лундстрема. Давайте познакомимся с ними: Людмила Свиридова – рояль, Аветик Геворгян – 1-й кларнет, Александр Земсков – 2-й кларнет, Алексей Петунин – гитара, Захар Куклин – контрабас, Фёдор Куклин – ударные.

Начиная с Моцарта

– Расскажите немного об ансамбле?

Л.С.: Ансамбль наш разнотембровый, и, честно говоря, когда мы впервые собрались, было непонятно, что делать. Потому что совместить два кларнета – два однородных инструмента, гитару, контрабас, ударные и рояль очень сложно. И чтобы это звучало, нужно потрудиться. В оркестре могут сидеть два кларнета, но чтобы два кларнета сыгрались в ансамбле, нужно быть очень хорошими музыкантами. Играть в ансамбле непросто. Солистом быть гораздо проще.

А.Г.: В большом оркестре играть легче, чем в ансамбле. В оркестре может сидеть 60 человек, и можно за кем-то спрятаться, кто-то может прикрыть, а в ансамбле у каждого своя партия, и инструментовка сделана так, что солируют все. Поэтому, если одного человека нет, то можно сравнить с цепью: если выпадает одно звено, всё уже звучит по-другому.

– Но вы всё-таки нашли баланс?

Л.С.: Да, конечно! За прошлый год мы отыграли восемь сольных программ. Каждый концерт мы практически не повторяемся – мы дошли до джазовой музыки, и классика есть, и фольклорная музыка… В общем, начиная с Моцарта и заканчивая Арти Шоу.

А.Г.: Арти Шоу – это американский джазовый кларнетист, дирижёр, композитор и писатель.

Л.С.: Нас ещё называют ансамблем солистов, но мы солируем, правда. Вы сами слышали на прошлом концерте – я солировала «Польку» Цфасмана, Аветик – еврейскую музыку, Федя много солирует, Лёша солировал в прошлом, сейчас мы его просим, чтобы он опять начал… Надеемся, что скоро будет соло для контрабаса, потому что мы хотим, чтобы и Захар у нас поиграл, тем более в его руках контрабас – как скрипка.

– В общем, сработались вы хорошо…

Л.С.: Вы знаете, мне очень комфортно с ребятами. Во время репетиции больше одного раза что-то сделать или переделать я не прошу. Например, за сегодняшнюю репетицию мы отыграли 26 пьес, это значит, что работа налажена. Люди взрослые, люди профессиональные, может быть, поэтому мы делаем такое качество.

А.П.: Атмосфера в коллективе просто непередаваемая. Это правда. Без сарказма.

А.Г.: Это тоже залог успеха. У нас в коллективе только хорошие люди, без напряга, без ничего. Атмосфера отличная.

А.П.: На работу идём как на праздник (смеётся).

Один на один

– Вы куда-нибудь выезжаете?

Л.С.: Да, недавно мы в очередной раз ездили в Нерчинск, выступали в Бутинском дворце. Шикарная площадка. В этот раз мы приезжали на фестиваль, и выступление нашего ансамбля было подарком нерчинцам. Очень удивило, как нас приняли. Мы думали, будем просто играть фоном что-нибудь созерцательное, музыкальная заставка такая, а люди будут ходить и общаться друг с другом. Но когда мы взялись за инструменты, абсолютно все люди выстроились вдоль стен в этом зеркальном зале и стали слушать. Это было очень неожиданно.

– Что значит название ансамбля?

Л.С.: «Тет-А-Тет» в переводе означает «с глазу на глаз», «без посторонних лиц». Во-первых, репетиции наши проходят всегда без посторонних лиц, зрители должны видеть только итоговый результат. Поэтому репетиции мы проводим тет-а-тет. Во-вторых, мы (думаю, могу здесь говорить за всех) считаем, что играем один на один с нашей публикой, без посторонних лиц. Кто нас любит – тот приходит, кто не любит – посторонние лица – они не ходят на наши концерты.

– Почему произведения композиторов, которые жили несколько сотен лет назад, по-прежнему популярны? Что делает классику классикой?

А.Г.: Эти произведения очень успешны, выделяются из массы других. В старину тоже писали множество произведений, которые до наших дней не дошли. А вот, скажем, Моцарт, Гайден, Глюк – они написали такую музыку, которая вечна. Человечество будет жить дальше и будет слушать эту музыку.

Л.С.: Эти произведения – определённого образца, высшего плана. Шедевры мирового исполнительского искусства. 1 октября мы играли почти двухчасовой концерт «Музыка от А до Я», и на примере этого концерта видно, что классики в каждом времени – свои.

А.П.: Да. То есть эта шкатулка мировых шедевров постоянно пополняется. И мы надеемся, что она возьмёт какие-то элементы и из нашего времени. Классика – она и в литературе классика. Это то, что проверено временем. Меняется политический строй, исчезают государства, цивилизации, а классика остаётся.

– Кого из современных композиторов можно записать в классики нашего времени?

А.Г.: Эннио Морриконе, Микеле Мангани – это известные итальянские композиторы.

Л.С.: Мы вот, например, играем музыку Александра Цфасмана, советского пианиста, и я считаю, что это как раз классик своего времени. Это одна из ключевых фигур советского джаза, он один из его родоначальников.

А.П.: Такой же, как, например, Леонид Утёсов или Эдди Рознер, польский дирижёр.

Приучать к искусству

– На вашем концерте «Ромео и Джульетта», который прошёл 4 октября, было много молодёжи. Это приятно удивляет.

Л.С.: Конечно, многие ребята пришли благодаря «Пушкинской карте», но мы видим отдачу, как они реагируют, видим их восхищённые глаза, и это очень воодушевляет.

А.Г.: Это самое сложное – представить правильную картину зрителям.

– Какие планы на будущее?

Л.С.: 16 октября и 9 ноября мы представим премьерную программу «У Чайковского в гостях» в рамках проекта «В гостях у сказки». Хочу сказать, что такого в Чите не было никогда. Можете посмотреть в интернете, что ансамбли «детского» Чайковского не играют, это очень трудно. Его может оркестр сыграть или пианист, или солист на скрипке, в детских музыкальных школах могут сыграть 1–2 пьесы, но в ансамблевом исполнении такого Чайковского практически нет. Поэтому это своего рода для нас испытание – сможем ли, выдержим ли? Мы готовим хороший видеоматериал к концерту, потому что хотим приучать детей к музыке без интерактива, без сказок и т.д. Дети должны приходить в филармонию слушать музыку. Нельзя жевать чипсы, нельзя есть мороженое, а нужно именно сидеть и слушать.

А.П.: Они должны сосредоточиться на музыке, а всё остальное отвлекает. Мы считаемся коллективом академического плана, поэтому наша задача – приучать зрителей к высокому искусству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)