Чебурашка и все-все-все

Одним из признаков популярности фильма является «культовость» его главных персонажей – цитируемость фраз, произнесённых ими, действий и т.п. Однако наивысший признак всенародной любви – это когда герои кинокартин становятся героями… анекдотов! Мультики исключения не составляют: Винни-Пух с Пятачком, Карлсон с Малышом и Фрекен Бок, Дядя Фёдор и Матроскин, Ёжик, Медвежонок и Лошадка и, наконец, неизвестный науке мохнатый зверь повышенной лопоухости с его неразлучным другом крокодилом и хулиганкой-пенсионеркой (крыса Лариска прилагается). Накануне грядущего кинособытия с беспрецедентно-сказочным для отечественного кино бюджетом в 850 000 000 рублей, когда этот мохнатый миляга-симпатяга впервые шагнёт с мультяшного на большой экран, мы начинаем рассказ о появлении «первоисточника»…

Писатель-авиатор и чебурахнутые

Дело было летом 1965 года в солнечной Одессе. Находясь в отпуске, молодой долговязый 27-летний парень – московский авиаинженер Эдуард Успенский, подрабатывавший литературным трудом и успевший выпустить свою первую небольшую книжку стихотворений для детей «Смешной слонёнок», – забрёл в гости к другу. Чаёвничали (и не только), говорили, как водится, за жизнь. Эдуард делился идеей будущей книги, героями которой должны были стать крокодил по имени Геннадий, девочка Галя, обезьянка Мария Францевна, жирафа Анюта, лев Чандр, щенок Тобик, отличница Маруся, двоечник Дима, начальник Иван Иванович и примечательная вредная старушенция.

«Вот только, понимаешь, – признался Эдуард другу, – пока не придумал ещё одного, главного героя, который будет лучшим приятелем Геннадия…» Друг посочувствовал как мог: мол, у тебя, Эдик, ещё в запасе половина отпуска, погуляй по городу, на пляже поваляйся, в порт сходи. Глядишь, и выдумаешь что-нибудь… Внезапно в соседней комнате что-то загремело. Друзья открыли двери – на ковре, весело хохоча, лежала маленькая племянница хозяина дома, одетая в… цигейковую шубу. Оказалось, девочка примеряла зимнюю обновку, взятую на вырост. Модница поднялась, но шубейка была явно больше по размеру. Девочка закачалась, путаясь в полах обновки, и вновь грохнулась на ковёр, по-прежнему заливаясь смехом. «Гляди-ка, Эдик, как чебурахается-то», – заметил дядя девочки и тоже засмеялся. К веселью присоединился и Успенский. Ребёнок снова поднялся с ковра и… чебурахнулся ещё раз, но уже скорей от смеха… Весёлое словечко «чебурахается», до этого как-то не слыханное начинающим писателем, запало ему в голову.

Порт, бананы и…

Спустя несколько дней Успенский, прогуливаясь по территории одесского порта, остановился передохнуть в тени платана, росшего возле местного киоска, где продавались фрукты. Рядом стояло десятка два корзин, доверху заполненных связками бананов. На самой высокой грозди тропических фруктов сидел с огромными сияющими глазищами довольный… хамелеон. Маленький. И тут на Успенского «снизошло»! Неизвестный науке экзотический зверь… Вместо корзин с бананами – ящик с апельсинами… Обычный, не морской город… А зверь – будущий друг Гены, добрый, обожающий цитрусовые, пушистый, чебурахнутый… нет… просто …ЧЕБУРАШКА!!!

Чебурашка №1, №2 и № Тот Самый

На следующий 1966 год в издательстве «Детская литература» отдельной книжкой вышло первое прозаическое произведение Эдуарда Успенского – сказочная повесть «Крокодил Гена и его друзья» с иллюстрациями художника Валерия Алфеевского. Надо заметить, что выглядел Чебурашка совсем не так, как мы привыкли. В книге у него был большой хвост, а уши были… маленькими! В общем, зверь был абсолютно несуразно-загадочным (см. фото)…

В одноимённом диафильме, появившемся в 1969 году, Чебурашка в версии художника Бориса Степанцева (режиссёра знаменитых мультиков «Малыш и Карлсон», 1968, и «Карлсон вернулся», 1970) был вообще полосатым, пушистым, с относительно не маленькими, но кругло-угловатыми ушками (см. фото).

А вот Того Самого Чебурашку (см. заставку-иллюстрацию), которого ныне знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом, в первую очередь, в Японии, придумал и нарисовал художник-постановщик (более 60 мультфильмов) и режиссёр-мультипликатор Леонид Шварцман (серия мультиков «Осторожно, обезьянки» и др.). Немного забегая вперёд, расскажу, как это было.

Художник намеренно отказался от описания «неизвестного науке зверька» в книге Успенского. Большие жёлтые глаза Чебурашки Шварцман превратил в удивлённые, немного наивные, со зрачками тёмного цвета. Хвост оставил, но превратил в хвостик. Ножки из длинных сделал коротенькими и пухленькими, как вытянутые булочки. Что касается ушей… Их описания в книге не было. Художник подумал и поместил уши Чебурашки на макушке, как у большинства животных. Потом подумал ещё и увеличил… Потом ещё… Ещё… Пока уши не стали совсем большими, круглыми и «съехали», как у человека, на левую и правую стороны головы. Так и появилась ныне знаменитая лопоухая и добрая милота по имени Чебурашка.

Но вернёмся в 1966-й, когда появилась книга «Крокодил Гена и его друзья»…

Зять Хрущёва и… крокодил

В это славное время на студии «Союзмультфильм», начиная с 1947 года, вовсю трудился уже известный мастер кукольной и рисованной мультипликации (более 50 работ), бывший фронтовик, режиссёр-мультипликатор Роман Качанов, будущий автор мультшедевров «Варежка» (1967), «Тайна третьей планеты» (1981) и др.

Именно в 1966-м Качанов пригласил для совместной работы над кукольным мультиком «Потерялась внучка» художника Леонида Шварцмана. На следующий год они вместе создали «Варежку», затем мультик «Соперники» (1968). Сценаристом этой поучительной короткометражки для взрослых выступил Алексей Родионов – под этим псевдонимом «скрывался» зять бывшего первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва – журналист и публицист Алексей Аджубей. Во время работы над «Соперниками» Качанов и Аджубей очень подружились.

И опять помог случай. Как-то, находясь в поиске сюжета для нового мультфильма, режиссёр пришёл в гости к своему другу, у которого было двое маленьких сыновей. Качанов обратил внимание, что мальчишки не в силах оторваться от какой-то книжки. Отказались даже от чая с пирожными. «Что же это они такое читают?..» Качанов посмотрел на обложку – это был «Крокодил Гена и его друзья» Успенского. «Что, так интересно?» Мальчишки закивали головами, не отрываясь от чтения.

Персонажи не очень. Но!..

Уже на следующий день Качанов умудрился добыть книгу. Прочитал и остался от её персонажей под впечатлением. Небольшим! Однако сразу примчался на «Союзмультфильм» и, размахивая «Геной» и торжествуя, провозгласил главному художнику Леониду Шварцману и всем своим коллегам: «Вот это и будем снимать!» Оказывается, режиссёру больше понравился внешний антураж книги Успенского: простой город, в котором вот так же просто живут и даже трудятся вместе люди и самые различные животные. К примеру, один из главных героев повести крокодил Геннадий, который, как известно, работал в зоопарке крокодилом…

Зелёный интеллигент и композитор

В декабре 1968 года Роман Качанов с группой начал подготовительный период к съёмкам кукольного мультфильма по книге Леонида Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Художник-постановщик Леонид Шварцман вместе с режиссёром занялся поисками образов и созданием эскизов главных героев мультфильма.

О том, как появился Чебурашка, упоминалось выше. Добавлю лишь то, что весь подготовительный период длился пять месяцев, из которых больше половины ушло на создание «неизвестного науке зверя» – мохнатого, с большими ушками и добрыми удивлёнными глазами.

С Геной получилось довольно просто. Шварцману сразу привиделся этакий представительный интеллигент с галстуком-бабочкой и белой манишкой. Литературный первоисточник ещё более чётко, коротко и ёмко обрисовал хвостатого служащего зоопарка, который по звонку, означающему конец рабочего дня, надевал пиджак, шляпу, брал трубку в зубы и отправлялся домой.

Характер – внутренний, душевный, так сказать, образ Гены – был «подсказан» Качанову также в самой сказочной повести Успенского. Лишь спустя 17 лет популярный детский писатель раскрыл «страшную» тайну – оказывается крокодила-интеллигента (характер, поведение, манеры общения) он едва ли не полностью «списал» с известного композитора Яна Френкеля! Причём, даже с некоторых внешних данных маэстро и классика советской музыки и песни. Кстати, этими некоторыми внешними чертами композитора художник Шварцман наделил и кукольного Гену, который действительно стал походить на свой реальный «прототип».

В финале я, как обычно, уважаемые зрители-читатели-мультлюбители, собрался помочь вам коротким анонсом следующей публикации, но нахально вмешалась вот эта гражданка и заявила:

Утверждение спорное, но строчек, как и времени, в сегодняшней «Телемании» почти не осталось. Потому лишь добавлю, что речь пойдёт также и о грядущей премьере супер-пупер-фильма, который имеет прямое отношение к одному из героев нашей истории.

иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)