10 сентября в Забайкальском аграрном институте пройдёт международная научно-практическая конференция «Научно-практические, биотехнологические и социально-экономические проблемы развития животноводства», посвящённая 70-летнему юбилею профессора, доктора сельскохозяйственных наук, кандидата экономических наук, заслуженного работника сельского хозяйства РФ, почётного работника АПК России Анатолия ВЕРШИНИНА. Свой юбилейный день рождения Анатолий Сергеевич отметит 9 сентября, а накануне праздничной даты он готов рассказать не столько о себе, сколько о людях – своих учителях и наставниках, которые, по твёрдому убеждению, Анатолия Сергеевича, не только формируют характер каждого молодого человека, но и, отдавая частичку своей души и опыта, во-многом определяют его дальнейший, взрослый путь.
Трудовая закалка
Родился я в с. Верхний Ульхун Кыринского района 9 сентября 1951 года. Мама воспитывала меня одна, потому что с отцом они разошлись ещё до моего рождения. Материально было очень сложно и трудно: недалеко от войны, да ещё она была простой колхозницей, крестьянкой, а на руках двое детей, сестра старше меня на 11 лет.
А вообще, я вырос в атмосфере любви и ласки, когда не знали, в какой угол меня посадить и куда поцеловать. Это относится не к маме, мама была строгая, могла за дело и наказать, это относится больше к моей бабушке Лукерье. Она понимала, наверное, исходя из древнейших традиций, что мальчик – это будущий кормилец, поэтому всё внимание и заботу отдавала мне. Сейчас, спустя много лет, я думаю, что это её доверие я оправдал, и в своей семье никогда не прикрывался, как некоторые делают, что вот, дескать, за меня всё жена решает. Главой семьи должен быть мужик, он за всё и должен отвечать. Всё это – воспитание моей доброй бабушки.
В то время подавляющее большинство нас с детства приобретали хорошую трудовую закалку. С 4–5 класса я начал помогать маме на колхозном огороде, потом постоянно был на сенокосе, на пастьбе скота, а после 9-го класса прочабанил полное лето уже полноценным чабаном, с нормальной зарплатой. Навсегда запомнил свою первую смену. У меня было два напарника, взрослые мужчины, один прибежит, чтоб сменить, просит: «Мне надо по хозяйству!», убежит. Второй придёт, говорит: «Мне надо срочно!», уйдёт. Вот я запомнил, что 18 дней отстоял.
А смену отстоишь, овец отпасёшь, не отдыхаешь, а едешь на сенокос вместе с мужиками – и такая трудовая закалка, считаю, добрую основу дала и хорошую службу в дальнейшем мне в жизни сослужила.
Школьные годы
Наверное, любой благодарный человек должен вспомнить свою первую учительницу. Я с огромной благодарностью вспоминаю Екатерину Фёдоровну Лазареву, которая как мама, по-отечески могла иногда меня воспитывать, говорила, что я могу учиться намного лучше. Я не скажу, что у меня было великое стремление к учёбе или, наоборот, большая лень, но, может быть, я в то время многое не понимал. Со мной учились ребята-переростки. Помню, в нашем 4-м классе учились те, которые должны были уже быть в 9-м, в 8-м, и они создавали такую атмосферу, что если начинаешь особо выделяться, тебя приводили к «общему знаменателю». Мама, конечно, направляла, но иногда ей не хватало времени и сил.
Запомнились уроки истории – у нас был историк Юрий Петрович Тимофеев, основатель музея в Верхнем Ульхуне. Это пример по жизни, что человек – созидатель, он заложил основы, его давно уже нет в живых, а музей существует, и доброе дело продолжается. Потом к нам приехал его отец Пётр Харитонович Тимофеев и тоже преподавал год или два, интереснейший человек.
Повезло нам с учителями литературы. В 9-м классе её преподавал Николай Михайлович Коршок, выпускник Волгоградского пединститута, а в 10-м классе – Любовь Николаевна Ткаченко, которая меня чуть на литфак не отправила. Когда написали выпускное сочинение, я немного припоздал. Дверь открываю, захожу в класс, она говорит: «Ну, Вершинин, всех удивил!» Я уже думаю: «2/2, что ли?» Оказалось, 4/5: по русскому 4, по литературе 5. Мы с моим другом Григорием Георгиевичем Ячменёвым (он ветеринарный врач сейчас) особым рвением к учёбе не отличались. Сядем на последнюю парту за девчонками, а их в нашем классе было 13, и мы двое, – книжку на колени положим и так пишем сочинения-изложения. А на выпускном экзамене деваться было некуда, да ещё 6 часов писали, вот я всё, что думал, то и изложил.
Вспоминанию тех учителей, которые давали трудовую и спортивную закалку, это Семён Николаевич Титов и Яков Яковлевич Соловьёв, два фронтовика, с большим жизненным опытом, своими методами они прививали нам любовь к труду и физкультуре.
Я любил химию, её преподавала Валентина Николаевна Трухина. А итог по школе таков, что хоть учился я не очень, но все экзамены сдал на 4 и 5, тройку получил единственную по английскому языку. А тогда было правило: если годовая тройка выходит, а экзамен сдаёшь на пятёрку, то в аттестат тебе ставят 4. Так что школьный аттестат я более-менее подправил.
Кураторы
О своём Бурятском сельскохозяйственном институте, ныне БГСХА им. Филиппова, я всегда отзываюсь с большой благодарностью. Он дал знания и путёвку в жизнь. Все годы я учился в основном на отлично и окончил его с красным дипломом.
В памяти остались очень многие преподаватели. Это Мункоев Константин Тармаевич, декан зоофака, мудрейший человек, доктор сельскохозяйственных наук, а в те годы буквально единицы имели докторскую степень, он проводил с нами хорошую воспитательную работу.
Кураторство и сейчас существует, но я, допустим, когда сам вузом руководил, честно говоря, не смог поставить систему кураторства на тот уровень, который был у нас в институте. Нашим куратором была Елизавета Николаевна Игнатьева. Может быть, время было такое, такая система, но она действительно к нам по-матерински относилась. И все преподаватели, где надо – поправляли, где надо – подсказывали, помогали всячески.
Балдаев Сергей Николаевич преподавал у нас биохимию. Это изумительный человек, мы с ним в течение многих лет общались, уже перейдя на дружескую ноту.
Не могу не назвать Кима Дмитриевича Миронова, ректора института. Это был очень-очень строгий человек, очень серьёзный, и как учёный, и как управленец. Он меня дважды приглашал и убеждал, чтобы я пошёл в аспирантуру. Но у меня были свои обстоятельства: во-первых, я был колхозным стипендиатом, на что он говорил: «Мы вместо тебя другого специалиста отправим». А второе – не очень простая жизнь у меня и у мамы продолжалась, а аспирант получает чуть побольше студенческой стипендии. Поэтому надо было возвращаться, и не знаю, правильно ли, неправильно ли, но с наукой я связался уже намного позже.
Практику в зоотехнической лаборатории я проходил под руководством Галины Максимовны Жиляковой, она меня не учила, но мы с ней пересекались, когда я занимался в научном студенческом обществе, и так получилось, что докторскую диссертацию я защитил под её руководством.
Я благодарен за то, что в моей жизни были такие замечательные люди, и до настоящего времени у таких людей учишься, с них берёшь пример.
Команда
В студенческое время у нас образовалась такая крепкая команда, что мы дружим до сих пор. Геннадий Михайлович Логинов, мой друг, сейчас заведует читинским сортоучастком. Татьяна Васильевна Мурзина, которую в Забайкалье знают все аграрии, в овцеводстве как профессионал она на первом месте. Цыбиков Бадмажап Базарович – заслуженный зоотехник РФ, кандидат наук, сын известного Базара Цыбикова, который был одним из авторов забайкальской тонкорунной породы овец, то есть потомственный животновод.
К сожалению, ушли из жизни два моих больших друга: Юрий Николаевич Кузнецов, который как после института приехал в совхоз «Красный Великан», так там и отработал зоотехником-селекционером, главным зоотехником всю жизнь, и Олег Дмитриевич Мурзин, тоже в зоотехнических кругах нашего края известный человек.
Из нашего студенческого костяка осталось сейчас человек 6–7, но мы до сих пор общаемся, встречаемся, дружим, и я считаю, что это очень важно, когда есть друзья, которым можно и ночью позвонить, и с радостной новостью обратиться, и горечью своей поделиться. По крайней мере, наша команда такого принципа придерживается до настоящего времени.
Попросить прощения
Моя производственная профессиональная деятельность началась в колхозе «Путь Ильича» родного села Верхний Ульхун. Тогда колхозом руководил известнейший председатель, удивительный человек Алексей Афанасьевич Трухин. Великого образования у него не было, закончил в своё время совпартшколу и говорил: «Я, Толькя (он меня так называл – Толькя), более десятка ошибок в диктанте на одной странице сделал». Однако был большим организатором, имел природный ум и талант и для родной земли, я считаю, очень много сделал.
Наш колхоз был одним из самых передовых в Читинской области. Беспрерывно проводились областные семинары по развитию овцеводства, по откорму КРС. Это отложилось в памяти, потому что суетились, готовили, встречали гостей мы, молодые.
Так получилось, что я породнился с Алексеем Афанасьевичем – моей женой стала его племянница. По молодости соберёмся у тестя Филиппа Афанасьевича, он, кстати, очень уравновешенный, спокойный человек, а мы с Алексеем Афанасьевичем оба – холерики, и такие дискуссии начнём, что он нас разводил и грозил: «Всё, я вас больше собирать не буду!»
А я сейчас, с позиции уже прожитых лет, перед ними бы извинился и попросил прощения за некоторые вещи. Тогда казалось: вот это не так в колхозе, вот это не сделано, надо так, а не так… Ну, может, я в теоретическом плане прав был, а сейчас прикину: какой высочайший уровень организации производства был тогда! Например, у нас в крае нет сегодня откормочного комплекса, где круглогодично бы содержалось 800–900 голов скота и до килограмма среднесуточного привеса мы стабильно получали в течение года.
Действительно, было чему поучиться, и во-многом колхоз достигал таких показателей благодаря энтузиазму и подходу Алексея Афанасьевича. Но, естественно, не его одного. Велика заслуга – я его тоже считаю своим наставником – главного зоотехника Ильи Андреевича Логинова, зоотехника Георгия Ивановича Логинова, главного ветеринарного врача Николая Васильевича Путинцева, моих коллег – зоотехников Виктора Комогорцева и Петра Жданова, с которыми мы осваивали азы, учились около этой когорты. Я веду к тому, что наставничество у нас было хорошее, и в настоящее время именно такое должно быть у начинающих специалистов.
Не поверю я ни одному, что вышел человек из вуза и с первого дня стал самостоятельно полноценно нормально работать. Так не бывает, и не только в нашей аграрной специальности, а везде – хоть в медицине, хоть в образовании. Поэтому должны быть такие люди, которые помогут и направят, система наставничества должна существовать. Только при таком подходе получится нормальный специалист. И считаю, что лично мне с наставниками очень повезло.
Окончание в следующем номере.