Чита лучше!

Все познаётся в сравнении. Именно с такой философией я и живу, нередко подвергаясь за это критике со стороны моей благоверной супруги. Мол, не смотри на других, обращай внимание только на свои действия и поступки. Тем не менее, я считаю: только сравнивая, можно понять, что такое хорошо и что такое плохо. С таким настроем я и отправился в своё очередное небольшое путешествие в славный город Иркутск, дабы отдохнуть от суеты читинской и взглянуть на нечто новое под другим углом. Честно говоря, я считал, что в данном материале разнесу Читу в пух и прах, сравнивая её с более крупным соседом, но оказалось, наоборот.

Иркутск крупнее Читы чуть меньше, чем в два раза. К стыду своему, я про город при Байкале не знал ничего, кроме того, что здесь был убит лидер белого движения адмирал Колчак. Готовясь к путешествию, я обратился к всезнающему интернету с просьбой рассказать мне о достопримечательностях, которые нужно посетить непременно. К сожалению, из двадцати пяти рекомендованных мест десять оказались церквями и храмами, на кои смотреть у меня не было абсолютно никакого желания, а ещё десять оказались далеко за пределами города. Итак, взял всё в свои руки. Чтобы узнать город, нужно походить по нему пешком, посетить обязательно музей и театр, зацепить несколько выставок, и прочее, и прочее, и прочее.

Дороги

Поезд отстучал своими железными колёсами девятнадцать часов пути, тревожно качнул вагонами и остановился напротив иркутского вокзала. Пора на выход. Сразу бросились в глаза первые два минуса, которые мне, как путешественнику, были важны. Во-первых, зал ожидания здесь почему-то находится на втором этаже. Да, есть эскалатор, но, тем не менее, пассажиры вынуждены туда тащить свои чемоданы и рюкзаки. Во-вторых, очень маленькая парковка. В Чите огромная привокзальная площадь, где могут спокойно сосуществовать в мире и гармонии сотни припаркованных машин. В Иркутске же небольшая парковка, она же остановка для автобусов, она же остановка для маршруток и такси, она же остановка для трамваев. За неделю жизни здесь я с неудовольствием наблюдал этот кипящий котёл плохо организованного дорожного хаоса. В Чите прямые и ровные дороги, в Иркутске дороги зигзагами, серпантинами, загогулинами и прочими премудростями. Здесь такие знаки указания направления главной дороги, каких я в жизни не видел. Дороги примыкают галочками, иксами, игреками, превращая движение в ад. Почти полное отсутствие камер фиксации нарушения ПДД и лежачих полицейских развязало руки водителям. Все летят на больших скоростях, выполняют повороты сразу из трёх рядов и совершенно не замечают пешеходов. Чтобы перейти по зебре дорогу в районе аэропорта, нужно очень хорошо помолиться и, рискуя жизнью, переходить, слушая душераздирающий визг тормозов. При этом много современного общественного транспорта, в частности, громадных автобусов, которые бесконечными потоками курсируют во всех направлениях. Мало маршруток. Чите о таких автобусах можно только мечтать. Однако же в Чите гораздо качественнее дороги. Тут постоянно попадаются выбоины, да и постоянные пересечения трамвайных путей подвеску машины также не радуют. Словом, организация движения в Иркутске, странная планировка города и отсутствие контроля за водителями мне кардинально не понравились.

Оставим машины, пойдёмте гулять

Гостиницу не стал брать ввиду дороговизны и отсутствия необходимости. Снял в самом центре уютную квартирку со всем необходимым. Недорого даже по меркам Иркутска. Местоположение позволило мне сэкономить на такси, поскольку большинство достопримечательностей находилось в шаговой доступности. Кроме того, имелась кухня, где можно было приготовить покупные продукты, не переплачивая в кафе и ресторанах.

Пойдёмте гулять. В историческом центре города узкие улицы, образованные великим множеством деревянных зданий самых немыслимых форм и расцветок. Довольно проблематично найти здесь дома выше трёх этажей. Звенят-перекликиваются трамваи, светят в вечерних сумерках почти что питерские фонари. Довольно уютная и атмосферная прогулка.

Мало бродячих собак, почти полное отсутствие мусора в подворотнях и парках, но при этом катастрофически не хватает урн. Чтобы выбросить что-либо, нужно это тащить с собой до ближайшего магазина. Ещё один плюс – мало пивнушек и алкомаркетов, даже сигареты купить проблематично. Сразу вспоминается наша Чита, где в одном доме может быть до семи наливаек, торгующих низкосортным пойлом, превращающим людей в свиней.

Мне также очень понравилась набережная реки Ангары, которая мало того, что является судоходной рекой, так ещё и зимой не замерзает. Мне, как рыбалку, это было любопытно узнать. До конца сентября можно покататься на пароходике, который за триста пятьдесят рублей предлагает получасовую экскурсию по единственной вытекающей из Байкала реке.

Музей, театр, планетарий

Однако хватит гулять, давайте, наконец, зайдём в краеведческий музей Иркутска, который через час станет моим самым большим разочарованием. Итак, за триста рублей я абсолютно ничего не узнал об истории города. На скудных и скучных экспозициях были представлены фотографии, ксерокопии документов, какие-то экспонаты, зачастую не подписанные. Вот изображения неких Иванова, Петрова, Сидорова. Кто эти люди, и что они сделали хорошего и плохого? Три чучела птиц, пара окаменелостей, национальные костюмы эвенков – вот, пожалуй, и всё. Полупустые залы, заполненные наспех и неизвестно для чего тем, чего в музее в принципе быть не должно. Я снимаю шляпу и преклоняю голову перед сотрудниками нашего читинского краеведческого музея за великолепно оформленные залы и интереснейшие коллекции!

С огромным разочарованием и даже некоторым раздражением я вышел из музея, чтобы отправиться в театр на спектакль. Театр мне очень понравился. Восхитительный зал и потрясающая акустика, непревзойдённая игра актёров и очень вежливый персонал. Три часа трагикомедии пролетели как один миг. Музей меня убил, но театр воскресил и позволил продолжить мой бренный культурный путь.

Планетарий. Как большой любитель астрономии, я с удовольствием посетил и этот храм науки и человеческой мысли. Почему в Чите нет планетария? Даже частного. Да, в Иркутске он частный, и перед началом программы экскурсовод особо подчеркнула, что на постройку планетария не было потрачено ни копейки из бюджета города. Их можно понять. Билет стоит четыреста рублей, но есть скидки для пенсионеров, учащихся и так далее. Интересный фильм про космос, интересная музейная экспозиция. Забавным был случай, когда мы вышли всей толпой из планетария после завершения сеанса. Мимо прошли две девочки лет по семнадцать. Одна из них сказала: «Помнишь, как нас в школе водили в планетарий бесплатно? Вообще отстойное место, а люди за это ещё и деньги сейчас заплатили…» Господи, подумал я, вот идут типичные представители потерянного поколения.

Обо всём понемногу

В Иркутск поздно пришла осень. Если в Забайкалье ночами уже минус одиннадцать, то тут ещё плюсовые температуры. Почти все деревья в листве, местами нахально зеленеет трава на газонах, а по утрам дует тёплый ветерок и моросит дождик. Город довольно интернациональный: в кафе работают официантами афроамериканцы, а за прилавками в магазинах стоят индусы. Супермаркеты громадные, наши читинские выглядят жалкими ларьками по сравнению с местными торговыми гигантами. Возвышается над головами ледовый дворец циклопических размеров. Много иллюминации, разные микрорайоны украшены подсветкой, что придаёт ночному городу современный вид.

Что касается цен, особенно на продукты, то они не сильно отличаются от читинских, я даже разницы не заметил. Особенно хочется отметить автобус за номером 372, который постоянно курсирует между Иркутском и Ангарском. Стоимость поездки – 160 рублей. Любопытен тот факт, что те люди, которые садятся и выходят в Иркутске, не платят за проезд – водитель берёт деньги только за межгород. По крайней мере, мне так показалось. Из-за этого в автобус набивается великое множество людей.

Если бы не близость Байкала, о чём напоминает много сувенирной продукции, то этот город выглядел бы в моих глазах самым обычным и очень среднестатистическим. Хотелось бы мне сюда переехать? Точно нет! Пробки, суета, отвратительная планировка улиц, плохое состояние дорог. Берегите себя!

Антон ДОЦЕНКО,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)