Пираты века кино СССР

(к 45-й годовщине культового боевика)

С того момента уже прошло почти три месяца, но восторги не собирались утихать. Всё это время молодая часть страны самозабвенно вопила: «Ки-йа-а-а», для пущей зрелищности приседала, выбрасывала вперёд руки и забрасывала кверху нижние конечности, изображая бандита-каратиста, схватившегося с нашим парнем-моряком. А тут ещё некий «Чингиз-хан» из колонок уличных киосков звукозаписи тех дней, залов дискотек и просто владельцев «кассетников» провокационно подзуживал одним из хитов своего дебютного альбома: «Самурай… самурай… самурай… Хук… ки-а-ай!»

«Знаешь что? Пошли в кино», – предложил мне, погрустневшему после проводов мамы, отправившейся в поездку к родственникам, отец. Мы стояли на привокзальной площади таким же, как сейчас, октябрьским днём. В ближайший от вокзала тесный «Забайкалец» (то строение, что ныне зовётся «Центавром») идти не очень-то хотелось. Да и настроения особо не было. «Пошли, пошли, – заторопил отец, явно желая не только меня развеселить, но и посмотреть нашумевшее недавно кино. – Фильм ловкий…» Привокзальные часы показывали 13:50. «Да ну. Не успеем на два часа», – вяло сопротивлялся я. «Успеем рысью…» – и отец быстро, почти бегом, помчался, увлекая меня за собой. Без пяти минут два мы были в полуподвальчике старенького здания «Забайкальца», в кассах. Как ни странно, народу было полно, несмотря на то, что фильм, с небольшими перерывами, шёл по стране третий месяц. Малышня-первоклассники, пацаны средних и старших классов, студенты и взрослые дядьки, как мой отец, и даже старше. Хватало и девчонок – те имели независимый вид и были довольно крикливы. Все, кто скромно (в основном взрослые), кто ссорясь, кто хохоча, кто изображая в действиях явно виденный уже не раз фильм с неизменным «ки-йа-а-а», ломились к заветным окошечкам касс. Отец, посмеиваясь над этим бедламом, подмигнул мне: «Видал, сколько народу. А ты идти не хотел». На журнал перед сеансом мы не попали, но едва успели в перерыве войти небольшой забитый под завязку зрителями зал, прорваться к местам, как потух плавно свет и началось. Полыхнули титры, затем появились иностранный порт, полиция, опасный сверхдорогой спецгруз, далее пронзительная морская синева, мчащееся судно с флагом СССР и будоражащая мелодия, встреченная восторженным рёвом сидящих в первых рядах зрителей и обещавшая, казалось бы, невозможные, невероятные в конце 1970-х, в XX веке приключения. Обещания сбылись.

А тем временем на октябрьском ветру на фасаде «Забайкальца» колыхалась большая броская афиша с персонажами фильма – советскими моряками во главе с капитаном и атакующими вооружёнными свирепыми личностями. Рядом – горящее судно и океанская даль. А в кассах опять толпилась уйма народа.

P.S. В течение следующей недели мы с отцом умудрились ещё трижды увидеть это кино!

Ровно 45 лет назад, осенью 1979-го, на ялтинском филиале киностудии им. Горького режиссёр Лев Дуров, известный зрителю, в первую очередь, по фильму «Вертикаль», завершил съёмки ленты, которой было суждено, начиная со дня премьеры 14 июля 1980 года, стать самой кассовой за всю историю советского и российского кинематографа, а также культовой и прочно вошедшей в золотую серию шедевров отечественного кино картиной. Сегодня в «Телемании» орудуют «Пираты XX века».

Пираты 1954 года

В его танках-цистернах плескалось 11 702 тонны керосина. Основной пункт доставки жидкого груза – Китайская Народная Республика, порт Далянь. За бортом советского гражданского танкера «Туапсе» из порта приписки Одессы – неспокойная горячая синева нейтральных вод Южно-Китайского моря. Неподалёку были Филиппины и другой Китай – остров Тайвань с расположенной на нём так называемой Китайской республикой – проамериканским марионеточным государством под руководством генерала Чан Кайши, находившимся в военном, политическом и экономическом противостоянии с КНР во главе с Мао Цзэдуном.

70 лет назад, 23 июня, в 07:23 местного времени танкер был атакован двумя эсминцами и корветом под флагом Китайской республики. Трижды последовал предупредительный залп орудий. Не имеющее средств защиты советское судно застопорило машины – малейшее попадание в борт означало полное уничтожение взрывом огромной силы.

«Всем, всем, всем! Говорит танкер «Туапсе», идёт захват судна», – полетели в эфир слова радиста «Туапсе». Сигнал немедленно принял Владивосток. Но ответа радист не дождался. Последовал жёсткий удар, а затем он увидел направленное в лоб дуло пистолета – пираты ворвались в рубку и далее уничтожили её. Судно было взято на абордаж более чем сотней пиратов – головорезов в военной форме. Вслед за ними на палубу «Туапсе» – экстерриториальное пространство, согласно международным морским законам, а иначе говоря, на территорию СССР, ступили командующие операцией – главари пиратов гражданские. Говорящие на английском с характерным грубоватым акцентом американцы. Они действовали по прямому указанию и поддержке американского военного командования на Тайване.

Пираты сорвали флаг СССР, изъяли судовой журнал. Несколько советских моряков попытались помешать этому беззаконию, но были избиты с особой жестокостью. Та же участь постигла бортинженеров, попытавшихся вывести из строя движители танкера. В конечном итоге «Туапсе» военные пираты увели под конвоем на Тайвань, в порт Гаосюн, где трофейный керосин был выкачан из танков досуха. Экипаж танкера высадили на берег и китайцы-чанкайшисты во главе с офицером ЦРУ начали уговаривать моряков, чтобы те отказались от возвращения в Советский Союз, склоняя к измене Родине и соблазняя райскими США. Когда слова не помогли, в дело пошли пытки. Жестокие. Изощрённые. Кормить тоже перестали. Экипаж держался стойко, хотя несколько человек не выдержали избиений и сломались. Лишь спустя год основную часть команды «Туапсе» удалось вернуть на Родину. Инцидент с «Туапсе» – первый и последний раз, когда советское судно в мирное время было захвачено морскими разбойниками, да ещё и в погонах.

«ЧП»

Спустя четыре года все эти драматические события нашли отражение в фильме режиссёра Виктора Ивченко «ЧП – чрезвычайное происшествие». Авторы двухсерийной захватывающей ленты смогли мастерски воссоздать, воплотить на экране подвиг простых советских моряков. В съёмках приняли участие: Михаил Кузнецов («Марья-искусница» – русский солдат, «Гиперболоид инженера Гарина» – профессор Хлынов) – старпом Коваленко, Александр Ануров – капитан танкера Калугин, Вячеслав Тихонов – моторист Виктор Райский, Таисия Литвиненко («Небо зовёт», «Кремлёвские куранты», «Мимино») – радист Рита и др. Картина, премьера которой состоялась в ноябре 1958-го, была восторженно принята как критикой, так и 50 миллионами зрителей. Фильм «ЧП» заслуженно стал лидером проката как текущего, так и последующего 1959 года.

Сценаристы – авантюристы, море и уран

Они были уже давними друзьями. Оба с детства с ума сходили по приключенческим, детективным романам, повестям и, понятное дело, фильмам. Оба, придя в кинематограф, сразу принялись воплощать свои давние мечты. Особенно первый. Мужественные герои наперекор судьбе, борясь со стихиями и опасностями, негодяями и преступниками, добивались победы. При этом всегда были в кадре горы или океан. «Вертикаль», «День ангела», «Белый взрыв», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Контрабанда», «Ветер «Надежды» – картины, сделавшие сценариста и режиссёра Станислава Говорухина известным. Иногда друзья, коллеги, а то и руководство киностудии называли его в шутку киноавантюристом. Второй – Борис Дуров – к 1978 году в кинематографе новичком не был, сняв приключенческие «Вертикаль» (совм. с Говорухиным), «Повесть о чекисте», «Гранитные острова», ленты для юных зрителей «Вот моя деревня», «Аварийное положение», «Происшествие».

В ноябре 1968 года, следуя из Антверпена в Геную, итальянское судно, перевозившее 200 тонн уранового концентрата, не достигло порта назначения – исчезло в открытом море. Лишь спустя месяц, в декабре, корабль был обнаружен возле берегов Турции – в порту Искандерун. Трюмы были пусты. Экипаж уничтожен. Кто рискнул захватить специфический дорогой и опасный радиоактивный груз? Простые бандиты-наёмники или даже эти самые?

Эта вполне реальная история, в своё время вычитанная когда-то в газетах, так взбудоражила и врезалась в память морскому киноаванюристу Говорухину, что тот непременно загорелся снять что-нибудь эдакое. Динамичное, захватывающее, непременно с перестрелками, каратэ-драками (единоборство в СССР как раз входило в моду), погонями, «зубодробильными» (иногда в прямом смысле этого слова) приключениями, морем и теми самыми, что поднимали в далёком прошлом над своими парусниками Весёлого Роджера, которым будут противостоять крутые русские мужики. Станислав поделился задумкой с другом Борисом. Заодно Стас припомнил и события, связанные с захватом в 1954-м «Туапсе», и успех картины «ЧП» от 1958-го их коллеги Виктора Ивченко: «Там было здорово, но «завернём» ещё круче!» «А давай! – с азартом отреагировал моментально загоревшийся идеей Дуров. – Только никакой сентиментальности, любовно-мелодраматических штучек. Наши мужики защищают женщин, свой корабль и груз». – «Согласен!»

В конце осени 1978 года сценарий супербоевика, написанный друзьями, был готов: на советское судно, перевозящее не только концентрат, но и обогащённый уран, пригодный для использования как в реакторах АЭС, так и для изготовления соответствующих изделий, нападают пираты с целью захвата. Сюжет представлял собой, как бы сейчас сказали, экшн… сплошной… беспрерывный. Зритель будет в постоянном напряжении. Написанное даже читалось круто. «Вот только пиратов снимать, Боря, будешь без меня, – огорчил Дурова Говорухин. – Я тут прикидывал так и сяк, не получится у меня двумя картинами заниматься одновременно». Его соавтор уже занимался большой работой под названием «Место встречи изменить нельзя». «Но сценарий на худсовет утверждать пойдём вместе».

Продолжение истории рождения культового главного пиратского супербоевика с рекордной кассовой добычей за всю историю кино СССР (и не только) – в следующей нашей встрече.

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)