«Здравствуйте, Лидия Александровна!» «Добрый день, Лидия Александровна!» «Доброго вам здоровья, Лидия Александровна!» Выйдя из квартиры на улицу, Лидия Орлова едва успевает отвечать на приветствия, которые звучат со всех сторон от хилокчан самого разного возраста: начиная от школьников и кончая их мамами, папами, дедушками и бабушками.
И это не случайно. Ведь Л.А. Орлова, заслуженный учитель школы РСФСР, почётный гражданин г. Хилок, была первой и любимой учительницей для учащихся не одного поколения. Она воспитала и вырастила за 61 год своей педагогической деятельности немало хилокчан, одни из которых разлетелись по всей стране, другие живут и работают, а кто-то продолжает учиться в родном городке, ибо последний выпуск из начальной школы у Лидии Александровны состоялся в 2021 году.
Представляла себя только учителем
Родилась и выросла Лидия Александровна в большой семье, в которой было пятеро детей – три брата и две сестры. Отец работал на железнодорожном транспорте, поэтому имел бронь от призыва на фронт. Мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Жили небогато, как и все советские семьи в то время, но дружно.
Охотно Лида училась в школе, увлекалась танцами, любовь к которым пронесла через всю жизнь – уже работая педагогом, вела танцевальный кружок. Её подопечные активно выступали на концертах-отчётах художественной самодеятельности.
Сестра отца Клавдия Ивановна, работавшая учителем в хилокской школе № 12, уделяла Лидии больше внимания, чем другим своим племянникам, видимо, почувствовав в девочке педагогический талант. Она нередко брала её к себе на уроки, рассказывала о своей работе. Живой, общительной Лидии и самой нравилось представлять себя в роли наставницы. Поэтому о другой работе, кроме как педагогом, она и не мечтала.
Но начать раннюю трудовую деятельность пришлось библиотекарем в той же школе № 12, куда её привела тётя после окончания восьмилетки. Об учёбе на очном отделении речи и не велось, поскольку большая семья была стеснена в денежных средствах. Однако Лидия планировала получить специальное образование и поступила на заочное отделение Канского библиотечного техникума. Правда, библиотечным работником Лидия так и не стала, хотя впоследствии получила соответствующий диплом.
Её вскоре перевели на должность пионервожатой в восьмилетнюю школу № 12, а затем предложили возглавить пионерскую работу в большой средней школе № 10. Но к своей мечте стать педагогом Лидия идёт упорно. И оканчивает Улан-Удэнское педучилище. У неё интересная кипучая работа в должности заведующей школьным отделом райкома комсомола. Кстати, благодаря этой должности она познакомилась со своим будущим мужем, учителем музыки Иваном Орловым.
Этот семейный союз был прочным и счастливым во всех отношениях. Иван Васильевич до своего ухода на пенсию был бессменным директором Хилокской детской музыкальной школы, помогая своей жене не только в развитии художественной самодеятельности в возглавляемой ею школе, но и в решении всех других дел. Он и сам был уважаемым и известным человеком в городе и районе, носил звания заслуженного учителя школы Российской Федерации и почётного гражданина Хилка. К сожалению, он уже ушёл из жизни.
Твоё место – в школе
Как бы ни была интересна работа в комсомоле, но Лидию тянуло всё-таки в школу. Знал об этом бывший директор школы № 10 Иван Медзеновский, предложивший ей стать руководителем третьего класса.
«Когда я впервые переступила порог в качестве учителя, – вспоминает Лидия Александровна, – страха у меня, как у начинающего педагога, не было. Работа пионервожатой мне очень помогла, учиться общению с детьми не надо было. Был хороший контакт и с родителями».
Лидия Александровна не только успешно работала, но и продолжала повышать свои знания, став студенткой заочного отделения факультета начального образования Читинского педагогического института, который успешно окончила.
А когда в Хилке в 1980 году была расформирована школа-интернат, и на её базе была создана начальная школа № 11, Лидии Александровне Орловой предложили стать её директором.
Несмотря на то, что в качестве руководителя этого учебного заведения, которому требовались не только капитальный ремонт деревянного здания 1928 года постройки, но и новые методы работы, (на базе школы планировали открыть группы продлённого дня), Орлову ждали немалые трудности, она согласилась.
От трудностей – к успеху
Лидия Александровна, давая согласие на директорство, понимала, что отвечать придётся не только за себя, но и за весь коллектив, что нужно будет думать не только о подготовке к урокам, но и о разных материальных задачах. Но не могла себе представить, что их свалится так много и сразу. Штат школы был небольшой, на уборку классов и коридоров двухэтажного здания школы полагалась всего одна уборщица. А при двухсменном режиме работы школы, да плюс ещё группы продлённого дня, влажная уборка требовалась несколько раз в день. Вот и выходили с учителями на переменах на помощь техничке, сами белили, сами мыли. Кто-то с пониманием относился к этому, кто-то возмущался, мол, не наше это дело. Но видя, что директор никогда не стоит в стороне, а берётся за любое дело, стали принимать это как неизбежное. Вскоре на помощь пришли родители. А надо было ещё организовать питание детей и их отдых во время продлёнки.
Кроме того, Орлова сумела добиться, чтобы в школе был проведён ремонт, печное отопление было заменено водяным от собственной котельной, оборудована канализация и подключено водоснабжение, переоборудованы классы. Словом, школа преобразилась.
Старания нового директора и коллектива не прошли даром. На базе хилокской начальной школы № 11 в 1984 году был проведён областной семинар директоров по изучению опыта занятий в группах продлённого дня. Стали часто проводиться районные, дорожные семинары, учёба актива, собрания методических объединений, ибо педагогическому коллективу вместе с директором было чем поделиться со своими коллегами.
В этом же году Лидия Александровна Орлова была избрана делегатом Всесоюзного съезда учителей. Ей была оказана высокая честь – представлять учительское сообщество школ Забайкальской железной дороги. В дни пребывания в Москве она не только участвовала в работе учительского форума, но и решала такие важные вопросы, как улучшение учебного оборудования, издание учебных пособий, программ, отвечающих требованиям времени.
Пожар
Всё, казалось, шло хорошо. Но вдруг нагрянула большая беда. Из-за детской шалости в школе произошёл пожар. Благо возгорание случилось в воскресный день, и пострадавших не было. Пожар удалось ликвидировать быстро, но последствия его были катастрофическими.
«Конечно, это был сильный удар для меня и коллектива, детей и родителей, – вспоминает Лидия Александровна. – Хотя удалось всё школьное имущество спасти, но здание было непригодным к эксплуатации. По существу, легче было построить новое здание, чем ремонтировать старое».
Так и было решено. Было подобрано место для новой школы. Была подготовлена и проектно-сметная документация. Но, увы, проект не удалось воплотить в жизнь вследствие грянувших неблагоприятных политических событий и развала Советского Союза.
Больше года учащиеся начальной школы ютились в разных предоставленных им помещениях. И тогда Лидия Александровна взялась хлопотать о ремонте погоревшего здания.
Автор этих строк, работая в районной газете, была свидетелем того, как упорно, преодолевая разные препятствия, Орлова шла к своей цели. К восстановлению помещения были привлечены все железнодорожные предприятия Хилокского узла, руководителям которых Лидия Александровна не давала покоя, пока не добивалась того, что запланировано. Только благодаря её настойчивости и, конечно же, пониманию и поддержке руководства узла, школа восстала из руин, как птица Феникс из пепла. И не только восстала, но и приобрела современный облик.
«Я очень благодарна всем руководителям Хилокского железнодорожного узла, города и района, родителям учащихся, всем, у кого нашла поддержку и понимание, – говорит Лидия Александровна. – Без их помощи мы бы не восстановили школу».
Школа-сад
Справившись с одной задачей, Лидия Александровна, как педагог-новатор, решила воплотить свою давнюю задумку: создать комплекс-сад, способствующий преемственности дошкольного и школьного образования, чтобы переход детсадовцев в первоклашки проходил плавно и безболезненно, и возникло содружество. Убеждала, доказывала начальству целесообразность такого комплекса. И как итог, в 1994 году в Хилке появилось новое учебное заведение «Учебно-воспитательный комплекс начальная школа-детсад № 3». К ней затем присоединилась и школа-лицей № 10, директором которой в то время был Валерий Бичанов.
В школе созданы все условия для учёбы: никакой казёнщины, истинно домашний уют. На окнах – тюлевые занавески, на полу – ковры и паласы, повсюду красочные обои, художественные эскизы, поделки и рисунки ребят.
Так как основной уклон работы коллектива – дать учащимся художественно-эстетическое воспитание, в школе работают различные кружки: вокальный, танцевальный, ИЗО, спортивные секции. Установлен тесный контакт с детскими художественной и музыкальной школами.
И успех не заставил себя ждать. Школа-сад № 3 стала лауреатом Всесоюзного конкурса школ на звание «Школа года». А Л.А. Орлова снова была приглашена в Москву.
О заслугах Лидии Александровны Орловой ещё можно долго рассказывать. В её активе множество дипломов, почётных грамот, благодарностей, начиная от городских и районных, кончая всероссийскими.
«Я благодарна, что оценён так мой труд, – признаётся Лидия Александровна. – Но ещё дороже мне любовь учащихся, ставших взрослыми людьми и не забывающих свою первую учительницу математики, и уважение родителей. Когда уже ставшие сами седыми, мои выпускники, собравшиеся на встречу, не забывают пригласить и меня, то душа наполняется радостью, что я живу на земле не зря».
Не забывают поздравить любимого учителя и с юбилеем. Вот что пишет, например, Андрей Таран: «Как давно это было, столько лет пролетело с тех пор, как мы впервые сели за школьные столы. Но до сих пор мы слышим ваш тёплый и родной голос. Спасибо за тепло и ласку, что вы нам дарили». Кристина Коротыгина также поддерживает Андрея: «Вы моя самая первая и самая замечательная учительница! Вы умели подобрать ключик к каждому, зажечь и повести за собой!»
И таких признаний немало.
В районном комитете образования также высоко ценят вклад Л.А. Орловой в воспитательно-образовательный процесс как наставника-педагога, по следам которого пошли отдельные её выпускники, добившиеся также успехов. Среди них учитель математики, прекрасный организатор Елена Сергеевна Спиридонова, взявшая пример со своего учителя.
Не только работой единой
Хотя Лидия Александровна всю жизнь душой была предана своей работе и уделяла ей очень много внимания, но находила время и для семьи, и для отдыха, и для хобби. Она вместе с мужем вырастила и воспитала двух сыновей, имеет четверых внуков и шесть правнуков.
А ещё в свободное время сочиняла частушки, посвящая их родному Забайкалью или своим коллегам-педагогам.
Родилась я в Забайкалье,
И мне нравится здесь жить,
Никуда я не уеду,
Буду краем дорожить.
Написала и текст о Забайкалье, музыку к которому сочинил её муж Иван Васильевич.
Татьяна Колесникова,
фото из семейного архива