Мы живём в двух океанах: воздушном (атмосферном), присущем немалому количеству планет, и гравитационном, который имеет различную «глубину» – силу тяготения. Можно ли человеку укрыться от последнего, «нырнув» в мир, где гравитации, нет? Да запросто!
Способ №1. Отправляетесь в космический полёт (в идеале – максимально подальше от Земли, Солнца и прочих звёзд).
Способ №2. Договариваетесь с пилотами специального самолёта, и они делают во время полёта фигуру пилотажа, известную как «горка», обеспечивая вас невесомостью секунд на 30, но можно дополнительно договориться, чтобы вас поснимали так и эдак, чтобы запечатлеть исторический момент.
Способ №3. Заделываетесь кинематографистом.
Первое – очень дорого. Путёвка на МКС сроком на пару недель с «дорогой» стоит для «туриста» на сегодняшний день 3 764 250 000 рублей.
Второе уже реальнее по цене – 380 тыс. рублей за один полёт.
Третье в разы дешевле первого, при этом сколько угодно по времени продолжительнее второго, гораздо комфортней (вас не будет отчаянно терзать «морская болезнь», а также бытовые «радости», вызванные состоянием нулевого веса), безопасней и т.д. А на экране вы (или ваши герои) будете также эффектно парить и действовать в «невесомости» на фоне любых видов декораций, интерьеров или студийного межпланетного пространства, поражая зрителей реальностью происходящего, убедительно демонстрируя, что вы не где-нибудь на Земле, а в самом что ни на есть Настоящем Космосе. Пусть и с приставкой «кино». Зрителя, как правило, эта «оговорка» вообще не волнует. Ему важно зрелище. Ну и сюжет, желательно, чтобы тоже был.
О невесомости «натуральной»
В октябре 2021 года был создан прецедент, когда на орбиту отправилась известная пара – режиссёр-оператор и артистка с целью «скрыться» от гравитации и снять ряд сцен для своего художественного фильма там, наверху. Одной из мотивировок продюсеров и создателей проекта «Вызов», видимо, было то, что в кадре будет невесомость натуральная, а потому более эффектная.
Насколько в реале эти съёмки на МКС были успешными, доподлинно неизвестно, но в апреле 2023-го вышел фильм, увидев который, зрители как-то особо и… не удивились. Натуральная и дорогущая (по затратам) невесомость ничем не отличалась от «земной», рукотворной и при этом такой же зрелищной, создаваемой кинематографистами ранее. Причём до определённого времени создавалась она вообще без компьютерных технологий!
Вот и давайте сегодня поговорим о том, как в абсолютно земных условиях, находясь под воздействием постоянной силы тяжести, можно эффектно, реалистично, при помощи магии кинематографа воспарить над ней, перейдя в состояние «антигравитации».
«Лунная миссия» и… рояль
Я упущу в нашем рассказе первую наивную попытку показать невесомость в фантастическом фильме немецкого режиссёра Фрица Ланга «Женщина на Луне» (1929), где актёры, изображавшие нулевую гравитацию, висели на руках и верёвках, что сразу бросалось в глаза даже неискушённому тогдашнему зрителю. Перейдём сразу к серьёзному проникновению в космическую антигравитацию.
В 1935 году в киномире произошло чудо – советский режиссёр Михаил Журавлёв с командой единомышленников и консультантом (самим отцом современной космонавтики Константином Циолковским!) отправил в экспедицию на Луну космический корабль с экипажем из трёх человек в картине «Космический рейс». Закупленный многими странами мира фильм русских шёл с аншлагами. Невероятно достоверная техника, показанная в «Рейсе», скафандры, интерьеры корабля, лунные пейзажи поражали зрителей, но рот вообще открывался от удивления, когда космонавты парили в невесомости. Никаких видимых верёвок, которыми грешили старые фантастические фильмы о полётах в космос, в кадре не было! А перемещение в нулевой, или, как сейчас иногда обозначают, микрогравитации, демонстрировалось даже с точки зрения космонавта.
Секрет был гениальным и простым: актёрам под одежду надевали специальные металлические «кирасы» и подвешивали их за три тонкие струны от рояля. Струны перебрасывались через систему блоков, расположенных на полотке студии. Чтобы пролёты актёров в «невесомости» не смотрелись грубо и с рывками, концы струн, крепившиеся к «кирасам», снабжались амортизаторами из резины.
Эффектные кадры парения космонавтов делались так (см. схему «невесомости» вариант 1): часть декорации подвешивали в вертикальном положении, сквозь неё пропускались струны-подвески. Прикрепляли актёра. Оператор с камерой ложился на пол (или тележку). Над ним висели в плоскости декорация и космонавт, совершавший плавное вращение на подвеске, которую камера не видела, поскольку актёр своим телом просто её перекрывал. В итоге получался кадр, в котором космонавт свободно вращается в невесомости без каких-либо видимых приспособлений.
Звёздно-невесомая «Дорога»
В 1957 году советский гений комбинированных и трюковых съёмок, легенда фантастического кино, режиссёр Павел Клушанцев потряс зрителей ещё сильнее – он снял научно-популярный и художественный фильм «Дорога к звёздам». Лента рассказывала об истории космонавтики, её настоящем и будущем. Клушанцев сделал такое, от чего кичливый Голливуд от невероятного удивления вошёл в состояние ступора, впрочем, как и зрители множества стран, закупивших эту картину. Судя по тому, что происходило на экране, было очевидно: СССР уже начали пилотируемые полёты, построили громадную орбитальную станцию и высадились на Луне!
Реализм кадров потрясал. Космонавты в космическом корабле парили в невесомости и, в отличие от «Космического рейса», даже свободно разгуливали по стенам и потолку, а в открытом космосе вообще парили и кувыркались в любом положении и направлении. Не было абсолютно никакого намёка на какие-либо подвески.
А теперь позвольте, уважаемые друзья, небольшое отступление во времени и пространстве. Из 1957 года перенесёмся в апрель–июнь 2023-го… Среди многочисленных обсуждений в интернете фильма «Вызов» огромная масса пользователей российского сегмента мировой паутины возмущённо твердила (и продолжает это делать по сей день), что всё это можно было снять в земных условиях. «Зачем выброшены такие огромные деньги? – вопрошают зрители. – Если таланта и фантазии не хватает, посмотрите фильм «Космическая одиссея 2001 года», где вся эта невесомость и космос были гениально и реалистично сняты безо всяких полётов и компьютеров режиссёром Кубриком ещё в 1968 году…»
Они, конечно же, правы. Да, Кубрик снял «Одиссею». Но факты – вещь упрямая и справедливая. Первыми были советский гениальный маэстро комбинированных съёмок, писатель, сценарист, режиссёр и оператор Павел Владимирович Клушанцев и его кинокартина «Дорога к звёздам». Это подтвердил (см. ниже) и сам мистер Кубрик…
Тайна русской «невесомости»
Как же Клушанцев добился невесомости, не отрываясь от планеты? Секрет снова оказался достаточно простым, отчасти схожим с тем, что был в «Космическом рейсе» (см. схему, вариант 1). Поскольку для «масштабных» съёмок кадров высоты павильона уже не хватало, то киношникам пришлось вырезать в полу отверстие в несколько квадратных метров и переместить оператора с тележкой в подвал (см. фото). Рядом слева изображён получившийся комбинированный кадр из фильма «Дорога к звёздам».
Что касается эффектного перемещения в невесомости космонавтов в кабине космического корабля, то раскрыть его поможет схема невесомости, вариант 2. Кабина корабля имела цилиндрическую форму. Для съёмки построили горизонтальный барабан большого диаметра, который мог вращаться благодаря системе роликов. К барабану жёстко крепились камера и осветительные приборы. Внутри барабана устанавливался его меньший вариант с декорацией и актёрами, которые фиксировались к креслам. Кинокосмонавт, которому предстояло перемещаться по стенам, оставался свободным. Во время съёмки ассистенты начинали медленно катить барабан вместе с декорацией прямо по полу съёмочного павильона, актёрами в креслах и оператором. «Свободный» же актёр плавно переступал в нужном направлении и, по мере вращения декорации под ногами, шёл по стене, а затем и по потолку отсека корабля.
На экране получалось, что космонавты в креслах свободно сидят в горизонтальном положении (камера-то закреплена с ними в одной оси), а их товарищ разгуливает в «невесомости» по самым неожиданным точкам интерьера отсека. На фото из фильма «Дорога к звёздам», что изображена на заставке-иллюстрации, как раз изображён кадр с подобной кино-невесомостью.
Автор «Космической одиссеи 2001 года», легендарный Стэнли Кубрик признавался: «Не будь писателя Кларка и великого Клушанцева, я никогда не смог бы снять «Одиссею»».
Продолжение – в следующей нашей встрече!
Сергей Балахнин,
иллюстрации автора