Двадцать восемь. Бессмертие подвига и памяти

Канун 83-й годовщины начала войны. Огненная, скорбная и великая дата! Вечный огонь незабытых ушедших героев. И легендарные киноленты страны-победительницы – «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Добровольцы», «Баллада о солдате», «В бой идут одни «старики» и многие другие… Среди современных есть немного действительно достойных, о которых стоит лишний раз напомнить и рассказать непростую и интересную историю их появления. Сегодня – о фильме, ставшим по праву народным, работа над которым началась 16 лет назад, – картине режиссёрского тандема Андрея Шальопа и Кима Дружинина «28 панфиловцев».

Мечта. Герои. Сценарист

Ещё с детства юный ленинградец Андрей Шальопа (родился в 1972-м), как и многие мальчишки, любил смотреть фильмы о Великой Отечественной. Особенно поразил мальчишку подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев. Видел он и ленты «Горячий снег», «Волоколамское шоссе», «Аты-баты, шли солдаты» и немало других, в которых действовали герои – мужественные советские парни, вставшие на пути вражеских танков. В эпопее Ю. Озерова «Битва за Москву» (фильм 2-й – «Тайфун») даже были сцены-эпизоды, рассказывающие о подвиге группы истребителей танков из частей дивизии генерал-майора И.В. Панфилова под командованием политрука Василия Клочкова у разъезда Дубосеково. Но эпизод – всё-таки не фильм. «Почему никто не снимет кино именно о них, двадцати восьми героях?» – удивлялся и почти возмущался Андрей, а потом начал мечтать, как он бы снял такой фильм. Спустя годы, сменив несколько профессий и в конце концов став режиссёром, дебютировавшем в 2008 году совместно с Кимом Дружининым фильмом ужасов с элементами комедии «Поймать ведьму», Андрей решил осуществить свою давнюю мечту. Уже на следующий год он держал свой первый серьёзный сценарий – военную драму о жизни и правде о великом подвиге – «28 панфиловцев».

Два режиссёра. Фильму быть?

Итак, сценарий был готов. Осталось снять фильм, для работы над которым Шальопа изначально решил привлечь своего коллегу и друга Кима Дружинина, с которым он довольно успешно успел «половить ведьму» в 2008-м. Однако перед соавторами встало непреодолимое препятствие, которое остановило в начале пути сотни перспективных проектов российского кинематографа, – финансирование. Вернее, отсутствие такового. Не теряющий надежду Шальопа обратился за господдержкой в Министерство культуры, но без участия в специальных конкурсах сценариев это было тогда невозможно. Да и конкурсов никаких не было. Тогда сценарист обратился письмом к президенту. Автора направили во всё то же Министерство культуры, а там: «Да, конечно, мы знаем ваш проект. Вы молодец. Участвуйте в конкурсе». А конкурс так и не состоялся. Круг замкнулся.

Народному фильму – быть!

Закрыть проект о героях? Никогда! Авторы решили использовать последнее средство для спасения будущей картины – краудфандинг.

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd – толпа, funding – финансирование) – коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Иными словами, Шальопа и Дружинин обратились к народу через мировую паутину с просьбой поддержать патриотический проект, изначальная сумма которого на 2010 год составляла 60 миллионов рублей. Вскоре стараниями тысяч россиян, неравнодушных к истории Великой Отечественной, в частности, к подвигу героев-панфиловцев, была набрана первая сумма – 3 191 595 рублей. Финансы для запуска крупного фильма с демонстрацией сражений, боевой техники, вооружений, массы пиротехники, военной формы и т.д. небольшие, но и они дали возможность энтузиастам начать работу над фильмом. Авторы тщательно изучали самую разную информацию – как окапывались роты, какие приёмы ведения боя применяли, как выглядел ландшафт, как квартировался полк и т.д. Пересмотрели множество архивных материалов, фотографий, военной хроники. Встречались с ветеранами.

Подготовительная работа над проектом длилась почти четыре года, пока к осени 2013 года не накопилась сумма свыше 30 миллионов, позволившая, наконец, начать съёмки фильма.

Начало. Кастинг без женщин

4 октября на базе второй по величине после «Мосфильма» киностудии страны – «Ленфильме» – начались съёмки поистине народной картины «28 панфиловцев», которую впервые в истории российского кино финансировал сам народ. В рабочую команду, помимо режиссёров, вошло более сотни человек. Образы героев-панфиловцев было доверено воплощать не только профессиональным актёрам, но и волонтёрам.

Есть в «28 панфиловцах» и своя особенность – в картине нет ни одной женской роли! Связанно это отчасти и с тем, что её авторы изначально отказались от набившего оскомину в российском «военном» кинематографе штампа, отчасти навязанного Голливудом, – непременной в сюжете любовной линии. Создатели картины в многочисленных интервью не раз подчеркнули, что всё происходящее на экране будет полностью сосредоточенно на подвиге советских солдат, поскольку это «настоящее кино о настоящих героях великой страны».

Съёмки, деньги, локации, снег

Основная часть съёмок пришлась на зиму 2014/15 годов. К этому времени проект «28 панфиловцев» выиграл грант в Министерстве культуры на сумму 30 миллионов рублей. Вскоре и Минкульт Казахстана выделил на фильм сумму порядка 287 000 долларов. Так что авторы картины могли более-менее спокойно вздохнуть по поводу финансирования и начать активные съёмки.

Ландшафты – копии пейзажей мест, где 16 ноября 1941 шла ожесточённая схватка панфиловцев с танками и живой силой гитлеровцев возле Дубосеково, – нашлись в Ленинградской области, возле Лодейного поля и неподалёку от деревни Агалатово, а также под городом Иваново. Как правило, в этих местах всегда выпадает много снега. Поначалу так оно и было, но вскоре природа забастовала, и белые холодные осадки вдруг перестали выпадать. Остаться русской зимой без снега! Пришлось покупать снег искусственный.

Комбинированные съёмки и пушечный реализм

Андрей Шальопа ещё в стадии написания сценария запланировал делать картину в стиле лучших образцов советских фильмов о войне – несмотря на все достижения современных компьютерных спецэффектов, снимать по возможности максимальное число сцен вживую. Использовать вместо компьютера старые добрые комбинированные съёмки. Это усложнило работу, но реализм происходящего в кадре стоил того. Исключение составили, пожалуй, только зелёные рир-экраны, что присутствуют ныне на съёмках каждого зрелищного фильма. Впрочем, и в советском кинематографе для комбинированных кадров вовсю пользовались подобными приспособлениями, но не зелёного, а белого цвета. Изображение на них вместо компьютерной «картинки» во время съёмки проецировалось кинопроектором. Что же касается военной техники в кадре, то и здесь хватало реализма. Взять те же 45-миллиметровые противотанковые орудия. В фильме они настоящие: одну пушку для съёмок выделил Военно-технический музей в Черноголовке, другую – питерский меценат и коллекционер. Орудия были недействующие, но киношники научили их лихо стрелять по-настоящему. Тут пригодился опыт советских кинематографистов.

Как киностреляли в СССР

Легко догадаться, что не всякое игровое орудие способно выдержать даже ослабленный заряд холостого выстрела, а простоявшее в музее долгие годы – тем более. Поэтому стреляли в кино чаще всего при помощи пиротехнических патронов, соединённых с электрическим запалом и заряженных бездымным порохом. Стрельба такими патронами ведётся при съёмках кадров с крупными (до 3 метров) и средними (до 10–15 м) планами, а также сцен, снимаемых в темноте. Однако в ясную погоду, особенно зимой на фоне снега, стрельба холостыми с бездымным порохом не даёт нужного зрительного эффекта: едва видимая вспышка, ба-бах, и всё. В этих случаях бездымный порох заменяют дымным или смесью магния с азотнокислым барием. Эффект боевого выстрела безо всяких компьютеров смотрелся идеально.

Танки в кадре

Что же касается главного противника – немецких танков, то специально для фильма была построена полномасштабная, на собственном ходу, модель – точная копия Panzerkampfwagen IV (читается как «Панцеркампфваген IV»), он же PzKpfw IV (в СССР был известен как T-IV), одного из тех пятидесяти, что атаковали панфиловцев. Для целого ряда комбинированных кадров в фильме были использованы идеально точные копии – радиоуправляемые модели вражеских боевых машин T-IV и T-III. Съёмки проводились в одном из самых больших павильонов «Ленфильма» среди сотен квадратных метров, покрытых бутафорским снегом – смесью килограммов соли, талька, мела и соды.

Основная работа над фильмом завершилась осенью 2015 года.

«28»: бессмертие подвига и памяти

Комментировать и писать о том, как отреагировали зрители на картину, премьера которой состоялась 24 ноября 2016 года, наверное, не имеет смысла. Скажем только, что «28 панфиловцев» не подверглись зрительской анафеме, в отличие от десятков российских фильмов последних полутора десятков лет на тему Великой Отечественной, опорочивших себя жуткой режиссурой с отвратительным сценарием – сюжетом, нередко изобиловавшим антисоветскими выпадами, грязной ложью, искажением истории тех страшных и героических дней. В них нет отвратительной или посредственной игры сытеньких, чистеньких актёров и актрис. Они не стали «кино-попсой» и «компьютерной игрушкой». Главное – спустя восемь лет «28 панфиловцев» не забыты и периодически пересматриваются снова и снова. Они по праву вошли в немногочисленный, к сожалению, ряд картин современных российских кинематографистов, рассказавших и показавших правду о той войне и бессмертном подвиге её настоящих Героев.

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)