Звучат мантры под стук молотков

В этом месте буддийские мантры звучат необычно – под стук молотков. Впрочем, это временно, ведь реконструкция дугана в приграничном посёлке Забайкальск уже близится к завершению.

Народная стройка

История появления Забайкальского дугана достаточно интересна. Он был открыт как филиал Цугольского дацана в 2002 году, когда на общем собрании было решено, что Батор-лама Мункуев будет командирован в этот посёлок. А новый цогчен-дуган, то есть соборный дуган, под названием «Тубдэн Норбулинг» начали возводить в 2012 году под руководством приехавшего сюда Соёл-ламы Цыренова. Его открыли через десять лет. А что сейчас обновляется в этом здании, рассказывает Соёл-лама: «Во время реконструкции красим здание, крышу, деревянные элементы и западную часть забора. А недавно, в мае, мы освятили восемь ступ, построенных по буддийским канонам, установили 108 молитвенных барабанов».

В дугане с жителями не только Забайкальского округа, но и других районов общаются трое лам, поэтому и стройка, можно сказать, стала народной.

Соёл-лама продолжает: «Наша стройка немаленькая, ведь в порядок надо привести трёхэтажное здание размером 13 на 18 метров. Нам помогали жители Забайкальского, Борзинского, Краснокаменского, Приаргунского районов. Администрации посёлка и округа нас всегда поддерживают с самого начала строительства».

По заветам предков

Бурятский народ всегда старается сохранить традиции и обычаи, передать свои ценности из поколения в поколение. Каждая деталь и образ имеют своё значение, поэтому сейчас, в июне, во всех дуганах в крае начались обряды буддийского праздника обоо.

Слово «обоо» переводится как «гора», «возвышенность». Это место обитания самого сильного и влиятельного духа, которого испокон веков почитают жители, зная, что есть определённые места, где люди ближе всего к природе, горам, долинам, рекам и озёрам.

Возле каждого села есть своё обоо, обычно оно располагается на холме в виде специально возведённой ступы. В назначенный день местные жители собираются возле неё и приглашают ламу для проведения обряда. Также на обоо съезжаются все те, кто родился в данной местности, но живёт в другом селе или городе. Главная цель обряда – преподнести угощения хозяевам местности, попросить, чтобы лето сложилось благополучно, не было засухи, шли дожди. Лама читает комплекс молитв, очищая местности от негативной энергии. Люди развешивают на специальных шестах принесённые с собой флажки хий морины, на которых пишут имена своих родных.

В этот день верующие молятся и просят исполнения своих желаний.

Соёл-лама рассказывает о празднике: «Хотелось бы поздравить всех забайкальцев с началом больших летних праздников обоо. Мы благодарим матушку-природу, знаем, что такие праздники укрепляют связь поколений, молимся хозяевам местности. В буддийском понимании мы благодарим за то, что живём на этой земле. А программа праздника будет, как всегда, очень насыщенной: концерт, национальная бурятская борьба бухэ барилдаан, соревнования по разбиванию хребтовой кости сээр хугалха, бурятская национальная стрельба из лука суур харбаан и конные скачки мори урилдан.

Виктория АЛЕКСАНДРОВА,
фото из архива дугана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)