Незадолго до начала военной операции по денацификации и демилитаризации в известной стране, когда за океаном и в Европе начался новый, особо ожесточённый виток антироссийской истерии и беспрецедентной русофобии, у меня как-то случайно состоялся короткий разговор с одной из моих пишущих коллег, молодой женщиной.
Речь шла о кинематографе, его новинках, перспективах и тенденциях (Голливуд с рядом своих компаний-мейджоров ещё не ввёл свои подлые санкции). Разговор случайно коснулся и штатовской кинопродукции, оккупировавшей репертуар российских кинотеатров на все 80%. Как бы походя, затронули тему подачи образов России, СССР, советских и российских персонажей в американских фильмах современного XXI века. Наконец, было упомянуто такое понятие, как «холодная война». Моя молодая коллега была весьма удивлена: «Как, разве холодная война не закончилась? Разве до сих пор снимают такие фильмы?» Я понял, что пришла пора написать об этом.
Написать с примерами некоторых конкретных крупных фильмов-блокбастеров и киноподелок недавнего прошлого, а также абсолютно недавнего настоящего. Написать в свете того, что предпринимает ныне против нашей страны агрессивный, жестокий, коварный, твердолобый и более чем полубезумный дядя Сэм, он же, по-киношному, Капитан Америка. Он, стремящийся также всеми путями, методами, способами демонизировать нашу страну, её историю, её достижения и нас с вами, уважаемые друзья.
Превентивные меры
Есть в военном деле такое понятие, как «превентивный удар по объектам потенциального противника» (от англ. prevent – предотвращать). Иначе говоря, атаковать врага, прежде чем он сам, подготовившись, нападёт на вас. Понятие превентивности существует не только у военных. Им давно вооружились дипломаты, политики, идеологи. Правда удары, в отличие от военных, здесь наносятся не физически, а психологически. Духовно разложить врага, придать ему образ или, как сейчас говорят, имидж отталкивающего, карикатурного, тупого, но опасного типа. Внедрить созданный имидж противника в его же голову и навязать этот же образ всему «нейтральному» и «дружественному» «цивилизованному» миру, так называемой «мировой общественности», заодно максимально демонизировав этого противника.
Эффект от подобных психологических ударов не так быстр, как от военных, но не менее (и даже более) разрушителен: противник постепенно начинает терять уважение не только к своей стране, но и к её истории, какой бы славной она ни была, а затем и к самому себе. Теряется вера в закон, справедливость, вера в единство своей нации, её наукУ, культуру и т.д.
Одной из главных целей таких психологических ударов является молодое и совсем юное население страны-противника, ибо оно – будущее страны – легко впитывает любую информацию, жаждет нового, необычного. Его требуется оболванить, перекроить, перестроить, дать ему новые, ложные цели, привить чуждую систему ценностей и, наконец, ассимилировать к культуре и образу жизни атакующей страны, таким образом превратив своих потенциальных сильных и опасных врагов в быдло-потребителей, рабов, стадо, обслуживающее сырьевой придаток побеждённой страны.
Причины
Зачем я затронул эту специфическую тему, которая была популярной «обязаловкой» в каждой советской газете? Причины в свете сегодняшних дней, думаю, понятны, и всё же обозначим оные.
Причина первая: США и его кинематограф атаковал и продолжают атаковать русских. Впрочем, для заокеанской супердержавы «русские» – это не только этническое население России, но и множество представителей нашего многонационального государства, а также Белоруссии и Той страны, которую мы сейчас вычищаем от оголтелой русофобии и нацизма, взлелеянного и насаждаемого её нынешним руководством и, в первую очередь, её хозяевами за океаном.
Причина вторая: события, связанные с кризисом и проведением военной операции по демилитаризации и денацификации в Той стране, возродившей нацизм, подобно лампе-вспышке, до боли в глазах высветили реальное «лицо» нашего бывшего союзника по Второй мировой войне, затем «доброго партнёра» периода подрывного «проекта» Perestroyka, последующих «демократических» 1990-х и начала нулевых – оскаленный лик звёздно-полосатого хищника, жаждущего прикончить своего крайне живучего, мощного врага и воспользоваться его несметными сокровищами: природными и человеческими ресурсами. Зверя, жаждущего мирового господства.
Холодная продолжается…
Из чего напрашивается определённый вывод: легкомысленно и наивно полагать, что холодная война против нас прекратилась с уничтожением СССР. Она и не думала прекращаться. Она продолжилась и в XXI веке. Она не прекращается ни на минуту: в Интернете, печатных изданиях, радио, ТВ, компьютерных играх, кинематографе. Сейчас она грозит перейти в «горячую» версию… Впрочем, пришла пора обратиться к конкретным примерам. Сейчас будем говорить о фильмах 2010-х и позднее. Итак…
По проверенной схеме
…Полчища северо-корейских вояк при помощи нового, невероятно эффективного электромагнитного нано-оружия уничтожает все коммуникационные системы США, включая военную технику, и захватывают беспомощную «оглохшую», «ослепшую», обезоруженную (большинство оружейных систем работает только с электронной начинкой) сверхдержаву. Массовые расстрелы. Концлагеря. Беззаконие тоталитарного нового порядка. Среди сотен азиатских лиц-захватчиков – солдат и офицеров – выделяется жуткий лик с глазами хладнокровного убийцы и садиста. Человекообразный монстр одет в форму офицера ВДВ… России!
Перед вами, друзья, вовсе не старый, некогда скандальный пасквиль периода холодной войны, антисоветский «Красный рассвет», что снял голливудско-пентагоновский режиссёр Д. Миллиус в 1984 году. Это его ремейк с тем же названием, которое в России прокатчики окрестили, от греха подальше, «Неуловимые» (2012). Как и 30 лет назад, молодая поросль дядюшки Сэма вновь жестоко мочила восточного врага, покусившегося на их великую родину. Не поздоровилось и проклятому русскому мерзавцу с квадратной челюстью в голубом берете, что был «советником» коммунистических узкоглазых.
Зачем понадобилось автору этого «шедевра», режиссёру Дэну Брэдли, реанимировать антисоветскую ленту периода холодной войны, давать ей вторую жизнь? Явно не творческий и коммерческий позыв. Далее возьмём более известный пример.
О космонавтах «типично» советских
…Два неопрятных алкогольных типа с семитскими чертами лица и отталкивающей внешностью. Они проводят время в каком-то тесном грязном притоне. Обслуга и остальные посетители в лице пьяных граждан и размалёванных девиц, как выясняется главными героями фильма, зашедшими в заведение, вооружены до зубов. «Ти кто такой? Йа убью тьибя!» – слышится русская речь от бабы с автоматом. Далее баба и всё окружение начинают «базарить» исключительно на украинской мове-фене. Вошедшие в кабак мужественные симпатяги – американцы, а те двое уродливых алкашей – советские космонавты! Они, имитировав свою гибель, сбежали в страну – оплот демократии и порядка – от гнева инопланетных разумных железных созданий, замеченных ими на Луне в конце 1960-х годов.
Перед сценой с притоном демонстрируются советские газеты. Видны фото Юрия Гагарина, Алексея Леонова (интересно, что именно эти космонавты принимали участие в советской программе пилотируемого полёта на Луну). У зрителя появляется ассоциация, что уроды-алкаши – это, возможно, и есть прославленные советские герои. Всё вышеописанное – не фрагмент фильма времён великого противостояния США и СССР, а ультракрутой фантастический мегаблокбастер режиссёра Майкла Бэя «Трансформеры-3: Тёмная сторона Луны» от 2011 года.
Юные зрители в переполненных кинозалах с уважением смотрели на элегантных астронавтов, один из которых, настоящий американский космонавт Базз Олдрин, даже снялся в камео (то есть в роли самого себя), и смеялись над алкашами-космонавтами. До сих пор автор этих строк помнит, как среднее поколение самого большого кинотеатра нашего города отпускало ядовитые реплики, а старшему оставалось брезгливо скрипнуть зубами. Такими нас, с подачи Голливуда, перестаёт уважать и, чего там говорить, бояться весь мир.
Наши детки смеялись над опущенными Бэем героями своей, в прошлом великой, страны, да и всей планеты. Яд от превентивного психологического удара вместе со смехом проникал в сердца и души будущего России…. И, что больно и обидно, ответить надлежащим ударом возмездия современный российский кинематограф на тот момент был просто не в силах, тем более что в его «жилах» – финансовых бюджетах – текла «кровь» всё той же заокеанской валюты.
Подумаешь, всего небольшой эпизод в шикарном блокбастере (франшиза «Трансформеры» имеет в общей сложности 5 полноценных фильмов и до сих пор популярна), скажет иной зритель. Увы, это просто неведение. Последствия психологических атак имеют свойство накапливаться в умах атакуемых. Третья часть «Трансформеров» – далеко не единственный пример нападения на имидж русского человека и его роли в современной истории. Продолжим?
Впрочем, здесь пока остановимся…
* * *
…Эта опасная «разлекаловка» от дяди Сэма. Космос и Вторая мировая – умалчивание как кинодиверсия. Страшные и отвратительные русские. Капитан Америка против Зимнего солдата и «руки Москвы». Русофобский кинобред и кощунство для детей от 2020-го. Россия вместе с антихристом и Китаем. Эта бесконечная жестокая русская мафия. Когда русский наёмник… кот! «Сказка ложь, да в ней… – злодей Ленин, колдунья Крупская, демонические большевики и милые западные общечеловеческие ценности». Эти странные «инопланетные» русские. Антисоветско-российская «пятая киноколонна»… Об этом и не только в следующей нашей встрече.