Когда речь заходит о какой-либо проблеме на селе, невольно вспоминаются изречения известных людей. Вот и сегодня хочется привести крылатое выражение Н.В. Гоголя (хотя интернет приписывает авторство и другим классикам, но суть его от этого не меняется), согласно которому, в России две беды – дураки и дороги. Проблемы и методы борьбы с первой бедой оставим для узкоспециализированных врачей, которые оказывают соответствующую медицинскую помощь, и для больших руководителей, которые назначают руководителей меньшего звена. А вот о дорогах порассуждаем. Не распыляясь на дорожные просторы всей страны, поговорим о дорогах, пусть не длинных и не широких, но важных для жителей села Иван-Озеро Забайкальского края.
Когда-то, в советское время, дорога от Читы до Беклемишево проходила через село, по берегу вдоль озера. Конечно, это доставляло неудобства жителям: пыль, грязь, опасность дорожно-транспортных происшествий. Но сложившуюся ситуацию можно было терпеть, ведь поток транспортных средств был невелик.
Немного позднее, по мере роста благосостояния жителей города и окрестностей, и, соответственно, увеличения транспортного потока, властные структуры приняли грамотное решение о строительстве дороги, обходящей село, с возможностью заезда в него с любой стороны. Их цели были всем понятны – снизить уровень экологической нагрузки на село и обеспечить дорожную безопасность жителей.
И дорога была построена. Но на этом работа властей не остановилась. Для удобства жителей села, пользующихся услугами рейсовых автобусов, была построена ещё одна (асфальтированная) дорога, частично проходящая через село, частично обходящая его, с выходом на основную трассу. По ней проходил и проходит в настоящее время маршрут рейсового автобуса Чита – Беклемишево.
Для поддержания в надлежащем состоянии указанных дорог был создан соответствующий дорожный участок, базирующийся в селе Иван-Озеро. И дороги всегда были в прекрасном (по нормам того времени) состоянии. Повреждения асфальтового покрытия оперативно устранялись, грунтовая дорога регулярно ровнялась специальной техникой – грейдерами. И на всё это находились и финансовые, и технические возможности. Да, это была истинная забота власти о людях.
Но вот в середине 80-х годов наступили времена перестройки. Стране (или кому-то в стране) потребовались перемены. Перемены, как нам говорили, к лучшему. Вероятно, где-то, например, в Москве, в пределах Садового кольца, всё именно так и произошло, но в пределах села Иван-Озеро лучшее поистине стало врагом хорошего. В результате проводимых реформ дорожный участок, обслуживающий местные дороги, потихоньку начал разваливаться и в итоге был ликвидирован. Люди потеряли работу, техника бесследно исчезла. Дороги, оставшиеся без должного ухода, оказались в плачевном состоянии.
Грунтовая, что идёт вдоль озера, превратилась в шикарный набор ям, рытвин и колдобин. Если раньше её грейдировали несколько раз в году, то сейчас, в лучшем случае, раз в год. После дождей (а их в последние годы было большое количество) вода ещё долго стоит во всех углублениях, образуя грязную жижу. В некоторых местах образовалось несколько крайне глубоких ям, которые реально опасны и могут с лёгкостью привести к серьёзной беде на дороге. Правда, усилиями местных властей недавно их попробовали подремонтировать, заказав сыпучи материал. Однако вместо мелкого щебня «специалистами» в ямы была высыпана гравийная смесь очень крупных фракций, к тому же неуклюже выровненная грейдером, в результате чего дорога стала ещё опаснее. Теперь груды камней занимают почти половину дороги, создавая преграду для полноценного проезда и весьма высокую вероятность повреждения транспортных средств. Велосипедистам вообще, даже по утрамбованным колёсными шинами камням, проехать проблематично. А ведь этим видом транспорта сейчас увлечены многие отдыхающие, да и жители села, отдающие приоритет здоровому образу жизни. В общем, цитируя очередного классика: хотели, как лучше, а получилось, как всегда.
В удручающем состоянии находится и асфальтированная дорога, по которой проходит маршрут рейсового автобуса. Запас прочности советского асфальта заканчивается, и его замена становится просто жизненной необходимостью. Трещины, выкрашивания, искривления, просадки огромных размеров явно не способствуют обеспечению безопасного движения по дороге. Люди, едущие в рейсовом автобусе, да и другие, движущиеся на личном или служебном транспорте, ежедневно рискуют своим здоровьем, а возможно, и жизнью. Справедливости ради, следует отметить, что пару лет назад на въезде в село со стороны города Читы проводились некоторые ремонтные работы «ямочного» типа, но сегодня и там образовываются дыры в асфальте.
Есть, правда, и хорошая новость – полным ходом выполняется реконструкция основной обводной трассы, проходящей мимо села. И пусть новое дорожное покрытие выполнено не по европейским стандартам, для нашего региона и это большое счастье – почти ровная дорога! Возможно, этот технологический процесс затронет и дороги села Иван-Озеро. По крайней мере, очень хочется на это надеяться. Однако ключевым эпитетом дороги является «обводная». В связи с этим есть подозрение, что, вероятнее всего, дорожный ремонт тоже пройдёт мимо села, и наши дороги останутся на прежнем, ниже некуда, уровне, на таком же, как и забота о благополучии людей со стороны перестроенной власти.
А как хочется, чтобы всё, о чём говорится в телевизорах о повышении качества жизни населения нашей страны, имело реальное воплощение. Но пока слышна только красивая риторика с высоких трибун, далёкая от реальной жизни глубинки. Есть, конечно, надежда на принятые поправки в Конституцию РФ, среди которых, может быть, найдётся строчка, позволяющая поднять качество дорог в селе Иван-Озеро пусть не до уровня МКАДа, но хотя бы до безопасного для жизни людей состояния.
Жители села Иван-Озеро Читинского района