Почти все учителя советского времени после получения диплома обязаны были несколько лет отработать в селе. Многие там остались и не жалеют, хотя быть педагогом в селе – и прекрасно, и трудно. В преддверии Дня учителя воспользуемся возможностью узнать через интернет, что рассказывают о себе сельские учителя Казахстана, Уругвая и Индонезии.
Казахстан. Хозяйство и школа
«Я работаю учителем в маленькой школе в обычном селе. Здесь всегда жили мои родители, а теперь вот и я. Почему выбрала эту профессию? Люблю детей и хочу воспитать новое, более образованное поколение. Остаюсь в родном селе, так как моя мама не хочет уезжать отсюда.
Люблю ли я свою работу? Думаю – да. Но должна сказать, что у современного учителя очень мало времени на подготовку к урокам. Меня привлекает процесс обучения детей, и я рада делиться знаниями, видеть интерес в глазах своих учеников. Однако большую часть рабочего времени мы заняты бумажной работой. Спросите любого учителя – бумаги, бумаги и ещё раз бумаги!
Почему в деревне сложнее? В городе день начинается с утреннего кофе и подготовки к работе. А чтобы жить в деревне, нужно иметь своё хозяйство. Приходится вставать в 6 часов утра и приниматься за работу по дому. Нужно успеть сделать многое до того, как отправиться в школу. После занятий надо оформить много справок и разных отчётов. В такие моменты позавидуешь городским учителям.
С одной стороны, у нас меньше учеников по сравнению с городскими школами. Но нельзя сказать, что это существенно влияет на нашу работу. Во многих сельских школах есть маленькие классы. По этой причине уроки нередко совмещены, и одно занятие проводится в двух классах, а значит, документы необходимо составлять в двух экземплярах.
Кроме того, откровенно сказать, проблема ещё и в родителях. По моему мнению, в городе родители уделяют больше внимания своим детям. А у нас некоторые сельчане совершенно не интересуются учёбой детей. Можно, конечно, по пути домой встретить отца нерадивого ученика и поговорить о воспитании сына. Однако нередко родители во всём уповают только на школу.
Я не могу точно предсказать, как сложится моё будущее. Но твёрдо знаю одно: мой сын будет учиться в той же школе, где училась и работаю я. Почему? Потому что в городских школах учителя видят учеников только в школе. А наши дети растут на глазах, мы знаем и видим их родителей каждый день. Радуемся каждому успеху и огорчаемся каждой неудаче наших детей. И это продолжается всю жизнь…»
Уругвай. Всех учителей – в село на практику!
«Учителем работаю восемь лет, и самое приятное для меня в учебном процессе – ежедневное общение с детьми.
Стал именно сельским учителем – по вынужденным обстоятельствам. Я вырос в Монтевидео, и сельская местность была для меня чем-то далёким и неизведанным. Сначала чувствовал себя совершенно потерянным. Но в то же время меня ошеломили тишина, красота природы и искренность людей. Что касается работы, то моих университетских знаний явно не хватало, что вселяло неуверенность в себе. Думаю, сельскому учителю необходимо пройти специальную подготовку с учётом всех особенностей работы в деревне.
Лично я убеждён, что все учителя должны пройти практику в сельской школе. Работа в сельской местности обогатила меня. Здесь я научился по-настоящему ценить и уважать сельчан. Одним словом, работа в сельской школе сильно повлияла на мою жизнь, и я уверен – сделала меня народным учителем».
Индонезия. Ты у всех на виду
«Я считаю, что быть учителем в деревне хорошо: чистый воздух, родниковая вода, отсутствие транспортных пробок. У детей здесь меньше соблазнов, которые имеются в крупных торговых центрах и кинотеатрах. Однако за преимуществами работы на селе скрываются и некоторые отрицательные стороны. Например, однажды в нашей деревне с раннего утра шёл сильный дождь, в результате дороги были затоплены. Несколько дней дети не ходили в школу.
Во время пандемии появились большие сложности по причине отсутствия компьютеров во многих семьях. Периодически бывают отключения электричества.
Кроме того, жизнь любого селянина у всех на виду, а самого учителя – и подавно. В глазах деревенских жителей ты должен быть всегда одет с иголочки, а иногда так хочется пройтись в простой футболке…
Ещё сложнее с личной жизнью: фиксируется и обсуждается внимание молодого учителя к любой девушке, особенно к неместной».
Интересно, согласны ли со всем этим российские сельские учителя?
По материалам, mojok.co, kaz.tengrinews.kz, educacionrural.org