Забайкалье многолико и многонационально. И пока христиане достают из закромов рецепты пасхальных куличей и луковую шелуху, мусульмане укрепляют дух строжайшими постами Рамадана, в еврейской общине Читы отмечают свой праздник – Песах. Вместо кулича – горьковатые пластины мацы. Вместо 2023 года – 5783-й.
Вечером 5 апреля в старинной синагоге на улице Ингодинской горел свет. Мужчины удалились на молитву в соседнее помещение, а женщины, у которых через одну бабушек звали Сарами («и все вязали!»), делились новостями, показывали снимки детей и внуков – многие из них давно перебрались из Читы в Израиль. Учатся, работают там. Уехал бывший много лет главой общины Борис Ерёмин. (Григорий Борисович – сын – подхватил его стяг.) Уезжают, скучают, приезжают время от времени.
И конечно, где бы ни находились, тоже отмечают Песах. Это центральный иудейский праздник в память об Исходе еврейского народа из Египта, один из трёх паломнических праздников.
Он настолько важен, что к нам в Читу прилетели студенты Высшей еврейской духовной семинарии-ешиве из Санкт-Петербурга Даниэль и Беньямин. Помогаем, говорят, еврейским общинам, где нет раввинов, проводить седер – ритуал, совершаемый общиной или несколькими поколениями семьи, включающий пересказ истории освобождения израильтян от рабства в Древнем Египте. «Чтобы было всё правильно, всё кошерно. Потому что это самое главное».
На столах была приготовлена трапеза. Яйца, натёртый хрен, листья салата, отварной картофель, квадратные коробки с надписью «Маца», миски с водой, грузинский виноградный сок. «Кошерный, приготовленный по всем правилам», – расскажет мне Татьяна, которая помогает тут по хозяйству. Община живёт и здравствует в этих стенах метровой толщины около двадцати лет. Обустроен класс, и сбоку от двери можно увидеть расписание занятий: дети и взрослые изучают иврит, национальную культуру. Эмиль (смуглый кудрявый парень) – один из самых способных учеников.
Когда мужчины выйдут, начнётся Песах. Женщины зажгут свечи. Все сядут за стол (до первой звезды этого делать нельзя). Будут повторять за гостями слова молитвы и благословений за вино, за праздник и «за само то, что мы дожили до этого времени». Омывать руки: сначала трижды льют воду на правую руку, затем – на левую. Пить символическое «вино» (тот самый кошерный сок), обмакивать картофель в чаши с солёной водой – слёзы еврейского народа, разламывать в определённом порядке мацу – сухие тонкие пластинки из воды и муки, слегка пригоревшие, чтобы горечь чувствовалась острей. Для того и натёртый хрен в листьях салатах. Всё – чтобы помнили.
Краткая пасхальная агада (книжка такая) подсказывает забайкальцам в кипах за тысячи километров от Иерусалима: «В каждом поколении еврей обязан смотреть на себя, как будто он сам вышел из Египта». И рассказывать об этом своему сыну, а тот своему…
Наверное, потому и выжил этот народ, сохранил свою идентичность, несмотря на тысячи лет гонений и геноцида – думалось мне, когда шла домой по ночным уже улицам. Зато как по-еврейски шутит Борис Аронович – как в кино! А молодые семинаристы – совсем мальчишки ещё – с гордостью обещают нести еврейство в мир.
…Хотя почему-то кажется, что забайкальские внучки бабушки Сары, отметив Песах, таки примутся печь куличи. Традиции сильнее даже религий.
Елена Сластина,
фото автора