Ещё года два назад мы считали это утопией, и вот тебе на – 19 января в Читу с рабочей поездкой прибывают представители Комитета Совета Федерации по экономической политике и Министерства природных ресурсов и экологии РФ. И нас приглашают в пресс-тур. Тема – газификация Читы. То есть вот-вот уже.
Не стану описывать некоторые странности рейда: это моменты всё-таки наши, рабочие, а землякам лирические отступления ни к чему, их интересуют конкретные вопросы: когда свершится чудо «нажал кнопочку, выставил температуру, и в доме тепло» и во сколько это чудо обойдётся домовладельцам. Поскольку «Землю» читают по всему региону, хотелось выяснить также, ограничится прогресс краевой столицей или в районы тоже шагнёт.
Расскажу о том, что удалось выяснить.
Заводу здесь стоять
Рано утром, когда город кутался в промозглую дымку, мы выехали в сторону посёлка ГРЭС. Остановились в чистом поле, где ветер свищет да на горизонте гигантские трубы дымят.
Здесь, на пустыре, планируют возвести систему приёма, хранения и регазификации – СПХР (перевода топлива из жидкого состояния в газообразное) сжиженного природного газа. А пока три баннера стоят, совсем как на сказочном перепутье.
Перекрикивая ветер, бодрая команда в синих куртках с надписью «ВАНК» («Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация») быстро наговорила в стынущие диктофоны, что проект реализуется по концессионному соглашению. То есть изначально средства поступают не из бюджета, а от конциссионера с дальнейшим ему возвратом. Краевое софинансирование будет в части компенсации затрат инвестора на стройку. Одни только затраты на технические работы – свыше 9 млрд рублей, из них более 7 млрд – средства федерального бюджета и почти 2 млрд – из внебюджетных источников.
На этом же месте построят завод.
Земельный участок выделен, сделан землеотвод. Завершается проектирование. Решаются другие технические вопросы. Госэкспертиза назначена на осень. Сжиженный газ будут доставлять в Читу поездами из Приморья. «Железнодорожная ветка в двух сотнях метров, ведём переговоры с собственником».
Газ придёт в 13,5 тысячи домовладений. Пока – только в Чите, самых грязных её районах – Ингодинском, Железнодорожном, Центральном. По срокам звучат ближайшие – 2024, 2025 – годы.
И нам есть отчего гордо приосаниться: Забайкалье стало пилотным регионом России по осуществлению такого масштабного проекта. На наш опыт в последующем будут опираться соседние субъекты, не имеющие сетевого газа.
Отдельно сказали про стоимость подключения – бесплатно. Даже котёл дадут. А сети станут прокладывать под землёй. Поэтому никаких неудобств горожанам строительство не доставит.
«Ещё бы тогда и метро провели», – вздохнули мы и помчались дальше – на улицу Широкую.
Печки топят – трубы дымят
Там делегацию уже ждала Светлана Медведева и другие жители обычных «деревенских» домов, которые, окружённые городом со всех сторон, очень этому городу не нравятся – печки дымят, дышать в окрестных многоэтажках нечем.
Сами «виновники» смога от жизни без удобств тоже устали. «Это вам ещё повезло, – говорит нам Светлана, набирая дрова в охапку. – Утрами выйдешь на улицу – горло саднит от запаха и сажи».
«Топить приходится круглосуточно? То есть практически кочегаром работаете?» – ставили солидные гости диагноз читинской проблеме, чтобы тут же назначить лечение – переход с дров и угля на газ. Спрашивали про водопровод: «Разве нету?» «Москвичи, – переглядывались мы, – что с них взять?»
Для отопления семья покупает две большие машины дров, это около 30 тысяч рублей – сопоставимо со стоимостью централизованного отопления (за него-то большинство платит круглый год). Но с дровами сколько ещё возни. А газ – он и жильё обогреет, и горячей водой снабдит. И смога меньше будет.
Будет ли?.. По идее федерального проекта «Чистый воздух» это должно снизить объём вредных выбросов минимум на 20%. Но плотной завесой дыма Чита в основном обязана растущему как на дрожжах Читинскому району с его индивидуальным жильём. И в жилье этом с большим вниманием следят за новостями газификации: «А нам когда?»
Что касается самых проблемных кочегарок именно в городе, то такой участникам рейда назвали котельную машзавода. Повышенный выброс вредных веществ в центре города.
«Есть, конечно, и ведомственные котельные. Но с таким объёмом отопления – вот она», – осматривала дымящую башню комиссия из Москвы. Но есть вопросы: котельная частная. Понадобятся поправки в постановление о газификации: «В нём предусмотрено, что переключать можно государственные (муниципальные). Частные не предусмотрены. Какие-то исключения надо сделать. Подумаем…»
* * *
Ещё нас свозили в инновационную школу в Каштаке. Концессионер у неё и амбициозного проекта газификации один. Нам показали залитый солнцем класс робототехники, красивый актовый зал. И всё же возникло ощущение, что резонанс, устроенный пытливыми журналистами по поводу готовности школы, не на пустом месте возник: показали то, что показывать комиссиям можно.
Будет так же с газификацией? Хочется верить, что и в сроки уложатся, и с качеством не подведут. Миллиарды рублей идут на это, а уж надежд людских сколько – не измерить, не сосчитать…
После рейда было расширенное совещание с Правительством региона, и «ни у кого из участников также нет сомнений, что газ Забайкалью нужен».
Ещё важное: цена за газ не должна значительно превышать плату за уголь или дрова. Окончательно она сформируется после прокладки сетей, заключения договоров на поставку с завода. Конкурентоспособный тариф ориентировочно может составить 12 рублей за кубометр. Хозяева сейчас возьмутся за калькуляторы…
А организаторы всей этой масштабной газовой кутерьмы пусть тянут гуж, за который взялись. После подключения 13 тысяч домов продолжится работа по присоединению других районов.
Елена Сластина,
фото автора