Главный кинокосмический. Часть 2

«Королёв» кинокосмоса – Главный космический конструктор – режиссёр, оператор, сценарист и писатель Павел Владимирович Клушанцев. Сегодня мы продолжаем «полёт» по его удивительной жизни скромного советского гения мировых космических киночудес.

Начало в №14

…Команда «Зажигание!» уже отдана. Грохочут двигатели, изрыгая реактивную мощь беснующейся плазмы. Предварительная! Промежуточная! Главная!

Подъём!

Невероятная дорога к звёздам. На советского режиссёра обрушилась лавина писем и звонков, как от рядовых зрителей, так и от целой армии кинематографистов всего мира. Каким образом? Павел Владимирович почти десять лет помалкивал, но, в конце концов, поделился секретом, который крылся в специальном, разработанном им самим способе расположения камер в декорациях, а также особой системе расположения подвесных систем, когда актёр с надетым под костюм (скафандр) корсетом перекрывал своим телом тросы.

Без «Дороги» немыслима «Одиссея». «Дорогу к звёздам» закупило свыше 130 стран. Увидел эту картину и тогда ещё не слишком известный Стэнли Кубрик. Восхищённый мастерством русского режиссёра, через 11 лет в своей знаменитой «Космической одиссее 2001 года» он применил именно клушанцевский «эффект невесомости». Кроме того, целые мизансцены из фильма Клушанцева прямиком перекочевали в эпическую «Одиссею» Кубрика. Много позже в одном из интервью культовый режиссёр заявил: «…Без «Дороги к звёздам» не было бы и «Космической одиссеи», эта картина была бы немыслима без неё, поскольку именно мистер Клушанцев подсказал многие технические находки для моего фильма и вдохновил меня».

Полёт проходит нормально!

На Венеру! Через «тернии». В 1959 году у Павла Владимировича, окрылённого грандиозным успехом научно-популярной фантастической «Дороги к звёздам», родилась идея поставить уже художественную научно-фантастическую картину о советско-американской экспедиции на Венеру (в первом варианте сценария – на Луну). Минуя многочисленные административные и технические «тернии», режиссёр-документалист вновь вырвался «к звёздам», точней – к планете.

К «Планете бурь», премьера которой состоялась всего через двое суток после исторического гагаринского старта, 14 апреля 1961 года, и вызвала такую же бурю эмоций у миллионов зрителей, горящих воистину космическим энтузиазмом. Некоторые просчёты режиссёра при работе с актёрами с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действия. Погибшая экспедиция, загадка древней венерианской цивилизации, цветок-каннибал, едва не сожравший одного из космонавтов, сражение с ящероподобными тварями, динозавр, птеродактиль, извержение венерианского вулкана, экспедиционный планетоход на воздушной подушке и, наконец, робот Железный Джон. При показах фильма в США – объект особой зависти голливудских кинодеятелей (в ленте действительно «играет» самый настоящий шарнирный робот-трансформер). Всё это – «Планета бурь», сенсационная картина, которую можно обозначить современным понятием «блокбастер».

Факт об «обратной» стороне «Планеты бурь». В Штатах в картину советского кинофантаста вцепились мёртвой хваткой. Американцы, в конце концов, её просто присвоили и выдали за свою! Она была дважды перемонтирована под названиями «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968) и дважды была выпущена в прокат США и целого ряда «недружественных» СССР стран. Здесь крутились крупные, «космических» масштабов, деньги. Что касается русских фамилий, оставшихся в титрах, то они были заменены на англосаксонские и немецкие.

По курсу – Луна и Марс

Сквозь нештатные «критические» ситуации. В СССР же, несмотря на зрительский ажиотаж, критика по «Планете бурь» и его создателю немедленно открыла шквальный огонь на тему его «низкой художественной ценности» и «никудышной режиссуры». Видя разъярённость киночиновников, Клушанцев с той поры зарёкся снимать художественные фильмы и вернулся к своему любимому научно-популярному кино. Режиссёром было снято свыше сотни картин, включая самые известные «Луна» (1965) и «Марс» (1968) изготовленные по фирменному клушанцевскому «рецепту» – с роскошными спецэффектами и игровыми сценами высадки экспедиций на планеты и созданием долговременных поселений-городов.

Юным космонавтам СССР

В 1960-х годах Клушанцев вернулся к своей юношеской мечте – стал писателем. Но не совсем фантастом, скорей «космическим реалистом», «звёздным популяризатором». Замечательные, превосходно иллюстрированные книги «Станция Луна», «К другим планетам», «О чём рассказал телескоп», «Дом на орбите», «Отзовитесь, марсиане» и др. были предназначены Павлом Владимировичем прежде всего будущим советским покорителям космоса, а ныне школьникам младших и средних классов. Дар популяризатора астрономии и космонавтики прочно и на всю жизнь «заразил» звёздной романтикой сотни тысяч юных граждан СССР, включая автора этих строк (в моей домашней библиотечке до сих пор, с самого школьного детства, бережно хранится пара книг писателя Клушанцева).

В 1970 году Павлу Владимировичу присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он продолжал снимать замечательные научно-популярные фильмы о загадках Вселенной и Земли. В 1980-х мастера начало подводить здоровье, и он был вынужден уйти из кино. О Клушанцеве в отечественном кинематографе как-то сразу забыли.

Вижу Землю и звёзды!

А Голливуд помнит, а Лукас знает… Что же касается мировой фабрики грёз, то его служители никогда не страдали забывчивостью. Так, известный специалист в области экранных трюков («Чужие», «Бездна», «Терминатор 2: Судный день», «Марс атакует!», «Люди Икс 2» и т.д.) и кинокритик, лауреат премии «Оскар» Роберт Скотак не единожды специально приезжал в Россию, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съёмок. «За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их», – сетовал журнал «Американский кинооператор», в 1996 году посвятивший 85-летию русского режиссёра два выпуска подряд. В самом начале грандиозного культового проекта «Звёздные войны» его автор, режиссёр Джордж Лукас, специально приехал в Ленинград за консультациями к отцу современного фантастического кино. В поисках адреса мастера Лукас обратился в Министерство кинематографии СССР. «А кто это – Клушанцев?» – спросили недоумённо чиновники. Их память оказалась слишком короткой.

Слишком! Предтеча всего современного мирового «космического» кинематографа, известный во всём мире режиссёр и оператор, признанный мастер фантастических спецэффектов почти полностью ослеп и до конца жизни, оставаясь в полной нищете, в лихие 90-е ютился с женой в тесной коммунальной квартирке. Откуда и ушёл из мира Земли в иное, «космическое» Запредельное 27 апреля 1999 года.

P.S. Что ж, не зря говорят: «Нет пророка в своём отечестве». Однако память и чудо кинематографа, неподвластного времени, дают нам, русским, шанс «реабилитироваться» перед незаслуженно забытыми гениями. Ныне возможности мировой «паутины» и всё ещё не тускнеющее зеркало DVD-диска способны отразить и донести до нас сквозь время звёздные миры Главного кинокосмического конструктора киновселенских трасс – Павла Клушанцева, ибо он, великий мечтатель, твёрдо знал и верил в истину-девиз: Рer Aspera Ad Astra. Через тернии к звёздам!

иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)