«Королёв» кинокосмоса – Главный космический конструктор – режиссёр, оператор, сценарист и писатель Павел Владимирович Клушанцев. Сегодня мы продолжаем «полёт» по его удивительной жизни скромного советского гения мировых космических киночудес.
…Команда «Зажигание!» уже отдана. Грохочут двигатели, изрыгая реактивную мощь беснующейся плазмы. Предварительная! Промежуточная! Главная!
Подъём!
Невероятная дорога к звёздам. На советского режиссёра обрушилась лавина писем и звонков, как от рядовых зрителей, так и от целой армии кинематографистов всего мира. Каким образом? Павел Владимирович почти десять лет помалкивал, но, в конце концов, поделился секретом, который крылся в специальном, разработанном им самим способе расположения камер в декорациях, а также особой системе расположения подвесных систем, когда актёр с надетым под костюм (скафандр) корсетом перекрывал своим телом тросы.
Без «Дороги» немыслима «Одиссея». «Дорогу к звёздам» закупило свыше 130 стран. Увидел эту картину и тогда ещё не слишком известный Стэнли Кубрик. Восхищённый мастерством русского режиссёра, через 11 лет в своей знаменитой «Космической одиссее 2001 года» он применил именно клушанцевский «эффект невесомости». Кроме того, целые мизансцены из фильма Клушанцева прямиком перекочевали в эпическую «Одиссею» Кубрика. Много позже в одном из интервью культовый режиссёр заявил: «…Без «Дороги к звёздам» не было бы и «Космической одиссеи», эта картина была бы немыслима без неё, поскольку именно мистер Клушанцев подсказал многие технические находки для моего фильма и вдохновил меня».
Полёт проходит нормально!
На Венеру! Через «тернии». В 1959 году у Павла Владимировича, окрылённого грандиозным успехом научно-популярной фантастической «Дороги к звёздам», родилась идея поставить уже художественную научно-фантастическую картину о советско-американской экспедиции на Венеру (в первом варианте сценария – на Луну). Минуя многочисленные административные и технические «тернии», режиссёр-документалист вновь вырвался «к звёздам», точней – к планете.
К «Планете бурь», премьера которой состоялась всего через двое суток после исторического гагаринского старта, 14 апреля 1961 года, и вызвала такую же бурю эмоций у миллионов зрителей, горящих воистину космическим энтузиазмом. Некоторые просчёты режиссёра при работе с актёрами с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действия. Погибшая экспедиция, загадка древней венерианской цивилизации, цветок-каннибал, едва не сожравший одного из космонавтов, сражение с ящероподобными тварями, динозавр, птеродактиль, извержение венерианского вулкана, экспедиционный планетоход на воздушной подушке и, наконец, робот Железный Джон. При показах фильма в США – объект особой зависти голливудских кинодеятелей (в ленте действительно «играет» самый настоящий шарнирный робот-трансформер). Всё это – «Планета бурь», сенсационная картина, которую можно обозначить современным понятием «блокбастер».
Факт об «обратной» стороне «Планеты бурь». В Штатах в картину советского кинофантаста вцепились мёртвой хваткой. Американцы, в конце концов, её просто присвоили и выдали за свою! Она была дважды перемонтирована под названиями «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968) и дважды была выпущена в прокат США и целого ряда «недружественных» СССР стран. Здесь крутились крупные, «космических» масштабов, деньги. Что касается русских фамилий, оставшихся в титрах, то они были заменены на англосаксонские и немецкие.
По курсу – Луна и Марс
Сквозь нештатные «критические» ситуации. В СССР же, несмотря на зрительский ажиотаж, критика по «Планете бурь» и его создателю немедленно открыла шквальный огонь на тему его «низкой художественной ценности» и «никудышной режиссуры». Видя разъярённость киночиновников, Клушанцев с той поры зарёкся снимать художественные фильмы и вернулся к своему любимому научно-популярному кино. Режиссёром было снято свыше сотни картин, включая самые известные «Луна» (1965) и «Марс» (1968) изготовленные по фирменному клушанцевскому «рецепту» – с роскошными спецэффектами и игровыми сценами высадки экспедиций на планеты и созданием долговременных поселений-городов.
Юным космонавтам СССР
В 1960-х годах Клушанцев вернулся к своей юношеской мечте – стал писателем. Но не совсем фантастом, скорей «космическим реалистом», «звёздным популяризатором». Замечательные, превосходно иллюстрированные книги «Станция Луна», «К другим планетам», «О чём рассказал телескоп», «Дом на орбите», «Отзовитесь, марсиане» и др. были предназначены Павлом Владимировичем прежде всего будущим советским покорителям космоса, а ныне школьникам младших и средних классов. Дар популяризатора астрономии и космонавтики прочно и на всю жизнь «заразил» звёздной романтикой сотни тысяч юных граждан СССР, включая автора этих строк (в моей домашней библиотечке до сих пор, с самого школьного детства, бережно хранится пара книг писателя Клушанцева).
В 1970 году Павлу Владимировичу присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он продолжал снимать замечательные научно-популярные фильмы о загадках Вселенной и Земли. В 1980-х мастера начало подводить здоровье, и он был вынужден уйти из кино. О Клушанцеве в отечественном кинематографе как-то сразу забыли.
Вижу Землю и звёзды!
А Голливуд помнит, а Лукас знает… Что же касается мировой фабрики грёз, то его служители никогда не страдали забывчивостью. Так, известный специалист в области экранных трюков («Чужие», «Бездна», «Терминатор 2: Судный день», «Марс атакует!», «Люди Икс 2» и т.д.) и кинокритик, лауреат премии «Оскар» Роберт Скотак не единожды специально приезжал в Россию, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съёмок. «За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их», – сетовал журнал «Американский кинооператор», в 1996 году посвятивший 85-летию русского режиссёра два выпуска подряд. В самом начале грандиозного культового проекта «Звёздные войны» его автор, режиссёр Джордж Лукас, специально приехал в Ленинград за консультациями к отцу современного фантастического кино. В поисках адреса мастера Лукас обратился в Министерство кинематографии СССР. «А кто это – Клушанцев?» – спросили недоумённо чиновники. Их память оказалась слишком короткой.
Слишком! Предтеча всего современного мирового «космического» кинематографа, известный во всём мире режиссёр и оператор, признанный мастер фантастических спецэффектов почти полностью ослеп и до конца жизни, оставаясь в полной нищете, в лихие 90-е ютился с женой в тесной коммунальной квартирке. Откуда и ушёл из мира Земли в иное, «космическое» Запредельное 27 апреля 1999 года.
P.S. Что ж, не зря говорят: «Нет пророка в своём отечестве». Однако память и чудо кинематографа, неподвластного времени, дают нам, русским, шанс «реабилитироваться» перед незаслуженно забытыми гениями. Ныне возможности мировой «паутины» и всё ещё не тускнеющее зеркало DVD-диска способны отразить и донести до нас сквозь время звёздные миры Главного кинокосмического конструктора киновселенских трасс – Павла Клушанцева, ибо он, великий мечтатель, твёрдо знал и верил в истину-девиз: Рer Aspera Ad Astra. Через тернии к звёздам!
иллюстрации автора