Голос кино, или О том, как Синема заговорил. Часть 2

Сегодня мы продолжаем разговор о том, как Великий немой обрёл речь и стал Великим говорящим.

…Конец 1920-х годов прошлого столетия. Запад восторгается примитивным кинозвуком с полуметровых грампластинок системы «Витафон», а затем фильмами с плохонькой оптической фонограммой, где звук наносился на край плёнки шириной в 2 миллиметра в виде поперечной волнистой линии. Колебания «волны» передавали звуки. Такая фонограмма довольно сильно искажала голоса актёров, лишая их обертонов, высоких и низких частот, делая речь «плоской» и нечёткой. Малейшие царапины на киноплёнке, неизбежно возникающие во время киносеансов того времени, приводили к моментальной порче звуковой дорожки. В результате нередко после первого же показа фильмокопию приходилось полностью заменять.
А что же «одна шестая планеты» – величайшая кинодержава СССР?

Звуковая кинобомба-сенсация

Советские изобретатели, инженеры и кинематографисты, вопреки всем бедам – недавней Гражданской войне, голоду и разрухе, – создали своё, абсолютно не похожее на западное, более совершенное звуковое кино.

К 1931 году русские подготовили величайшую звуковую кинобомбу-сенсацию. За четыре года до этого события, начиная с 1926-го, группы под руководством учёных-инженеров Александра Шорина («Межрабпом-Русь», впоследствии – «Мосфильм») и Павла Тагера (студия «Ленфильм») независимо друг от друга, минуя примитивный американский «Витафон» и метод оптической «поперечной, волнистой» фонограммы, создали свои уникальные системы записи и воспроизведения звука на киноплёнке.

В системе Шорина фонограмма имела переменную ширину дорожки записи (внешне представляла собой прозрачные и зачернённые части края киноплёнки, образующие между собой зубчатую границу) (см. иллюстрацию). Звук в результате получался более ясным, нежели при записи американской «поперечной» системы.

В системе Тагера – «Тагефоне» – фонограмма обладала переменной оптической плотностью (имела вид горизонтальных чёрточек одинаковой длины по краю плёнки, но различной толщины и прозрачности). Качество звука, записанного по системе «Тагефон», получалось ещё более чётким, чем по методу Шорина.

Несомненным преимуществом советских методов записи кинозвука было и то, что во время показа царапины и прочие незначительные повреждения, неизбежно возникающие на фильмокопии, существенного влияния на фонограмму не оказывали. Фильм можно было демонстрировать вплоть до физического износа копии.

Сенсационная «Путёвка» в чёткий звук и… дубляж!

В октябре 1929 года в Ленинграде открылся первый советский звуковой кинозал. В 1930-м зрители увидели первый в мире советский звуковой документальный фильм «План великих работ», озвученный по системе Шорина. Ленту открывало киновыступление наркома образования А.В. Луначарского, посвящённое «значимости и разумной полезности документального и художественного звукового кино».

А уже 1 июня 1931 года весь мир взорвала русская звуковая киносенсация. Режиссёр Николай Ивакин, взявший псевдоним Экк, снял по системе «Тагефон» первую в истории кинематографа полнометражную звуковую драму «Путёвка в жизнь». Удивительно ясная и чёткая речь актёров, их великолепная игра, музыка и песни, наконец, сам сюжет картины, повествующий о нелёгких судьбах детей-беспризорников, потрясли миллионы зрителей. «Путёвку» только в 1931 году закупило сразу 28 стран (а в следующий год – почти 100!). Западная публика, уставшая от однообразных звуковых киномюзиклов, фильмов-ревю и, в общем-то, отвратительного звука, бурно приветствовала русскую картину с небывало чётким сундтреком.

Вдобавок советские гении изображения и звука сделали миру кино ещё один подарок – возможность тонирования (переозвучивания любой речи актёров по синхронной артикуляции губ) фильмов. С этого момента по системе «Тагефон» появилась, наконец, возможность полноценно дублировать иностранные картины!

Триумф продолжается

Критики Голливуда, давая «Путёвке» только восторженные отзывы, с изрядной горечью признавали, что «русский звук» оставил «достижения самого совершенного в мире, звучащего американского кинематографа на многие мили позади».

Сегодня мало кому известно, но первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» собрал такие огромные суммы денег, что на эти капиталы был построен знаменитый Челябинский тракторный завод-гигант!

Решением ЮНЕСКО «Путёвка в жизнь» внесена в десятку лучших фильмов всех времён и народов. Любопытно, что русский киношедевр был снят по заказу грозной ВЧК!

«Тагефон»-освободитель и «Ребята»

Как известно, первые звуковые фильмы в США представляли собой в основном мюзиклы-ревю, съёмки которых проходили в театрально-концертных залах и в павильонах студий. Примитивная громоздкая аппаратура синхронной записи звука не позволяла актёрам свободно двигаться в кадре. И здесь советские кинематографисты далеко обошли своих заокеанских коллег.

25 декабря 1934 года вышел в прокат первый отечественный фильм-мюзикл «Весёлые ребята», где неунывающие герои режиссёра Александрова свободно пели, танцевали, говорили, бегали и даже сражались как в интерьерах, так и на натуре. Самая перспективная и совершенная на тот момент система «Тагефон» впервые дала актёрам звукового кино полную свободу движения, удивительно ясную для того времени речь и даже возможность петь под свою собственную фонограмму.

Комедия «Весёлые ребята» в 1935 году была признана в Европе лучшим джазовым кинопроизведением! Песни из фильма бесчисленными тиражами записывались и издавались на граммофонных пластинках, в том числе в европейских странах и США.

Страна без звуко-кризисов

Ещё один интересный факт о заговорившем в России Великом немом.

В отличие от Голливуда и европейских кинодержав, в СССР переход от немого к звуковому кино почти не вызвал творческого кризиса у русских актёров.

Во-первых, они были великолепными профессионалами с хорошей сценической речью (основная масса была из театра).

Во-вторых, в отечественном кинематографе иностранные актёры к съёмкам не привлекались, а потому проблемы акцента просто не существовало.

«Блимп»!

Оглушённый успехами Советов в звуковом кино, Голливуд растерялся. Впрочем, ненадолго. Вскоре было изобретено довольно простенькое устройство под названием «Блимп», представлявшее собой сундукообразный бокс с шумопоглощающим наполнителем. «Блимп» надевался прямо на камеру (см. фото) и успешно гасил рёв электромоторов киноаппарата (шум был примерно такой, какой издаёт старый, чрезвычайно громко тарахтящий холодильник).

Благодаря «Блимпу» кинооператоры всего мира вылезли, наконец, из своих едва подвижных звукоизолирующих кабин, прозванных «гробами-холодильниками на колёсиках».

Однако о том, чтобы взять камеру в руки и снимать звуковой фильм, не было и речи. Киноаппарат с «Блимпом» являл собой совершенно чудовищное по размерам устройство. Бокс «Блимпа» состоял из алюминиевого сплава, под ним располагались звукоизолирующие пробковые панели, затем листы свинца и, наконец, толстый слой губчатой резины. Киноаппарат, «одетый» в «Блимп», весил до 200 килограммов! Разумеется, все синхронные съёмки производились либо со штатива, либо с операторского крана.

Тем не менее, наряду с появлением улучшенных микрофонов и новой монтажной аппаратуры, названной «Мовиолой», Голливуд и представители европейского кино смогли вернуть своим звуковым картинам былую динамичность.

«Блимп» по-российски

Любопытно, что ряд российский киношников (особенно документалистов) XXI века, не обладающих излишками финансов, для своих переносных синхронных кинокамер используют «Блимп по-российски» – прозаический армейский тулуп! Камеру заботливо укутывают и вокруг объектива застёгивают воротник. Для контроля кадра оператор смотрит в один из рукавов тулупа, через который продет видоискатель. Вид не слишком презентабелен, зато максимально эффективен – никаких шумов от работающей камеры.

…Частично модифицировав, Запад попутно умыкнул и перспективные советские системы записи кинозвука, на что русские снисходительно усмехнулись и… подкинули миру ещё одну звучащую, совершенно фантастическую сенсацию.

…Но об этом – в финальной части нашего рассказа, через неделю – 21 декабря. А в ближайшей «Телемании» речь пойдёт об одном из самых ожидаемых кинопроектов уходящего года, чей выход на экраны мира (Чита и Забайкалье не исключение) состоится уже 16 декабря и ожидается многомиллионными армиями фанатов и «обычных» зрителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)