Россия – страна малых городов. Согласно статистике, их насчитывается 70%. В нашем Забайкальском крае городов всего 10, а малых среди них – 7. К ним относится и наш Хилок, занимающий пусть скромное, но, в общем-то, своё важное место в территориальном устройстве региона. О нём и пойдёт речь в данной статье.
О комфортной среде
Хилок в числе первых в районе вступил в федеральную программу по формированию комфортной городской среды, которая действует с 2017 года. И он успешно в ней участвует, выполняя все намеченные мероприятия, предложенные в ходе общественных обсуждений. Как рассказала мэр города Ирина Пинаева, в 2018 году в данный проект были включены 3 общественных объекта: сквер имени Героя Советского Союза Федора Хлуднева, что расположен в микрорайоне Остров, стадион «Витязь» и центральная площадь, а также две дворовые территории при благоустроенных домах по улице Калинина, 1, и Коммунальной, 14. В целом цена программы составляла около 7 миллионов рублей.
В 2019 году было освоено уже свыше 9 миллионов рублей, в их числе 91% федеральных средств, 1,86% – региональных, 7,14 % – своих собственных. Появились детские площадки по улице Крестьянской в самом отдалённом микрорайоне Заречье, по улице Приозёрной в посёлке Ямаровский и более дорогостоящая универсальная спортивная площадка по улице Кирова в микрорайоне Остров. Проведено освещение на стадионе «Витязь».
В 2020 году в центральной части города появился фонтан, в 2021 году была проведена реконструкция мемориала славы, сооружённого в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной войны, на стадионе «Витязь» появились хоккейная площадка, трибуны для зрителей, зимняя горка для катания на плюшках. Здесь же по просьбе юнармейцев города, которые, кстати, не раз завоёвывали призовые места в краевых соревнованиях по разным номинациям, была построена полоса препятствий. На все эти работы ушло более 10 миллионов рублей, из которых около 2 миллионов составляли средства городского поселения.
В городе проводятся и другие работы по благоустройству, освещению улиц и ремонту дорог.
В программу будущего года по согласованию с общественностью города включена реконструкция водонапорной башни, являющейся объектом культурного исторического наследия, ибо она была возведена ещё в 1906 году. Здесь планируется облагородить территорию вокруг объекта и сделать смотровую площадку, с которой весь город будет виден как на ладони, поскольку башня расположена на одной из высоких точек Хилка. Что и говорить, благодаря вступлению в программу по созданию комфортной городской среды многие общественные места в Хилке не только приобрели новый облик, но и стали действительно востребованы хилокчанами.
О ветхом жилье
Если вышеназванная программа в Хилке успешно выполняется, то другая федеральная программа – по переселению из ветхого жилья – реализуется с большим трудом. Как сообщила мэр, в городе существует порядка 10 деревянных двухэтажных домов постройки 30-х годов. Все они признаны ветхими.
По словам Ирины Владимировны, в прошлом году удалось расселить 5 семей, приобретя им жильё на вторичном рынке. В текущем году под переселение попали только 3 семьи. Возможно, удастся до конца года улучшить жилищные условия ещё двум семьям.
Всё упирается в отсутствие денег, как в самом городе, так и в крае, которые должны пойти вместе с федеральными средствами на покупку жилья. Вести своё строительство город не в силах. По сегодняшним ценам на возведение двухэтажного дома нужно порядка 100 миллионов рублей. Весь же бюджет города составляет 55 миллионов рублей.
Как сообщила И.В. Пинаева, в 2021 году в городе была составлена программа технического присоединения к существующим коммуникациям в случае строительства новых домов, которая вышла в пределах 79 миллионов рублей. В министерстве строительства края сказали, что это много. Убрав из проекта всё, что можно, пришли к сумме в 49 миллионов рублей. Но дальше этого дело не пошло.
Мост отремонтирован
Мост через реку Хилок, который соединяет микрорайоны Остров и Ямаровский, был построен ещё в 1979 году. С тех пор они ни разу капитально не ремонтировался, несмотря на то, что городские власти ставили этот вопрос перед различными вышестоящими инстанциями.
Проведённая в 2019 году экспертиза по определению технического состояния этого важного для города объекта бесповоротно и окончательно подтвердила необходимость его капитального ремонта. Выполнение проектных работ и сам ремонт требовали большого объёма капитальных вложений. Городская администрация во главе с И.В. Пинаевой стала стучаться, что называется, во все двери, обратилась в правительство края за помощью по вхождению в федеральную программу по ремонту мостовых сооружений. И наконец-то этот вопрос удалось сдвинуть с мёртвой точки. Стоимость проекта составила более 60 миллионов рублей. Как сообщила мэр Хилка, город вложил в ремонт моста весь свой дорожный фонд текущего года, остальные средства выделили край и федерация.
Ремонтные работы начались летом текущего года. И хотя хилокчане испытывали большие неудобства при одностороннем движении по мосту (полностью мост нельзя было закрыть, поскольку прервалось бы транспортное сообщение с центром города, где расположены все административные и социально-культурные учреждения), то сейчас они рады ехать по обновлённому объекту. Он был принят в эксплуатацию 12 октября текущего года.
«Одной очень большой проблемой стало меньше, – подчеркнула в ходе нашей беседы Ирина Владимировна. – Надеюсь, что отремонтированный мост прослужит городу ещё долгие годы».
Очистные скоро вступят в строй
Действующие очистные сооружения были возведены в Хилке во второй половине семидесятых годов прошлого столетия, когда в городе появился первый благоустроенный стоквартирный дом. Их мощность была рассчитана на 1200 кубометров в сутки. С вводом ещё нескольких благоустроенных пятиэтажных домов потребовалась реконструкция объекта. Но и она помогла только на время, поскольку в центральной части города вырос целый микрорайон и административные здания. И снова остро встал вопрос не только о реконструкции, а о строительстве новых очистных сооружений. Продвигать его решение городской администрации помогала принятая в 2012 году федеральная программа, предусматривающая защиту уникального озера Байкал от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов. Хилокский район, как и соседние Петровск-Забайкальский и Красночикойский, входят в буферную зону Байкальской природной территории.
Но, как видим, понадобился почти десяток лет и неоднократные обращения в верха, чтобы вопрос был решён положительно. Новые очистные сооружения в Хилке стоимостью более 240 миллионов рублей планировали запустить до конца 2022 года. По словам главы городского поселения «Хилокское» И.В. Пинаевой, срок запуска несколько сдвинулся в связи с непростой экономической ситуацией, с введением дополнительных санкций против России, что сказалось на снабжении отдельными материалами. Объект должен вступить в строй в январе 2023 года.
Новые очистные сооружения будут перерабатывать 1500 кубометров воды в сутки. Перед сбросом в реку Хилок на финальной стадии предусмотрена новая технология – обеззараживание ультрафиолетовыми лучами. Это более эффективно, чем применявшийся ранее реагент с хлором.
«Ввод в строй новых очистных сооружений – это очень хороший подарок хилокчанам в новогодние праздники, – говорит Ирина Владимировна. – А лично для меня – решение ещё одной проблемы, висящей годами как дамоклов меч».
Кстати, в Хилке сейчас строятся две станции водоочистки. Одна в районе центральной больницы, проектной стоимостью в 49 миллионов рублей, вторая – в микрорайоне Теребиловка, она значительно больше по объёму, и на неё запланировано потратить уже 240 миллионов рублей. Объекты возводятся благодаря вступлению города в федеральную программу «Чистая вода».
Подарок детям
Новый детсад на 240 мест, строительство которого инициировано по просьбе городской администрации, должен был вступить в строй ещё к новому 2021 году. Однако сроки пришлось отодвинуть из-за удорожания проекта в связи со скачком цен на материалы.
«Это современный детсад с бассейном и зимним садом, большими игровыми площадками, у нас в городе и районе нет ему подобных, – рассказывает Ирина Пинаева. – Первоначально его проектная стоимость составляла 340 миллионов рублей. В связи с изменением ситуации на экономическом рынке стоимость объекта значительно увеличилась. Была составлена дополнительная смета ещё на 140 миллионов рублей. Поэтому строительство детсада приостанавливалось. Но сейчас работы возобновлены. Сдача объекта запланирована на 1 июня 2023 года. Будем надеяться, что ребята и их родители получат такой подарок в честь Международного дня защиты детей».
Путепровод просто необходим
Город Хилок расположен в долине реки Хилок. Его микрорайоны разделяет сама река (о необходимости реконструкции моста через неё говорилось выше), центральную часть города от остальных микрорайонов отделяет железная дорога.
Переезд, через который можно попасть в центр, из-за интенсивного движения поездов закрыт практически постоянно. Ранее легковые автомобили проезжали под железнодорожным мостом, хотя он и не был оборудован для такого проезда. Несколько лет здесь велись работы по углублению русла ручья, протекающего через этот проезд, и его обустройству.
Спасением в такой ситуации стала объездная дорога, хотя и значительно удлиняющая маршрут на Гору, но дающая возможность попасть туда. Кстати, согласно существующим правилам, железная дорога (естественно, не сама она, а её руководство) обязана обеспечить проезд хилокчанам. Ещё Константин Ильковский, будучи в ранге губернатора Забайкальского края, на совещании в Новосибирске, на котором присутствовал и президент РФ, поднимал вопрос о необходимости строительства путепровода в Хилке.
Городская администрация не снимала и не снимает вопрос о строительстве путепровода с повестки дня, стучась во все инстанции. Года два назад удалось добиться у края выделения средств на проведение изыскательных работ. Но трёх миллионов рублей не хватало. Поэтому Министерством дорожного хозяйства Забайкальского края сумма была увеличена до 8 миллионов рублей.
Сейчас, как сообщила И.В. Пинаева, проект на путепровод согласован с руководством ОАО «РЖД» и проходит государственную экспертизу. В нём предусмотрено 33 пролета с подъёмом в районе Дворца культуры железнодорожников и выходом на улицу Ямаровскую. Если он будет утверждён, то на его реализацию потребуется примерно 750 миллионов рублей. Цифра, как видим, внушительная.
Эх, дороги!
Как говорится в известном крылатом выражении, в России две беды – дураки и дороги. Про первую из них не будем вести речь, а вот вторая, то есть состояние городских дорог, и на сегодня остается очень актуальной.
«Городские дороги для нас – головная боль, – говорит Пинаева. – Протяжённость их составляет 100 километров. Чтобы только их содержать в нормальном состоянии, требуется свыше 25 миллионов рублей ежегодно, что составляет почти половину бюджета города. А если привести в идеальный порядок городской автобусный маршрут, то, по нашим подсчётам, необходимо 214 миллионов рублей. Наш же дорожный фонд составляет чуть свыше 6 миллионов рублей. Мы часто слышим от владельцев автомобилей, мол, платим транспортный налог, а дороги плохие. Но большая часть налога уходит в вышестоящие бюджеты. Наш же дорожный фонд – минимальный. Порой и ямочный ремонт не на что провести».
А что в будущем?
Город Хилок имеет уже столетнюю историю. А что ждёт его в будущем: станет ли он расти и развиваться, либо захиреет, как тысячи мелких поселений, ведь его население с каждым годом уменьшается?
«К сожалению, это так, – констатирует Ирина Владимировна. – Люди умирают, уезжают, выпускники наших школ, получившие высшее и среднее специальное образование, в большинстве своём не возвращаются в родные пенаты, считая Хилок бесперспективным в плане достойной жизни. Хотя я считаю, что в городе многое меняется к лучшему. Большой минус, что не строится жильё».
Напомню, что в 1951 году Хилку был присвоен статус города. Население в 1959 году составляло 15885 человек, в 1992 году в городе проживало уже 13 700 человек. В 2008 году хилокчан было 10400 человек, в 2014 году их прибыло до 11124 человек, а в 2021 году нас насчитывается только 10320 человек. И отток продолжается. В Хилке не хватает учителей, врачей, специалистов других востребованных профессий. Оставляет желать лучшего медицинское обслуживание населения.
Словосочетание «малый город» в геополитике постсоветского периода впервые прозвучало именно в связи с программой по формированию комфортной городской среды. Но до сих пор нет комплексного подхода к поддержке малых городов, который охватил бы не только благоустройство, всякие парки и скамейки, а экономику, всю социальную сферу, и не в узком, а в широком понимании – жильё, дороги, инженерную инфраструктуру. Таких комплексных решений нет, есть только какие-то субсидии: то там залатаем, то сям. Бюджеты малых городов дефицитны, их недостаточно для качественных изменений. Большинство налогов идёт мимо бюджетов малых городов и поселений в регион и федерацию. И пока будет так, малые города, в том числе и Хилок, не получат должного развития. А значит, люди будут уезжать в другие регионы в поисках лучшего.
Фото автора