Осень. Лес. Золото листвы. Дорогое авто. В салоне сидят двое молодых мужчин и один в возрасте. Все одеты в элегантные пальто. Один из парней вынимает из кармана металлический цилиндр и спрашивает пожилого: «Вы знаете, что это такое?» «Глушитель», – отвечает мужчина в возрасте. Второй парень, ухмыляясь, произносит: «Договоримся, или добавить к нему револьвер?» Пожилой спокойно суёт руку в карман и вынимает маленький металлический блестящий предмет. Парни замерли в напряжении и недоумении. «А вы знаете, что это такое? – также спокойно говорит пожилой. – Мундштук… От трубы. Я музыкант».
Где город взять?
По сценарию, действие фильма разворачивалось в Варшаве середины 1930-х, которую, как оказалось, воссоздать было невозможно – тот город, в котором орудует в порыве праведной мести Квинто с подельниками, был, за исключением немногих зданий, разрушен ещё во время войны и сохранился только на старых фотоснимках. Махульский, коему к моменту съёмок было всего 25 лет, поначалу растерялся: «Где же и как снимать старую Варшаву?» Никаких денег не хватит на громадные декорации, никакие комбинированные съёмки не справятся полноценно с такой задачей.
И вдруг выяснилось, что роль старой Варшавы может запросто «исполнить» город Лодзь и его окрестности. Именно в Лодзи была обнаружена гостиница, где должен был проживать только что откинувшийся бывший медвежатник Квинто (лодзинский «Гранд-отель»). А ресторанчик, в котором музицировал на трубе главный герой, отыскался неподалёку от Лодзи, в городе Пётркув-Трыбунальски.
Любопытный факт. Вышеупомянутый ресторан «исполнил» в будущем фильме ещё одну роль – после «грима» он стал банком мошенника Крамера, тем самым, который и пошёл брать Квинто.
Итак, в фильме по большей части, с учётом лёгкого декорационного «грима», всё было натуральным, включая даже внутренние интерьеры квартир, ресторанов, офисов, магазинов и прочих помещений. Лишь для одной сцены была построена полноценная декорация – труба, через которую криминальные мстители проникли в банк.
Пан медвежатник и музыкант
Тем временем, Махульский на крупнейшей киностудии страны «Кадр» занялся отбором актёров.
…Ещё работая над сценарием фильма, Юлиуш в образе главного героя будущей картины видел своего отца, популярного актёра театра и кино Яна Махульского, и роль Хенрика Квинто изначально писал под него. Однако, когда дело дошло до утверждения актёра на роль, появилась серьёзная проблема. Дело в том, что Махульский-старший и в театре, и в кино был известен как исполнитель положительных, добрых, мягких интеллигентов. Актёр никак не подходил, по мнению худсовета «Кадра» и его руководителя, известного режиссёра Ежи Кавалеровича, на роль мрачного, жестковатого медвежатника. Тем более, на роль Квинто претендовали уже двое других артистов.
Но Юлиуш и здесь пошёл ва-банк: буквально заставил отца пройти ещё одни фото- и кинопробы. Во время съёмки сын запретил папе маскировать свои залысины, которых тот всегда стеснялся. Одел по европейской моде середины 1930-х, в пальто. Настоял, чтобы папа говорил низким голосом (между тем Ян Махульский и на сцене, и в кино всегда произносил свои реплики в более высокой тональности). И запретил улыбаться. Когда Кавалерович увидел на фото и на экране мрачного, даже угрюмого мужчину, явно недавно вернувшегося из мест заключения, хотя и по-своему элегантного, но и обдумывающего планы мести, он понял, что это было 100% попадание в образ.
Ян Махульский исчез, и в мир явился Хенрик Квинто, бывший медвежатник, музыкант и мститель.
Забавный факт. В одном из интервью, вскоре после триумфальной премьеры «Ва-банка», журналисты спросили у «Квинто»: «Что для вас, товарищ Махульский, было самым положительным, приятным во время работы над картиной?» «Квинто», не задумываясь, заявил: «Пальто». И пояснил, глядя на удивлённые лица пишущей и телевизионной братии: «Знаете, у меня было шикарное, чертовски удобное пальто. Теперь такие не шьют… Хотел я его себе оставить, да вот только жена наехала и сказала, что выгляжу я в этом старомодном одеянии как старый хрыч». И рассмеялся.
Подельники
У нашего героя их было трое: молодые талантливые и перспективные братья – жулики-грабители Мокс и Нута, а также старый опытный мошенник-пройдоха по фамилии Дунчик (duńczyk с польск. – датчанин), с соответственным прозвищем Датчанин.
Красавчика Мокса, косящего под богатенького интеллигента пролетария из автомастерской, 27-летнего актёра Яцека Хмелика, Юлиуш нашёл случайно – забрёл как-то выпить пивка в один из лодзинских ресторанчиков и увидел сидящего за столиком парня, одетого среди джинсовой и кожано-курточной молодёжи вызывающе странно – в костюм-тройку, со шляпой на голове, в общем, в стиле 1930-х годов. Махульский уже слышал о нём – это был выпускник актёрского факультета лодзинской киношколы, окончившей её пять лет назад и успевший сняться в трёх не слишком громких телесериалах. Юлиуш подсел к парню, представился и без обиняков предложил: «Хочешь исполнить одну из главных ролей в фильме, который я собираюсь снимать?» Хмелик назвал своё имя и сказал, что не против.
«У меня только условие, – предупредил Махульский. – Отвечай сразу и прямо сейчас, не читая сценария». Хмелик согласился и стал Моксом. Персонажем, которым прославит его в будущем как актёра.
Нута. На роль брата-эстета Мокса, также пролетария-механика, служившего в частной автомастерской, был приглашён 30-летний актёр Кшиштоф Кершнофский, также в прошлом выпускник лодзинской киношколы, имевший киноопыт участия во второстепенных ролях в трёх фильмах (один из них, «Наркоз» от 1978 года, был снят известным режиссёром Анджеем Вайдой).
Датчанин. Стать этим немолодым, но чертовски обаятельным авантюристом-жуликом и продувным бестией Махульский с жаром предложил знаменитому польскому актёру Анджею Лапицкому (известен в СССР по фильму «Земля обетованная», 1973). Но Лапицкий отказался. Режиссёр расстроился: в противовес солидному по габаритам Квинто требовалась для дополнительной иронии и комизма «противоположность» – небольшого роста, худенькая, шустрая, оптимистическая в меру и со специфическим юморком. С месяц в «Кадре» перебирали кандидатуры. Безрезультатно. Пока однажды кто-то не упомянул о Витольде Пыркоше, снявшемся более чем в 50 кино- и телефильмах, исполнившем одну из значительных ролей в недавно вышедшей и успешной картине Кшиштофа Занусси «Константа» (1980).
Познавательный факт. В. Пыркош засветился в картинах, снискавших популярность в СССР: «Рукопись, найденная в Сарагосе» (фэнтези-драма и комедия 1966 года), «Знаки на дороге» (1969 год, с участием в одной из главных ролей актрисы Галины Польских), сериалах «Четыре танкиста и собака» (1966–70 гг., капрал Вихура) и «Ставка больше, чем жизнь» (1968 г., оберштурмбанфюрер Кляйн).
…Когда Юлиуш на ближайшей фотопробе поставил своего папу в образе Квинто рядом с невысоким поджарым Витольдом Пыркошем, щеголевато одетым по той же моде 1930-х, он был в восторге – парочка мстителей-грабителей была что надо.
Крамер – банкир и негодяй
Роль главного антагониста Квинто – банкира, мошенника и негодяя Густава Крамера – была предложена Леонарду Петрашаку (был известен, прежде всего, по сериалам: военно-приключенческому «Ставка больше, чем жизнь» и историческому «Чёрные тучи», где исполнил главную роль). Петрашаку было интересно почувствовать себя в роли мошенника, и он согласился.
Главный законник
Комиссаром Пшигодой, расследующим ограбление банка, стал актёр Юзеф Пара (известен советскому зрителю по фильму «Гангстеры и филантропы» 1962 года и драме «Прокажённая», одному из лидеров советского проката в 1976 году).
Теперь о дамах, задействованных в фильме! Это…
…Но нет. Об этих замечательных и таких разных пани – в следующей нашей встрече.
Иллюстрации автора