К 160-летию наследия главного тайши агинских бурят
Изучение исторических хроник важно, потому что они дают возможность расширить и углубить наше знание о прошлом бурятского народа – его быте, истории. Весьма ценны этнографические, исторические, языковые и прочие детали и подробности, содержащиеся в хрониках в большом количестве. А ведь культура любого народа основана на памяти, и для формирования у молодёжи таких категорий, как патриотизм, национальная гордость, национальное самосознание, необходимы осознание и понимание, прежде всего, значимости собственной культуры, так как это способствует более глубокому восприятию культуры другого народа.
Недаром образ выдающегося общественного деятеля XIX в. Тугулдура Тобоева и написанная им летопись вдохновили писателя Батожаба Цыбикова на создание исторического романа в двух частях «Тугэлдэр тайшаа». На основе «Легенды о Бальжин-хатуне» была создана историческая драма «Бальжан-хатан» Доржи Эрдынеева, героические песни бурят о Шилдэй-занги и хоринские летописи подвигли народного поэта Бурятии Цырен-Дулму Дондокову на создание поэмы «Шилдэй-занги» и романа «Хориин хатад»…
Кем же был этот удивительный человек, оставивший столь яркий след на земле?
По хроникам, Тугулдур Тобоев занимал должность главного тайши агинских бурят с 1858 по 1878 годы. Он был одним из наиболее образованных представителей бурятского общества. Занимался всеми вопросами жизни агинских бурят: животноводством, земледелием, ремёслами, просвещением, религией и даже полезными ископаемыми.
Общественная, гражданская, религиозная, литературная деятельность Тобоева, направленная на улучшение жизненного пространства бурятского народа, вклад в развитие и консолидацию бурятского сообщества, становление национальной культуры и образования неизмеримы. Он единственный тайша, который свыше 60 лет занимал различные административные должности, что свидетельствует о глубоком уважении и почитании бурятским народом этого человека за независимый образ мышления и искреннюю преданность своим корням. А в народной памяти он остался, прежде всего, как летописец, создатель письменного наследия.
Хроника Тугулдура Тобоева датирована 1863 годом (то есть в этом году ей исполнилось 160 лет). Она была выпущена в 1935 году на монгольском языке. Только в 1940 году её издали в русском переводе вместе с хроникой Вандана Юмсунова.
Это уникальный письменный памятник, первоисточник, написанный на основании подлинных исторических документов, хранившихся в делах Степных дум. В нём даны легенда о происхождении хоринцев, предание о Бальжин-хатан и рассказ о переходе хоринцев в русское подданство, отправке делегации в Москву в 1702 году, об установлении русско-маньчжурской границы в 1727–1728 годах, оказании помощи хоринцам со стороны царского правительства, выделении земли для новых посельщиков по Ингоде и в связи с этим откочевке части хоринцев в Агу.
Хроника Тобоева значительно больше по объёму, чем предыдущие исторические сочинения, поэтому некоторые вопросы в ней излагаются более подробно или вообще впервые. Так, например, значительное место в ней отведено описанию административного управления хоринцев, деятельности хоринских тайшей и других ноенов, уделено внимание распространению ламаизма среди селенгинских и хоринских бурят, а также говорится о шаманских обрядах.
Надо отдать должное автору, сумевшему собрать и составить хронику на основании кратких исторических записок его предшественников, своего личного собрания преданий, собственных воспоминаний и информации архивных дел Степной думы. Делая ссылки на соответствующие источники, он придал своей хронике, выражаясь словами переводчика Н. Поппе, «более наукообразный характер…». В конце сам Тобоев пишет: «Эта краткая история принесёт пользу познания нынешних людей и сохранению в памяти людей будущих времён. …Прошу всех знающих и мудрых проверить и исправить то, чего не достаёт, а также лишнее и ошибочное».
Деятельность Тугулдура Тобоева на поприще служения своему народу неоднократно отмечалась. В 1849 году он удостоился серебряного кортика, имел награды – серебряную медаль на Аннинской ленте и другие. В 1858 году получил чин коллежского регистратора и орден Славы III степени. Был женат на Балме Босоевой, имел сыновей: ламу Санжижигмыд, родившегося в 1816 году, Базара и Аюши, родившегося в 1865 году.
Так же отмечу, что летописание у кочевых народов – явление уникальное и заслуживает приоритета в изучении истории и культуры монголоязычных народов.
Бальжима Жамсоева,
Агинская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано