Искали правду и нашли

У них получилось защитить себя. У вас тоже получится

В этом месяце мы традиционно вспоминаем о правах потребителей, даже праздник по этому поводу есть, 15 марта отмечался. Думается, среди наших читателей много тех, кому не везло с покупкой бытовой техники, кто сталкивается с нечестным и халатным оказанием услуг…

Добиться защиты своих прав можно, уверена Лада Митупова, главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. Эта федеральная организация принимает обращения по поводу некачественных товаров, если обмен покупки или возврат средств не произошёл, если вы заплатили за услугу, а вам её так и не предоставили. В сегодняшней статье мы приведём примеры из жизни, реально ли потребителю защититься. Забегая вперёд, отметим: да. У них получилось, и у вас получится.

«С рюкзаком нельзя»

…Такое предупреждение лет 15 назад приходилось слышать забайкальским покупателям при входе в магазин, едва на наших просторах появились маркеты самообслуживания. Якобы, проходя с большой сумкой, покупатель может что-то украсть с прилавка… При этом сохранность сумок и прочих личных вещей, которые посетитель обязан был оставлять в специальной ячейке, никто не гарантировал. Нынче администрация магазина не требует подобного, ведь приобретение товара и хранение личных вещей в ячейке – не зависящие друг от друга события и вообще дела добровольные. Продавцы не вправе отказывать вам в покупке, если вы не сдали сумку в камеру хранения. Но в одном из магазинов посёлка Ясногорск, где местного жителя Владимира обязали оставить на входе личные вещи, а иначе товар не продадут, видимо, законов не знают. Покупатель решил не пускать историю на самотёк и обратился в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.

Как отметила Лада Митупова, в данном случае купля-продажа поставлена в зависимость и обусловлена сдачей личных вещей в ячейки хранения. Согласно ст. 421 Гражданского кодекса (ГК) РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Покупатели не обязаны сдавать свои личные вещи в камеру хранения при входе в магазин. Статья 421 ГК РФ регламентирует свободу договора купли-продажи и прямо запрещает понуждение к его заключению. Исходя из этого, очевидно, что требования положить вещи в ячейку являются незаконными, и охрана с руководством магазина не вправе их выдвигать. Если посещение магазина поставлено в зависимость и обусловлено сдачей личных вещей в ячейки хранения, то это нарушает нормы Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 426 ГК РФ, магазин не имеет права отказать в продаже товаров при возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги.

«Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю направило иск в Оловяннинский районный суд о том, чтобы действия индивидуального предпринимателя из п. Ясногорск признать незаконными. Суд обязал продавца прекратить противоправные действия (не отказывать потребителям в заключении договора купли-продажи, если они не сдают личные вещи в ячейки хранения). Оловяннинский районный суд удовлетворил исковые требования», – сообщила специалист.

Телефон нерабочий!

Покупка смартфона – эдакого мини-компьютера и трубки для звонков в одном «лице» – целое событие для многих людей. Стоит этот товар недёшево, функций в нём много. К сожалению, бывает, что приобретение такого технически сложного устройства омрачается его быстрой поломкой. Как это было у жительницы Агинского Анны. В сентябре 2022 года она купила сотовый телефон. Через короткое время после начала использования аппарата был выявлен недостаток – самопроизвольно выключался экран. Покупательница сдала телефон на гарантийный ремонт. Но продавец даже по истечении двух месяцев не отправил товар в сервисный центр, а после получения претензии о расторжении договора купли-продажи и возврате денежной суммы покупательнице отказал в его удовлетворении. Раз уж продавцы не решили проблему мирным путём, агинчанка обратилась в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. Специалисты отдела защиты прав потребителей подали иск в суд с требованием вернуть потребителю денежные средства, выплатить моральный ущерб и неустойку. В итоге мировой суд судебного участка №64 Агинского района полностью удовлетворил требования по данному заявлению. В счёт покупателя взыскано 17 240 рублей, в том числе полная стоимость телефона, неустойка в размере 10 тысяч рублей, компенсация морального вреда в размере 2 тысяч рублей.

Годы в темноте

Сегодня многие забайкальцы предпочитают индивидуальное жильё, а не квартиру в многоэтажке. Для жителей села других вариантов, кроме как дом на земле, нет. Здание построено, осталось наладить водо-, тепло и электроснабжение. К сожалению, с последним у одной могойтуйской семьи не задалось по вине энергетиков.

Договор на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома был заключён между владельцем и ПАО «Россети-Сибирь» в феврале 2020 года, услуги полностью оплачены. Срок исполнения составлял 6 месяцев со дня заключения договора, но всё затянулось аж на три года! Семья с тремя малолетними детьми проживала в доме без электричества, что доставляло массу неудобств. И это в XXI веке! Пришлось покупать солнечные батареи и генератор, который работал от солярки. В феврале 2023 года семейство обратилось в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю за помощью. Специалисты подготовили и направили в Могойтуйский районный суд иск о том, чтобы обязать ПАО «Россети-Сибирь» осуществить технологическое присоединение к электросетям жилого дома, что и было, наконец, сделано. Кроме того, с компании взысканы штраф, неустойка и компенсация морального вреда…

Как только был объявлен итог разбирательств, радости многодетной семьи не было предела. Глава семейства от души благодарил Ладу Митупову и качал её на руках в зале суда.

Качество – не ахти

Ещё один факт нарушения прав потребителя произошёл в городе Краснокаменске. Местный житель Андрей Иванов приобрёл стол в мебельном магазине, а при доставке обнаружил недостатки товара. Покупатель не грозил продавцам небесной карой, судом и Роспотребнадзором, а попытался решить вопрос, что называется, путём переговоров. Тем более что у любого покупателя, столкнувшегося с подобным, такое право есть. Но потребителю было отказано в расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы. За помощью гражданин обратился в Управление. В свою очередь, специалисты отдела защиты прав подготовили и направили исковое заявление в защиту прав потребителя в суд. По итогам разбирательств предпринимателю пришлось выполнить требования потребителя о взыскании денежных средств за товар в размере 55 908 рублей.

С подобной историей столкнулся и житель посёлка Агинское. Он приобрёл стартер для автомобиля Mazda Titan за 11 570 рублей. Оплата товара была произведена в день составления договора в полном объёме. При установке стартера потребитель обнаружил, что данный товар ненадлежащего качества (не крутит двигатель). Потребитель сдал стартер в магазин для проведения диагностики товара, чтобы вернуть деньги. В течение января, февраля и марта 2023 года покупатель неоднократно обращался к продавцу в п. Агинское, но каждый раз потребителю говорили, что по данному товару информация о проведённой диагностике отсутствует, ответа на претензию нет и вернуть деньги продавцы не могут.

Понимая, что разбирательство затянется до лета, покупатель обратился в Роспотребнадзор. Управление подало заявление в суд в защиту прав потребителя. Магазину пришлось вернуть в пользу покупателя 71 704 рублей, в том числе выплатить компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и штраф 23 904 рубля.

Важно!

Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», если срок устранения недостатков товара не определён в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учётом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Кстати

«Платите наличными, по карте не принимаем», – порой говорят продавцы жителям Хилокского района. Ряд торговых точек районов края не осуществляет продажу товаров по безналичному способу, в частности, это касается табачной продукции и табачных изделий.

Торговцы объясняют: «Банк взимает комиссию, если потребитель рассчитывается картой, следовательно, отпуск товара проводим только за наличные деньги, поскольку убытки нести не желаем».

«Однако, в соответствии со ст. 16.1 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчётов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путём использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчётов по выбору потребителя», – напоминает Лада Митупова.

Памятка

Сохраняйте чеки об оплате и гарантийные документы на товар до окончания гарантийного срока ремонта товара.

Если появилась неисправность, пишите письменную претензию в магазин, где был куплен данный товар и попытайтесь его вернуть, предъявив чеки об оплате. Претензия составляется в двух экземплярах, второй экземпляр с отметкой о приёме претензии в магазин оставляете у себя.

Если же вам не обменяли некачественный товар/не вернули деньги, если больше сорока пяти дней не устраняют недостатки товара, обращайтесь с копиями вышеназванных документов в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. Сделать это можно из любой точки региона по обычной почте (г. Чита, ул. Амурская, 109) или через сайт данной организации (во вкладке Управление/Обращения граждан/Приём обращений), пройдя регистрацию на портале «Госуслуги», что ускорит решение вашего вопроса. Можно обратиться и в МФЦ по месту жительства.

Получить консультацию Роспотребнадзора можно по телефону: 8 (3022) 26-24-17, отдел по защите прав потребителей.

Не забудьте приложить чеки, обращения в магазин, ответы или информацию о том, как долго и по какой причине вам не отвечают, не обменивают товар и не возвращают деньги.

Подготовила Виолетта ВДОВЯК,
фото с сайта grandegatto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)