Дз-з-зы-ы-ынь… Это звонок! Дз-з-зы-ы-ынь… (это для тех, кто ещё не услышал) Дз-з-з…
Пожалуй, достаточно. Вижу, все уже собрались. Приветствую вас, уважаемые зрители-читатели – любители cinema! Сегодня в «Телемании» мы продолжаем курс ликбеза по кино-профи-слэнго-арго-терминологии, которую всякий уважающий себя кинофанат, а также начинающий кинолюбитель должен знать, дабы с лёгкостью воспринимать любые интервью с кинодеятелями и понимать все материалы при чтении в СМИ и сетевых киноблогах. Ну и т.д. и т.п.
Ну что, начинаем урок? Да! Вновь напоминаю: все кинословечки-понятия-термины по программе нашего обучения синема-языку взяты не в алфавитном порядке, а размещены в порядке (или беспорядке) по мере сюжетной надобности текущего занятия.
А вот теперь продолжим.
…Как известно, немало забайкальских (и отечественно-заграничных) зрителей любят пугаться и, ясное дело, смотреть соответствующие «ужасающие» кинопроизведения. Вот только иногда их сбивает с толку определение жанра данных картин в электронной (интернет, ТВ) и полиграфической (постеры, баннеры) рекламе. То рекламщики пишут «фильм ужасов», а то…
Хоррор
В чём отличие-то? А ни в чём! Хоррор (от англ. horror – ужас; horror film, horror movie) есть жанр фильма ужасов. Сии «анти-киногрёзы» призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного, называемого эффектом…
Саспенс (от англ. suspense – неопределённость). Самый знаменитый мастер саспенса, его классик – великий Альфред Хичкок и целый ряд его картин («Психо», «К северу через северо-запад»). Другие примеры: «Маньчжурский кандидат», «Таксист», «Молчание ягнят» и т.д. Элементы саспенса отлично «работали» в советских картинах «Отель «У погибшего альпиниста»», «Злой дух Ямбуя», «Дикая охота короля Стаха», «Подарки по телефону», «Прикосновение»… Коль зашла речь о киноужасах, то они, как и в «обычном» кинематографе, тоже делятся на поджанры: мистика, триллер, фантастика, драма, комедия и т.д. Однако здесь имеются и «узкоспециализированные» виды ужастиков. Один из самых популярных имеет «загадочное» название…
Слэшер (от англ. slash – удар с плеча; рубить)…
…фильмы серии «эх, когобызарезать», а если серьёзней – ленты с непременным наличием мотивированного (и не очень) маньяка-убийцы. Он преследует и изощрённо, методично ликвидирует одного за другим определённое количество людей, причём в основном невинных, независимо от социального происхождения, пола, расы, возраста. Впрочем, подавляющее предпочтение отдаётся подросткам и молодёжи. Психопат может быть в маске (известный «хоккеист» Джейсон Вурхиз из франшизы «Пятница, 13-е»), иногда обладать сверхъестественными способностями («миляга» Фредди в полосатом свитере, шляпе и с ногтями-ножиками повышенной длины). В слэшере маньяки отчего-то не любят пользоваться огнестрелом (видно, слишком примитивно для злодейской зрелищности), но при этом обожают топоры, молотки, бензопилы, лезвия, а также различные более тупые предметы. Интересно, что в слэшерах отсутствуют злые инопланетные «дядьки», зомби и прочие монстряки. Примеры известных кинопроизведений подобного жанра: франшизы «Хэллоуин», «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13-е», «Поворот не туда», «Крик», «У холмов есть глаза» и т.д. Если зритель хочет ещё больше пощекотать себе нервишки, то в дело вступает поджанр…
Сплэттер (от англ. splatter – брызганье)…
…где акцент в сюжете фильма намеренно и коварно делается на предельно натуралистической демонстрации гекто-, дека- и прочих, по нарастающей, литров Той Самой Красной Жидкости (и прочих внутренних «деталей») путём использования всяческих специальных эффектов, а также изображении физиологических подробностей ужасающих событий. К фильмам-сплэттерам можно запросто отнести знаменитых «Зловещих мертвецов», жестокую трилогию «Хостел» и, конечно же, нашумевшую, популярную по сей день франшизу «Пила».
Но хватит мрачного… Если киношники видят всё более усиливающийся (или стабильный) интерес публики к тому или иному реальному представителю истории, политики, науки, искусства, общественной жизни и т.п., то на экраны выходит…
Байопик (от англ. biographical picture)…
…иначе говоря, художественный фильм (сериал), основанный на биографии известной личности. Картин подобного жанра, начиная с рождения кинематографа, сняты тысячи. Первым байопиком можно считать десятиминутную ленту «Жанна д`Арк», снятую самим основателем художественного кино французом Жоржем Мельесом в 1896 году. Самым масштабным эпиком – «Клеопатру» (1963) – четырёхчасовую картину Э. Манкевича с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном. А самым великим байопиком считается «Гражданин Кейн» (1941) режиссёра Орсона Уэллса. К нему же можно смело отнести и «Александра Невского» (1938) С. Эйзенштейна. Надо заметить, что СССР было созданы десятки (если не сотни «байопиков»): «Ленин в октябре» (целая франшиза – «лениниана»), «Щорс», «Чапаев», «Котовский», «Иван Грозный», «Композитор Глинка», «Александр Попов», «Человек с планеты Земля» (о К.Э. Циолковском), «Так начиналась легенда» (о детстве Ю.А. Гагарина), «Лермонтов», «Дерсу Узала» и множество других. Из последних байопиков, получивших широкую известность в мире, – «Оппенгеймер», «Форд против Феррари», «Богемская рапсодия», «Тетрис», «Элвис» (о ком рассказывают сюжеты этих фильмов, легко догадаться) и т.д. В России в своё время вышли «Высоцкий. Спасибо, что живой», 2011, «Легенда №17», 2012, «Поддубный», 2014, «Калашников», 2020, «Стрельцов», 2020, «Чемпион мира», 2021 и т.д.
Важная деталь: байопики могут также рассказывать о спорных и отрицательных личностях. Пример: «Бонни и Клайд», «Агония» (Распутин), «Бункер» (последние дни Гитлера), «Гражданин Икс» (Чикатило), «Народ против Ларри Флинта» и др.
…В то время, пока публике начинают рекламировать тот или иной фильм, полностью отснятая картина только начинает проходить…
Постпродакшн (англ. рostproduction) – период обработки киноматериала после съёмок. Идёт работа с компьютерными объектами. Начинается монтаж, озвучка картины, сведение общей фонограммы. Постпродакшн может занимать от трёх до шести месяцев. Желание сэкономить на финансовых затратах и получить дополнительные денежные вливания в кинопроект и себе в карман толкает продюсеров на…
Продакт плейсмент (англ. рroduct placement – дословно – размещение продукции; скрытая реклама). Это рекламный приём, заключающийся в том, что реквизит в фильмах имеет реальный коммерческий аналог. Обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт или его логотип, или упоминается о его хорошем качестве. Любопытная деталь: американцы умудряются в основном ненавязчиво, скрыто протолкнуть в фильме все эти рекламные «фишки». Впрочем, и здесь «не без урода» – во всех современных фантастических, «космических» фильмах США, где действие происходит в настоящем или не очень отдалённом будущем, навязчиво и раздражающе маячит набившее уже всем оскомину NASA. В других фильмах большинство героев пользуются исключительно компьютерами с символикой надкушенного яблока – Apple.
Российские же киношники нередко делают свой продакт плейсмент «в кадре» настолько грубо, что зрители начинают отпускать во время сеанса ядовитые шуточки, а то и откровенно смеяться. Напомню яркий, ставший уже «классическим» пример – «Дозоры» Бекмамбетова: бьющая по глазам реклама Nescafe, пивка «Старый мельник», пельмешек «Сам Самыч», сока «Добрый» и т.д. и т.п. Крупные планы коммерческих брендов МТС, «Билайн», Faberlic и наивные заявления героев фильма об их качестве. Ещё один яркий пример – «мега-ультра-супер-пупер» космический сверхблокбастер «Вызов», где грубо и много фигурируют продакт плейсмент банка «Тинькофф» и всё тот же оператор связи «Билайн», кроме которого «в космосе ничего не ловит…»
Ещё во время процесса постпродакшн (иногда даже до начала съёмок фильма!) администраторы и продюсеры кинокомпании для «масс-медиа» и зрителей официально объявляют…
Релиз (англ. release – освобождение), то есть назначают время выпуска фильма на экраны. Называют год, месяц и число премьерного показа. Нередко дата заявленного релиза, по разным причинам, может существо меняться. В отечественном кино рекордсменом по переносам релиза в своё время стала картина Олега Степченко «Вий: Возвращение». Релиз дорогостоящего отечественного ужастика переносился восемь раз.
Причины переноса релизов: большие объёмы обработки компьютерных спецэффектов, досъёмки материала, желание авторов запустить в прокат в минимальное время продолжение картины, административные, финансовые затруднения (включая трудности получения прокатного удостоверения) и, наконец, с весны 2022 года – сами понимаете, какая причина. Последняя может вообще изъять фильм (или проект) из графика релизов на неопределённое время или… насовсем. Судьбы подобных картин могут быть разными, к примеру, высокобюджетный (460 млн р.) «вампирский» блокбастер «Ампир V», релиз которого планировался на 31 марта 2022 года, был изъят из проката. Правда, он всё же появился «окольными» путями в сети и в… бесплатном доступе. По загадочным мотивам исчез из всех релизов ещё в прошлом году (сентябрь) ожидаемый, готовый к прокату проект «Мы» – одноимённая экранизация классического романа-антиутопии Е. Замятина. Также по неизвестной причине после официально заявленного релиза на 16 ноября 2023-го канул в Лету российский фантастический триллер-драма «Свободное падение».
…На этом пока закончим наш языковой киноликбез по наиболее распространённым «продвинуто»-современным терминам, понятиям и словечкам. Как вы уже обратили внимание, почти все они английского (голливудского) происхождения. И не мудрено – США всё ещё держат в оккупации мировой кинематограф. А язык наиболее вероятного противника, даже язык «кинематографический», знать надо обязательно, как и владеть информацией. Дз-з-зы-ы-ынь… Это звонок… Всё. Урок окончен! До скорого, друзья!
Сергей Балахнин,
иллюстрации автора