Тукулай, я вернулся!

Рыбалок с одной ночёвкой у меня не было очень давно. Рыбалок с двумя ночёвками у меня не было пятнадцать лет, потому как чем старше становятся дети, тем меньше времени остаётся на себя, а я, наивный, думал, что будет наоборот. Перебираю старые рыбацкие фотографии, в памяти всплывают лица друзей минувших лет, с коими я давно потерял все контакты, и тщетны были попытки их найти. Однако же остались места, остались реки и протоки, на берегах которых и прошла моя бурная молодость.

Собственно, на этих ностальгических нотах я и задумал большую рыбалку, обратив взор свой на приток реки Читинки – стремительный Тукулай, который впадает в свою старшую сестру совсем недалеко от села Авдей, что сразу за Шишкино.

Кто с нами едет?

В очередной и уже окончательный раз я убедился, что нерыбаков брать с собой на рыбалку не стоит, потому как рыбалка для меня, прежде всего, созидательный процесс, а шумное застолье на берегу никакого отношения к сему созиданию не имеет. Дураки учатся на своих ошибках, и, надеюсь, на этот раз я научился. У меня есть друг Алексей, с которым мы познакомились несколько лет назад и с которым рыбачим постоянно, много, в любое время года и при любой погоде. Скажешь ему: «Поехали?», а он ответит: «Поехали!» В погоне за большой компанией единомышленников в наши ряды затесались люди, которые не то что к рыбалке, но и к нормальному отдыху не имеют отношения. Не все, конечно, но некоторые. Жалобы, критика и откровенное нытьё раздражали, не давали сосредоточиться на главном и отвлекали от важного. Недаром было сказано: «Лучше меньше, да больше». Нет желания и смысла рассказывать о случайных попутчиках, а посему давайте вместе погружаться в настоящую рыбалку.

О, эти сборы!

Не раз уже было мною говорено, что сборы на рыбалку не менее приятны и волнительны, чем, собственно, сам лов, а посему подошёл я к этому процессу ответственно и, как это обычно бывает, с некоторым трепетом. Памятуя, что в местах тех хариус да ленок ловились исключительно на обманки, я для очистки совести решил захватить блёсны вращательные и колебательные, поскольку рассчитывал всё-таки на ленка, потому как хариус местный излишне мелок и особой гастрономической ценности не представляет. Да и цель обловиться я перед собой не ставил, поскольку, прежде всего, хотел посмотреть места, составить планы на будущее и просто побыть вдали от городской суеты. Работа четыре месяца без всяких выходных наложила свои отпечаток усталости. Взял я с собой лёгкий спиннинг, позволяющий закидывать блёсенки весом четыре грамма, а также маховое удилище с пропускными кольцами, дабы облавливать перспективные ямки. Помню, как тогда, пятнадцать лет назад, мы довольствовались совсем малой толикой рыбацкого комфорта. Овечий тулупчик, банка тушёнки, котелок и снасти – вот, пожалуй, и всё, что требовалось. Сейчас же наш скарб едва поместился в машину: палатка, спальный мешок, мангал, кресла, стол и прочее, и прочее. С возрастом начинаешь ценить комфорт.

В дорогу

Как непозволительно долго тянулись эти восемь дней от задумки до реализации. Но время стремительно приближалось и приблизилось, оставив позади шумный город. Зашумел под колёсами асфальт, и мы взяли курс на Тукулай, полные предвкушения от приятного времяпрепровождения. Конечно, забылась, стёрлась из памяти дорога, мы поминутно обращались к картам, дабы найти то заветное место. Вот началась ветрозащитная полоска деревьев на подъезде к Авдею, вот тот самый отворот, вот они, места молодости. В открытые окна машины рвались кисти боярышника, смородины и шиповника. После недавнего дождя в колеях стояли глубокие лужи, но дно было твёрдым, и мы без труда доехали почти до самого Тукулая. Я говорю: «Почти!», потому что последние двадцать метров дороги заросли ивняком в два человеческих роста, и проехать не было никакой возможности. Не беда, мы забираем чуть левее и останавливаемся на широченной галечной поляне, заросшей местами кустарником и мхом. Вышли из машины и долго-долго слушали звенящую, оглушающую тишину.

Изменилось или нет?

Установив лагерь и взяв в руки спиннинги, мы отправились вверх по течению, дабы разведать реку. Алексей вообще первый раз рыбачил на такой маленькой реке, а поэтому не всегда мог рассчитать силу заброса. Благо, река позволяла переходить вброд и отцеплять блёсны, застрявшие на противоположном берегу. Несмотря на катастрофически малый уровень воды, причиной коему стало отсутствие на протяжении четырёх месяцев нормальных дождей, Читинка всё ещё была сильна. В некоторых местах омуты достигали двух метров глубины. Это было сейчас, а что тут творилось тогда, в 2018 году, когда вода пёрла сплошным, страшным, сметающим всё на своём пути потоком? Вот стоит на высоком обрыве пень, который когда-то служил нам обеденным столом. Совсем подмыла его вода, а ведь до него от нынешнего уровня реки почти три метра. Наводнение так и не смогло изменить основное русло, но зато размыло различные заводи. Теперь же, в засуху, обнажились широченные галечные отмели, посреди которых и текла спокойная Читинка.

Здравствуй, Тукулай!

Как ни странно, память меня не подвела. Мы поднимались всё выше по течению, а я шёл и просто вспоминал все эти перекаты, плёсы, шиверы и тягуны, на которых рыбачил много-много лет назад. Река делает крутой поворот налево и сразу выполаживается, заводя рукав правее. Вот за той косой я и видел в те времена первого и единственного в своей жизни рака. Он был маленький, размером с мизинец, но это был рак. Интересно, водятся ли они ещё в этих местах? На этом зигзагообразном участке Читинки и впадает Тукулай. Этот приток, хоть и небольшой, но полноводный, с прозрачной и холодной водой, в чём мне вскоре предстояло убедиться. Засуха совершенно не сказалась на уровне воды, видимо, подземные ключи, питающие эту речку, не пересохли. Присев на крутой, но невысокий берег, я деловито посматривал по сторонам, болтая ногами, слушая шум воды и вдыхая аромат прелой листвы. Всё играло красками осени. Заметил рядом с собой подосиновик. На дворе сентябрь, а он не замёрз, не прокис и даже был не тронут червём. Решив устроить в лагере грибной пир, мы прошли по берегу сто метров выше по течению и набрали в пакеты почти два ведра грибов. Это было удивительно, так как в окрестностях даче даже маслят не было, а тут такие вкусные грибы, да ещё в таком количестве.

А не пора ли мне окунуться?

Алексей, как большой любитель чая, всё искал дикую смородину, чтобы заварить свой любимый душистый напиток. Заприметив нечто похожее на противоположном берегу, я решил в десятый раз перейти Тукулай. Видимо, всё-таки нужно иногда смотреть под ноги, даже на речке, которую можно перепрыгнуть. Шагнул в воду, а мои ноги сразу ушли на глубину. Провалившись в омут почти по грудь, я пулей вылетел на отмель, потрясённый холодной водой, сильным ушибом кисти и потерей очков. Сразу весь мир, окружающий меня, потерял в чёткости две диоптрии. Дорого мне обошлись те грибочки, но зато их вкус всё компенсировал, а то я уж грешным делом думал, что не отведаю этим летом сие блюдо.

Лагерь

Время от времени приезжали машины с рыбаками, мгновение стояли, а потом разворачивались и уезжали искать свободный берег. По небу то бежали хмурые тучи, прямо такие, как я люблю, то полностью до горизонта была ясная погода и светило солнышко. Шкворчали грибы на сковородке, а мы сидели в креслах и просто молчали, слушая природу. Река в этом месте выходила с переката на большую яму, поэтому большого шума от воды не было, да и стояли мы довольно далеко от берега, дабы не рисковать машиной на песчаной отмели. Несколько лет назад, когда медведи вплотную подходили к людям, здесь произошло нападение, которое, к счастью, закончилось без жертв. Косолапый вылетел на рыбака, махом перескочил Читинку и пошёл на человека. Благо, машина была неподалёку. Памятуя об этом, я купил себе сигнал охотника и время от времени стрелял в небо. По идее, сейчас самое безопасное время – в лесу полно грибов и ягод. А с холодами медведь ищет уже не пропитание, а берлогу. Бояться стоит медведей весенних.

Вместо послесловия

Ловился здесь на маленький воблер хариус с палец и довольно солидный гольян. Несмотря на прозрачность воды, трофеев мы раздобыть не сумели, поскольку было ещё рано. Когда лососёвые начнут сваливаться с нерестовых мест на зимовальные ямы, будет уже совсем холодно. Мы же хотели провести несколько ночей на природе. На самом деле я не понимал, почему мы все эти годы ездили только на озёра, совершенно позабыв про то, что есть ещё и реки. Да, поймать рыбу здесь проблематично, но рыбалка – это не только ведро рыбы, это ещё философия. Пройдёшь десять километров, сделаешь тысячу забросов и, рано или поздно, добудешь свои трофеи! Берегите себя!