Осторожно, вас снимает «скрытая» камера… Да не одна – в Чите их 131. Камеры, которые отслеживают самые проходимые точки города, – своего рода часовые на посту, они круглосуточно следят за порядком в городе. Запись ведётся, а изображения выведены на один большой и четыре маленьких монитора, где специалисты ГУ «Безопасный город» отслеживают, нужна ли кому-то помощь.
Грабежи, ДТП, драки…
Шесть лет в столице края существует ГУ «Безопасный город». За это время записи с камер видеонаблюдения свыше двухсот раз помогли найти совершавших кражи правонарушителей, сбежавших с места ДТП водителей, затеявших драку дебоширов…
Для примера. Ограбление салона микрозаймов могло закончиться для грабителей безнаказанно, если бы не бдительность и профессионализм операторов видеонаблюдения. Операторы службы в режиме онлайн передавали сотрудникам полиции информацию о том, куда передвигаются преступники.
Из недавнего: одна из камер зафиксировала лежащего на земле человека, информацию операторы тут же передали в службу 112 (подразделение ГУ «Безопасный город»). К пострадавшему ещё не успели доехать ни скорая, ни полиция, как проходившие мимо мужчины решили поживиться и украли у беззащитного телефон. По горячим следам злоумышленники были задержаны.
А вот ещё. На углу улиц Амурская и Ленинградская перевернулась маршрутка. Операторы в эту же минуту вызвали скорую.
Виновника чудовищного ДТП, произошедшего на вокзале в июне этого года, когда погиб выпускник школы, задержали тоже благодаря отслеживанию по камерам ГУ «Безопасный город».
Примеров, когда работа видеонаблюдения и оперативность специалистов спасли жизни, способствовали нахождению правонарушителей, множество. Операторов центра не раз благодарили оперативные сотрудники и искренне удивлялись навыкам и умениям операторов, ведь в их профессиональной деятельности задействованы не только глаза, но и логическое мышление, когда нужно предполагать за преступника, думать, как он, чтобы предугадывать его передвижения там, где он выпал из поля зрения. «Переходите к нам на работу», – шутят оперативники. Опыт и «насмотренность» сотрудников ГУ «Безопасный город» не раз выручали полицейских при поимке правонарушителей.
Больше камер!
Руководители службы, говоря о дальнейшем развитии, не исключают, что в скором будущем камер видеонаблюдения станет около 500 и качество их разрешения будет выше.
«Искусственный интеллект будет высчитывать скопление людей, или если кто-то оставил где-то пакет или сумку», – рассказывает заместитель начальника отдела обработки вызовов службы спасения 112 ГУ «Безопасный город» Алексей Карандаев.
Операторы работают в четыре смены. Есть те, кто здесь со дня создания службы, признаются, что работа в радость. «Захватывает процесс поимки правонарушителя, чувствуешь свою причастность к раскрытию преступления и когда находишь беглеца, такое удовлетворение, приятно, когда благодарят полицейские за помощь», – рассказывает оператор Елена.
Кстати, показывать лица и называть имена и фамилии операторов нельзя, дабы уберечь их от преследований. Но не только с преступниками посредством видеонаблюдения соприкасаются операторы, «юмористов» тоже хватает. Операторы вспоминают: вот мужчина в одних трусах рассекает по городу, вот молодёжь приплясывает ночью у магазина… Безобидно – лиц не видно, а операторам расслабление, не всё же за преступниками «гоняться»…
А волноваться нельзя
«Не все могут здесь работать, некоторым очень мешает сопереживание, волнение за пострадавших, я тоже в начале работы часто думала о последствиях какого-то увиденного случая, переживала, а потом научилась отделять работу и эмоции, иначе можно сгореть. Помогать нужно с холодной головой», – делится оператор Елена.
В подразделении ГУ «Безопасный город» операторам запрещают узнавать о дальнейшей судьбе обратившихся, правило «передали в службу сообщение и забыли» действует для всех, поэтому о судьбе пострадавшего операторы колл-центра узнают, если те звонят повторно сами – поблагодарить.
В особых случаях с обратившимися работают психологи, их в штате службы двое. Бывает, что звонят те, кто хочет покончить жизнь самоубийством… Много звонков ложных, звонят дети, подростки. Чаще всего такие обращения операторами «узнаваемы». В среднем по краю поступает 1200 звонков за сутки. Подразделения работают в районных центрах. В службу берут грамотных специалистов с высокой скоростью набора на компьютере, также важна стрессоустойчивость. Испытательный срок – 3 месяца. У операторов есть инструкции, как и в какой ситуации работать. Особенно собранным нужно быть, когда обратившимся угрожает опасность, например, звонят из кольца огня или во время нападения.
«Сложность в том, что заявитель не всегда знает адрес своего место нахождения, тогда оперативно помочь невозможно. Порой звонят люди агрессивные, не слышат вопросов оператора. При обращении нужно назвать имя, фамилию, отчество, адрес, таков регламент, но заявители порой настроены раздражённо, это затягивает процесс работы. Помощь полиции, пожарной, скорой, единой диспетчерский службы – вот поводы обращения к нам, но звонят и без веских причин, мы уже привыкли, что осенью и весной так называемые «обострения» – одинокие, возможно, не совсем адекватные. Бывают и такие вызовы: летучая мышь в дом залетела, медведь по улице ходит, змеи кусают», – рассказывает оператор Виктория. Она работает со дня основания службы 112, то есть с июня 2018 года. Рассказывает, что коллектив дружный, условия работы замечательные, и если кто-то уходит, то только из-за невысокой заработной платы. Верные профессии надеются, что это дело поправимое, и продолжают координировать, разъяснять и спасать.