Хозяйство и культура эвенков складывались на протяжении нескольких тысячелетий. Учитывая различные формы ведения хозяйства, исследователь XVIII века И.Г. Георги выделял три группы эвенков – пешие, оленные, конные. Первая промышляла охотой, рыбной ловлей и вела бродячий образ жизни. Вторая группа, как видно из названия, занималась и оленеводством.
Особой красоты
Под влиянием контактов с монголами часть эвенков стала заниматься скотоводством. Они образуют третью группу, получившую название «конные». За каждым эвенком числились свои рыбные, охотничьи и иные угодья по всему северу. Эвенки жили родами, и в каждом были старейшины, свой шаман.
На территории Тунгокоченского района проживали 9 родов: кандигиры, туруягиры, шамагиры, чильчагиры, лакшакагиры, бултэгиры, мурчены, нодягиры, сологоны.
Кандигиры («кандага», в переводе эвенкийского – «лось», «самец») – сильные, ловкие, любвеобильные, как лось. К этому роду относились семейства Жуманеевых, Нергунеевых.
Туруягиры («туран» – «слово», «рассказ») – словоохотливые, отличные рассказчики. К ним относились Гарпанеевы, Унауловы, Урпиуловы.
Шамагиры («шаман», «самаи» – «заморский») – за морем, Байкалом живущие Кутончины, Сирпиуловы, Душиновы.
Лакшакагиры («лакучи» – «петля на унтах») – носящие унты с петлями, с их помощью подвешивали, прикрепляли обувь к поясу. К ним относились Таскеровы, Лакушины, Катауловы.
Бултэгиры – отличные, бесстрашные охотники.
Мурчены («мурин» – «лошадь») – имевшие в хозяйстве лошадей, конные эвенки. К ним относились Ульзуевы, Морбиневы.
Нодягиры («надан» – «семь», «нодам» – «бросать»): предки нодягиров когда-то в количестве 7 семей оставили родовое стойбище и откочевали. К ним относились Чупровы, Сокоуловы.
Сологоны («солтум», «колтум» – «задолжать», «сотлом», «колотом» – «бить», «ударять»): по преданиям, род сологонов попал в кабалу и отрабатывал за свои провинности. К ним относились Дмитровы, Кирилловы.
Чильчагиры («чильча» – «материнская грудь») – эвенки особой красоты: вскормлены материнским молоком. Это Аинчины, Арунеевы, Загунеевы, Одонеевы. Отец мой относился к роду чильчагиров клана витимского. Бабушка, мать отца, – из рода кандигиров. Выходит, что во мне течёт кровь и того, и другого рода. Браки у эвенков разрешались только между представителями разных родов. Поэтому каждому эвенку необходимо было знать, к какому роду он относится.
Домашняя утварь
Она была приспособлена к кочевому быту. Отличалась прочностью, лёгкостью и малой габаритностью. А так как забайкальские эвенки не знали нарт и ездили только верхом, то и пользовались они в основном только берестяной, реже деревянной утварью.
Твёрдая утварь изготавливалась из бересты. Это сосуды, коробки (чумак), в них хранили мясо, рыбу, использовали как таз, сшивали так плотно, что жидкость не вытекала. Деревянная долблёная утварь изготавливалась из одного куска дерева. Обычно так делали чашки, миски, корытца для мяса. При кочевом быте эвенков посуды было мало, и только то, без чего нельзя было обойтись. В каждом чуме был большой котёл для варки мяса, маленький – для нагрева воды, чайник для кипячения чая, без которого эвенки не могли обойтись. Если заканчивался чай, который они выменивали на пушнину у купцов, то заваривали чагу, кипрей, плоды шиповника, листья ягодных кустарников. Индивидуальной посуды было немного, т.к. ели поочерёдно. Сначала старейшины, хозяин, охотники и после женщины с детьми.
Вся кухонная утварь и продукты складывались в берестяные коробки, которые навьючивались на оленя. На стойбищах эти же короба служили шкафчиками для хранения. Пищу готовили женщины. В большом котле варилось мясо: свежее зимой и осенью, сушёное летом. Эвенки очень неприхотливы в пище, однако она очень вкусная и питательная.
Жилища эвенков
Традиционное жилище эвенков – чум. Для строительства чума брали 2–3 жерди и связывали их вершины, разводили основания и связывали их по кругу. Затем дополнительно приставляли 25–30 жердей. Таким образом создавался прочный конусообразный каркас жилища.
Летом для покрытия чума использовали ровдугу (выделанную оленью или лосиную шкуру) или бересту (предварительно вываренную в воде). Отдельные куски сшивали в длинные полосы, которые укладывали на чум так, чтобы верхние покрывали нижние. К углам привязывали верёвки, с помощью которых покрытие крепилось к жердям.
В холодное время года чум покрывали нюками, сшитыми из шкур оленей и лосей. Такое покрытие было тяжёлым, но защищало от холода и ветров. В настоящее время эвенки Тунгокоченского района живут в сёлах, но мои дяди Николай и Юрий Арунеевы проживали в лесу, занимались оленеводством, правда, жили они не в чуме, а в брезентовой палатке. На базе у них стояли изба и баня, построенные по русскому образцу.
Юлия Арунеева