Кинематограф семи нот. Часть 4

Напомню, что в прошлой нашей встрече мы остановились на новой волне мюзиклов СССР, невероятно популярных («Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Свадьба в Малиновке» и др.), окончательно оставивших в прошлом народно-колхозно-производственную тематику («Кубанские казаки», «Свадьба с приданным»). Наконец пришли они, золотые 70-е, где набирающий обороты в популярности советский мюзикл поджидали самые невероятные, порой даже экзотические сюжеты и… союзы.

 

От зари до зари, от темна до темна

«О любви говори, пой гитарная струна… На-на-на, на-на-на…» – пела едва ли не вся страна после 27 апреля 1971 года, ибо в эти дни состоялась премьера первого музыкального фильма советско-румынского производства «Песни моря» режиссёра Франчиска Мунтяну. А спел этот до сих пор незабываемый хит с характерным «тёплым» акцентом на русском языке исполнитель главной роли студента Михая, румынский актёр и певец Дан Спэтару. В этой незамысловатой, но душевной комедии герои – студенты-музыканты из Констанцы – стремятся попасть на музыкальный фестиваль в Сочи. У них крадут текст главной песни, а затем обнаруживают его в поезде на Бухарест по знакомой мелодии, звучащей в исполнении бандитов-скрипачей… Главную женскую роль исполнила Наталья Фатеева, а пела за неё тогда ещё наша (эмигрировала в ФРГ в 1973-м) популярная певица Лариса Мондрус. Фильм снимался одновременно на румынском и русских языках. В том же 1971 году он стал одним из лидеров проката (более 37 млн зрителей).

 

Мюзиклы СССР, совместные и разные

«Песни моря» стали первой ласточкой в совместном опыте советских кинематографистов, и не последней. В 1976 году произошло сразу два удивительных события – партнёрами СССР в кинематографе семи нот стали США (студия «Двадцатый век Fox» и «Ленфильм») с музыкальной сказкой «Синяя птица» (реж. Д. Кьюкор) и Румыния с Францией с мюзиклом «Мама» (реж. Элизабета Бостан). И то, и другое произведения изобиловали приглашёнными кинозвёздами: в первом сияли Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Джейн Фонда, Георгий Вицин, Маргарита Терехова, Олег Попов, во втором – Людмила Гурченко (мама Коза), Михаил Боярский (Серый Волк), Савелий Крамаров (Волчонок), Наталья Крачковская (Медведица) и др.

Картина «Синяя птица» (премьера в СССР – 3 января 1977), ставшая четвёртой версией экранизации одноимённой пьесы-сказки Мориса Метерлинка, несмотря на актёрский мегазвёздный состав, не снискала большой популярности в США, в других же 12 странах, закупивших музыкальную фэнтези, прошла со средними сборами.

Внимание! Весьма кино-музыкально-примечательно! Продюсером фильма «Синяя птица» выступил Пол Маслански, будущий «шеф» культовой комедийной франшизы «Полицейская академия».

Что же касается сказочного румынско-советско-французского мюзикла «Мама» (премьера в СССР – 17 октября 1977), снятого по мотивам народно-международных сказок о волке и семерых козлятах (в фильме их пятеро), то он оказался гораздо успешнее «конкурента» – «Синей птицы». Красочный, великолепно костюмированный, с массой танцев и песен (в фильме их аж 30!), ставших шлягерами (песни «Дуэт Козы и Волка на ярмарке», «Песня о Маме», «Волки-бяки», «Попка-superstar» и т.д.), стал одним из лидеров проката 1977 года не только в нашей стране, но и целом ряде европейских государств.

Внимание! Кино-музыкально-любопытно! Фильм «Мама» снимался одновременно на русском, румынском и английском языках (каждая сцена снималась трижды), причём съёмки мюзикла велись «задом наперёд» и начались с финальных сцен.

И ещё кино-любопытно! В англоязычной версии мюзикл назывался Rock’n’Roll Wolf.

P.S. Внимание! Темой одной из будущих «Телеманий» станет весьма интересная и местами даже скандальная история совместных международных кинопроектов СССР!

Первый серьёзный, или Наши «Шербурские»

Долгое время у советского зрителя кинематограф семи нот считался в основном лёгким, развлекательным жанром. Исключением был, пожалуй, прокат в 1966 году в СССР французской мелодрамы Жака Деми «Шербурские зонтики» с участием Катрин Денёв и музыкой Мишеля Леграна.

Ситуация резко поменялась лишь в 1974 году, когда на экранах страны появилась подлинная сенсация – пронзительная музыкальная мелодрама Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых» с участием Евгения Киндинова и Елены Кореневой в главных ролях и музыкой Александра Градского.

Сюжет чем-то напоминал, хотя и довольно отдалённо, французский фильм и рассказывал о любви молодой пары, которую разлучил случай. Как оказалось, разлучил навсегда. Он уходил в армию, в морпехи. Она ждёт его. Его с отрядом отправляют на помощь местным жителям, терпящим бедствие. Его бронетранспортёр уносит в море. Родным приходит извещение о его гибели. Её в несчастье поддерживает друг детства главного героя, и девушка выходит за него замуж. Но главный герой выживает и возвращается. Узнав, что девушка не дождалась, он умирает… духовно, эмоционально. Но жизнь продолжается. Он встречает другую, женится. Рождается сын. Финал – герой духовно возрождается…

Песни исполнили Александр Градский, солистка популярного квартета «Аккорд» Зоя Харабадзе, Валентина Толкунова и др. Песни настолько полюбились зрителям, что отдельные фанаты, используя переносные магнитофоны, записывали их прямо во время киносеансов.

Наш ответ «Шербурским зонтикам» оказался таким мощным, что билеты на фильм брались, что называется, с боем и за неделю вперёд. «Романс о влюблённых» только за первое полугодие (премьера – 10 ноября 1974 г.) посмотрело почти 37 миллионов зрителей, в следующем 1975-м фильм стал одним из лидеров проката. Носовых платков было вымочено сотни тысяч.

Внимание! Весьма кино-музыкально-познавательно! «Романс о влюблённых» был снят в двух киноформатах: в обычном – на стандартную киноплёнку 35 мм, со сжатым изображением, рассчитанным на широкоэкранное расширение при помощи специального анаморфотного объектива проектора, и в широкоформатном виде – на плёнку в 70 мм. В Чите «Романс» демонстрировался дважды: в 1974 году – в кинотеатре «Родина», в 1976-м, вскоре после открытия «Удокана», – в продвинутом широком формате, с объёмным полифоническим звуком. Оба раза картина Кончаловского собирала сплошные аншлаги.

 

Космос, время и Дикий Запад

1970-е стали для советского «обычного» и телевизионного кинематографа семи нот поистине золотыми, породившими массу шедевров. Появились мюзиклы самых разнообразных и совершенно неожиданных жанров. Например, фантастики – «Эта весёлая планета» (1971 г., композитора Давид Тухманов), где действовали космические пришельцы, явившиеся на Землю аккурат в новогоднюю ночь с «экипажем»: Екатерина Васильева, Леонид Куравлёв и Виктор Сергачёв со своим знаменитым хитом «Планета совершенства». Помните: «На самой совершенной из планет всё трезво, всё разумно, всё толково»?

Внимание! Кино-музыкально-любопытно! Премьера фильма «Эта весёлая планета» состоялась 31 декабря 1971 года, с этого момента картина в течение 30 лет была 40 раз показана в новогоднем телеэфире.

Перемещениями во времени запомнилась мелодрама Л. Квинихидзе «31 июня» (1978) с блистательными песнями А. Зацепина в исполнении Татьяны Анциферовой, Жанны Рождественской, Ларисы Долиной. А в научно-фанто-сказочную реальность братьев Стругацких – фильм «Чародеи» (1982) режиссёра Константина Бромберга и композитора Евгения Крылатова.

Появились мюзиклы в виде литературно-исторической драмы и комедии: «Труффальдино из Бергамо», «Собака на сене», «Дульсинея Тобосская», эпохи «новой» истории – «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки».

С приходом 1980-х советский мюзикл отметился жанрами боевика с элементами комедии («Не бойся, я с тобой», 1981, реж. Ю. Гусман, композитор Полад Бюльбюль оглы) и жёсткого драматического вестерна («Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», 1982, реж. В Грамматиков, с музыкой гениального Алексея Рыбникова и песнями, в записи которых приняли участие группы «Аракс», «Интеграл» и «Рок-ателье»).

Уже на следующий 1983 год на телеэкраны вышла ещё одна, ныне классическая рок- опера «Юнона и Авось» с музыкой А. Рыбникова, с Еленой Шаниной в главных ролях.

Внимание! Кино-музыкально-любопытно и загадочно! В 1982 году состоялась премьера научно-фантастической высокобюджетной картины «Через тернии к звёздам» Р. Викторова, где автором саундтрека выступил композитор А. Рыбников. Уже после записи музыкального сопровождения для фильма, 9 июля 1981 года состоялась премьера спектакля «Юнона и Авось» в театре «Ленкома», в которой более 75% музыкальных тем, написанных А. Рыбниковым было использовано из саундтрека фильма Викторова. Какова была мотивировка композитора, до сих пор не ясно…

Жив ли киномюзикл сейчас, и ещё много о чём звучаще-поюще-танцующе-киношном – в финальной части истории кинематографа семи нот в «Теле-ла-ла-мании».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)