Кино для премьер-министра, или На пороге Апокалипсиса

«При необходимости я буду готова нажать кнопку запуска ядерного оружия», – заявила она 23 августа сего года во время выступлении в Бирмингеме в рамках предвыборной гонки. На вопрос, как она будет чувствовать себя в случае принятия такого решения, ответила: «Я думаю, что это важная обязанность премьер-министра. Я готова сделать это».

Когда писались эти строки, она, гражданка Лиз Трасс 47 лет отроду, глава МИД Великобритании, только готовилась возглавить Соединённое королевство в качестве премьер-министра, но уже чётко и недвусмысленно высказалась о своих возможных действиях. Против кого? Легко догадаться. Гражданка Трасс готова в принципе нанести ядерный удар по противнику. И возможно, сделать это первой, так сказать превентивно… Бездушный прагматик? Наглый циник, эгоистка или… сумасшедшая? Или она на просто не видела, что последует за этим в ответ?

Два одних из самых страшных в мире своей документальностью и скрупулёзностью по моделированию возможных реальных событий фильма о ядерных ударах и их последствиях на территории Туманного Альбиона. Не обошлось без чёрной злой иронии судьбы, которая заключается в том, что оба этих кинопроизведения были созданы, хотя и в разное время, именно британскими кинематографистами! Сегодня – о первом из них и не только…

Ядерная «лихорадка»

После Карибского кризиса, в октябре 1962 года поставившего всю планету на грань всеобщего самоуничтожения в атомном пожаре, находящийся в состоянии холодной войны со сверхдержавой – могучим СССР и его союзниками – странами Варшавского договора, и без того напряжённый западный мир начало лихорадить с особой силой. Увеличение военных баз и соответствующего контингента США в Европе, включая и Великобританию, размещение американских ракет с ядерными боеголовками, направленными в сторону «красных», усугубляло панические настроения в западном обществе. Страны-участницы «ядерного клуба», куда с 1952 года вошла Великобритания (первое испытание атомного устройства на острове Тримуйл, Западная Австралия, 03.10.1952), и население тех «неядерных» государств НАТО, предоставивших часть своих территорий под американские военные базы, становились в случае нового кризиса или военного конфликта заложником своих заокеанских «защитников». В конце 1964 года новоизбранное правительство премьер-министра Гарольда Вильсона в той же Великобритании грубо нарушило предвыборное обещание об одностороннем разоружении и, несмотря на протесты общественности, начало разработку полномасштабной программы наращивания ядерного оружия.

Ядерное «невежество» и «странный» проект

Звучит несколько странно, но в то непростое время о последствиях и масштабах применения ядерного и термоядерного боеприпаса противником (естественно, с точки зрения блока НАТО – СССР), население британских островов в подавляющем большинстве не имело практически никакой информации. Нет, о таких штуках, сопровождающих ядерный взрыв, как световое излучение, проникающая радиация, ЭМИ, ударная волна, жители Объединённого королевства кое-что знали, но самую малость и то смутно. Британские СМИ, пропагандируя наращивание и использование своего национального и американского оружия массового уничтожения против «красной угрозы», упорно хранили гробовое молчание о том, что будет с гражданским населением, если произойдёт ядерный конфликт.

Однажды, к самому могучему информационно-медийному «столпу» – BBC, в отдел, отвечающий за хронику и документальное кино, пришёл уже известный, отчасти скандальный британский режиссёр-документалист Питер Уоткинс. Он рассказал телепродюсерам о своём проекте под названием «Военная игра», целью которого была восполнить «некоторые пробелы в знаниях и представлениях у англичан, шотландцев, ирландцев» и впервые достоверно показать, какие последствия массированного и неоднократного ядерного удара по Великобритании во время военных действий НАТО и СССР их ожидают. Финансы на проект были с крайней неохотой, но выделены.

Просмотр top secret

К началу сентября «Военная игра» была готова. Инвесторы, увидев, что снял в 48-минутной документально-игровой драме Уоткинс, откровенно запаниковали, да так, что не решились запускать уже готовый новый фильм по ТВ и задумали «проконсультироваться» у властей.

24 сентября 1965 года в Лондоне на закрытый кинопросмотр компания ВВС втайне пригласила высокопоставленных сотрудников Министерства обороны, МВД, Почтового отделения (отвечает за телекоммуникации), представителя начальников штабов вооружённых сил Великобритании и секретаря кабмина. Из прессы к просмотру были допущены только двое специально аккредитованных журналистов Министерства обороны. То, что увидели на закрытой премьере «Военной игры» чиновники, повергло их в шок.

«Хорошо, что он чёрно-белый»

Фильм был подан в форме телерепортажа. Скрупулёзно, с британской педантичностью снятые кадры о термоядерном ударе СССР десятками бомб по Британским островам (на примере графства Кент) – следствии эскалации конфликта, начатого американцами, применившими тактическое ядерное оружие против китайских войск, вторгшихся в Южный Вьетнам. Ответом агрессору стал удар СССР и армии ГДР по Западному Берлину. Тактический ядерный конфликт перерастает стремительно в стратегический и касается Британских островов. В начале фильма – тревожная подготовка полиции графства Кент, пожарных, медиков, ГО и населения в связи с началом войны в Европе. На 15-й минуте ядерный ад начинается.

Атомные смертельные «солнца» над мирными пасторальными пейзажами, уютными городками и деревеньками. Ослепшие, выжженные глаза детей и взрослых. Взрывные волны. Разрушения. Уничтожение всей инфраструктуры. Тотальные пожары и огненные штормы. Трупы. Сожжённые тела, лица. Кошмарные раны. Чёрное дымное небо. Бесконечный плач, крик боли и ужаса. Психологический шок, депрессии, расстройства психики. Голод. Мародёрство. Драки за продукты. Радиация. Падение морали. Убийства. Лучевая болезнь. Полумёртвые, теряющие силы от усталости, последние уцелевшие врачи, пожарные, полицейские. Деградация общества…

«Хорошо, что он ещё чёрно-белый», – с трудом произнёс после просмотра «Военной игры» один из приглашённых журналистов. Кошмар фильма заключался ещё и в том, что на его протяжении демонстрируются фрагменты реальных интервью, взятые режиссёром П. Уоткинсом у таких же реальных людей – простых обывателей, которые, как выяснилось, мало что знают о последствиях ядерной атаки. А также интервью у медиков и психологов, рассказывающих о воздействии ядерного оружия на тело и психику человека.

Среди интервьюеров каким-то дьявольским диссонансом на фоне того кошмара, что показывался в «Военной игре», звучали высказывания… в пользу оружия массового уничтожения и непосредственно возможности ведения самой ядерной войны. Что примечательно, это говорилось англиканским епископом! Священником!..

Запрет. Кинотеатры атакуют…

В конечном итоге после закрытого просмотра документальной ленты Питера Уоткинса запланированная публичная демонстрация «Военной игры» на ВВС и вообще на британском телевидении была запрещена! И запрещена не без жёсткого вмешательства правительства Объединённого королевства. Причины? Боязнь паники среди населения страны по понятным причинам. Одной из которых, помимо жестоких, но правдивых зрелищности и натурализма, была и та, что картина была потенциально опасна, поскольку служила протестом против гонки ядерных вооружений. Тем более что Великобритания в то время начала разработку новой полномасштабной программы для своего собственного национального оружия массового уничтожения.

Итак, фильм-предупреждение «Военная игра» с чудовищным смыслом и сюжетом был запрещён. Однако документальную драму П. Уоткинса, предназначенную для телевидения уже на следующий 1966 год, в феврале всё же умудрились в течение недели показать в серии частных сеансов в Национальном кинотеатре Британского института кино для специально подобранных представителей всё того же истеблишмента. Киножурналистов в кинотеатр и на этот раз не допустили. Наслышанные о фильме, многочисленные зрители пыталась прорваться на сеансы, но входы надёжно охраняли плечистые вооружённые парни – охранники ВВС, плотно стоявшие локоть к локтю. Увидевшие «Военную игру» избранные утвердились во мнении: ленту ни в коем случае нельзя показывать публике.

«Оскар». Запрет. Кино для премьер-министров

Интересно, что страшная драма Питера Уоткинса в том же 1966 году получила специальный приз на престижном международном кинофестивале в Венеции, в 1967-м в США – статуэтку «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм», затем награду ООН и, наконец, премию за лучший короткометражный фильм от… Британской киноакадемии. Но в самой Великобритании фильм оставался под строгим запретом. Запрет длился 20 лет!

И только в 1985 году, когда будущей главе МИДа Объединённого королевства и вероятному его премьер-министру – Мэри Элизабет Трасс исполнилось 10 лет, «Военную игру» увидели жители Туманного Альбиона. Увидели и… содрогнулись! Видела ли Лиз? Смотрела ли в зрелом возрасте, будучи политиком и перед тем, как заявила о своей готовности выпустить атомного дьявола? А между тем, в 1984 году взошёл киноядерной вспышкой второй, ещё более кошмарный британский фильм-предупреждение. О нём и кино-предупреждении третьем, из… «стана врага» и не только, в следующей нашей встрече…

P.S. Фильм П. Уоткинса «Военная игра» ныне находится в свободном доступе в интернете. С русскоязычным переводом – на многочисленных торрент-сайтах и онлайн-платформах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)