Кризис большого Голливуда, или КиноАпокалипсис грядёт

«Соник в кино 2», «Топ Ган: Мэверик» (сиквел «Топ Гана» от 1986 года), «Мир юрского периода: Господство» (третий фильм «динозаврового» режиссёра Коллина Треврроу – «Мир юрского периода», 2015, «Мир юрского периода – 2», 2018), являющего собой «перепевку» знаменитой трилогии «Юрский парк», начатой ещё С. Спилбергом, «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (вторая часть «супергеройского» техно-фэнтези-блокбастера от 2020 года), «Джиперс Криперс: Возрождённый» (четвёртая часть франшизы о зловещем маньяке-людоеде)… Это даже не все сиквелы первой половины 2022 года.

Во втором полугодии: «Неудержимые 4», «Кот в сапогах 2: Последнее желание», «Чёрная пантера: Ваканда навсегда» («Чёрная пантера – 2»), «Человек-паук: Через вселенные – 2», «Аквамен – 2», «Аватар 2»…

В следующем 2023-м: «Стражи галактики. Часть 3», «Джон Уик – 4», «Форсаж – 10», «Шазам – 2: Ярость богов», «Индиана Джонс – 5», «Миссия невыполнима – 7», «Дюна –2» и т.д. и т.п… И это ещё не затрагивая бесконечных ремейков-пересъёмок-переэкранизаций, популярных в прошлом кинокартин зарубежного и российского производства. Забегая вперёд, могу сообщить, что самом начале следующего года отечественные киноделы готовят нам сюрпризы в виде фильмов: «Воланд» (новая экранизация романа Булгакова «Мастер и Маргарита») и… «Чебурашка» (фильм, являющийся «перезапуском всех мультиков о добром милом ушастом зверьке, с живыми актёрами и кукольно-компьютерным главным персонажем»).

Серьёзных, «продвинутых» любителей кино уже раздражает это обилие сиквелов-продолжений и всё меньшее количество оригинальных картин. Сегодня, в преддверии очередной премьеры (2 марта премьера очередной «перепевки» супергеройского блокбастера «Бэтмен» под уже не понять каким порядковым номером (точней без номера – это ж перезапуск!), мы попытаемся разобраться в этой ситуации и не только.

Большой Голливуд: На пороге катастрофы

Я не открою Америки, заявив, что фильмы этой самой Америки, прежде всего мировой «фабрики грёз» – Голливуда, захватили львиную долю кинопроката кинотеатров нашего города, России и подавляющего большинства остальных стран мира. С каждым годом Голливуд выпускает всё более и более дорогие фильмы. Суммы, затраченные на производство «сверхзрелищных» картин, в 100, 200, 250 миллионов долларов уже никого не удивляют. Компьютерные спецэффекты становятся всё реальнее и изощрённей. Доходы магнатов мировой «фабрики грёз» взлетели, несмотря на мировые пандемические «выкрутасы» вновь до астрономических высот – за один только прошлый год сумма составила свыше 10 миллиардов долларов (включая наши читинские рубли)! Казалось, вот он – невероятный расцвет Голливуда! Однако реальность прямо противоположна! Голливуд сегодня стоит, вероятно, на пороге величайшей катастрофы. И дело здесь даже не во всепланетной пандемии, которая ставит палки в колёса кинобизнесу.

Мрачный прогноз

То, что происходит на самом деле там, в закулисье «фабрики грёз», может повергнуть любителя кино, да ещё следящего за его новинками, если не в шок, то в состояние депрессии.

«Здесь хаос, полная неразбериха», – так описывал (и остаётся по-прежнему того же мнения) происходящее в «изнанке» Голливуда известный отец великой киносаги «Звёздные войны» Джордж Лукас.

«Будет страшный обвал, сопровождаемый серией мощных подрывов», – вторил и продолжает вторить ему живая легенда Голливуда, его самый успешный режиссёр Стивен Спилберг (цикл «Индиана Джонс», «Война миров», «Спасти рядового Райана», «Парк юрского периода», «Список Шиндлера», «Инопланетянин», «Челюсти», «Первому игроку приготовиться» и т.д.). И, судя по опасениям киномэтров, «фитили-запалы» этих «подрывных зарядов», заложенных под тем прокатным кинематографом, к которому мы, зрители, давно привыкли, уже дымятся и горят….

Мрачный апокалиптический прогноз Лукаса и Спилберга кажется неожиданным, если учесть, что в прошлом году, несмотря на потери, связанные с пандемией, американская киноиндустрия поставила вышеупомянутый очередной рекорд по доходам. И всё же к глубоко пессимистическим словам этих известных всему миру киномастеров стоит прислушаться, поскольку они видят происходящее изнутри. Тем более, в отличие от других американских кинодеятелей и их зарубежных коллег «по цеху», они не жалуются на пиратство, «Торренты», Интернет, хотя и констатируют тот факт, что современные технологии медленно, но верно убивают киноиндустрию, а роль пиратства в этом не так уж и велика.

В своё время состоялась конференция в университете Южной Калифорнии с участием представителей иностранной прессы, где Лукас и Спилберг делились своими прогнозами о ближайшем будущем Голливуда и о том, что вообще ждёт не только кинематограф, но и его зрителей. Несмотря на то, что сия встреча была несколько лет назад, ситуация с большим голливудским (и не только) мировым кинематографом движется медленно, но верно именно по этому пути, прогнозируемом мэтрами Голливуда. Думаю, вам, уважаемые друзья, будут небезынтересны эти мнения, поскольку они хотя бы отчасти расставят некоторые точки над «i» в сложившейся ситуации. Итак, вот что они в своё время поведали…

Главная причина

По мнению Спилберга, фундаментальная причина грядущих перемен в киноиндустрии – возросшая конкуренция с развлечениями, которые стали популярны лишь относительно недавно. Вместо того, чтобы направиться в кинотеатр или купить фильм на DVD-диске (они, как ни странно, на Западе ещё в ходу, впрочем, к этой теме мы ещё вернёмся), потенциальные зрители тратят время на компьютерные игры, сидят в Интернете, там же смотрят кино на стриминговых платных (за скромные суммы) платформах и на специализированных сайтах, а также тот контент, что массово, свободно и порой ежесекундно появляется в Youtube или просто в социальных сетях.

Игроки

Согласно данным статистики, владельцы игровых приставок с трёхлетним стажем на 50% реже ходят в кино и на 47% реже смотрят телевизор. Неудивительно, что игровая индустрия переросла Голливуд.

Билеты и сборы

Здесь цифры говорят сами за себя. Растущие кассовые сборы – лишь половина истории. Другая половина – количество проданных билетов, из которых составлены эти сборы. Оно достигло пика в 2002 году и с тех пор неуклонно падает. В прошлом году этот показатель дотянул лишь до уровня середины девяностых – «всего» 1,3 миллиарда штук. В прошлом, 2021-м, этот показатель упал ещё ниже и составил уже 498,6 млн штук (данные на 18.01.2022).

Почему же кассовые сборы растут, а не падают?

Во-первых, США стали выпускать больше фильмов. Если в 1980–90-е годы количество фильмов колебалось между 350 и 400 (примерно как в СССР), то в 2007-м количество превысило 600, а в 2012 появилась рекордная цифра – в прокат вышло 660 лент. В 2015-м цифра американского кинопродукта добралась почти до 700… Непосредственно самые крупные студии – так называемые «мейджоры» Голливуда (Universal, Warner Bros., Paramount, The Walt Disney и т.д.) – выпускают в среднем порядка 100–120 кинокартин в год.

Во-вторых, билеты существенно подорожали. Цена билета на «Индиану Джонса», вышедшего 40 с лишним лет назад, была ниже 3 долларов. «Парк юрского периода» в 1993 году можно было посмотреть за 4,14 долларов. К тому времени, когда вышла «Матрица», средняя цена билетов перевалила за 5 долларов, а билет на «Мстителей» от 2012 года стоил уже от 8 до 10 долларов (порядка 300–350 рублей по курсу того времени). На 2021 год средняя цена билета в кино в США составила 12$…

Если знать это, становится понятнее «энтузиазм», с каким Голливуд агрессивно продолжает «проталкивать» зрелищный и дорогой формат IMAX. Даже если его гигантизм не вернёт в кинотеатры ушедшую публику, она по крайней мере позволяет продавать билеты втридорога, не вызывая при этом слишком больших протестов и недовольств.

Закат диска

Кассовые сборы – далеко не единственный источник прибыли киноиндустрии. С середины 1990-х доходы Голливуда бурно росли за счёт выручки, которые шла с продаж копий фильмов на DVD-дисках, что составляло примерно 50% от прибыли, вырученной за прокат картины в кинотеатрах. Теперь этот денежный источник почти иссяк.

«Золотой век» DVD…

…Впрочем, стоп! Об этом и других причинах, предпосылках и «зрелищно-душераздирающих» сценах возможного грядущего мирового киноапокалипсиса – в «Телемании», что последует через одну неделю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)