Курсом – к «Острову сокровищ» и приключениям. Часть 2

Кар-р-рамба! Гром и молния! Вот и встретились вновь – я капитан Кадр – Чёрная борода, взявший на себя командование этим странным, но дьявольски ходким судном с чудным названием «Телемания». Сегодня мы продолжим набег на Остров, желанный и проклятый, созданный фантазией мистера Р. Л. Стивенсона 140 лет назад и воплощённый в явь ровно полста лет назад, в одной из лучших в мире экранизаций – картине режиссёра Евгения Фридмана.

Экипаж: герои и пираты

В мае 1970 года главнокомандующий самым авантюрно-морским проектом СССР – «Остров сокровищ» – Евгений Фридман лихо сколачивал творческую команду. Среди соратников оказались знаковые фигуры. Одной из них стал опытный и самобытный художник кино Константин Загорский (будущий автор звездолётов и инопланетных миров в картинах Р. Викторова «Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии к звёздам» и др.). Его целью было воссоздать на экране «пиратские времена» (действие в романе и фильме происходит в середине XVIII века, примерно в 1765 году). Вторым особым членом команды «Острова сокровищ» стал молодой, ещё малоизвестный 25-летний композитор Алексей Рыбников, будущий гений киномузыки и саундтреков.

Надо отметить, что Фридман получил от руководства студии «карт-бланш» с возможностью приглашать актёров с любых студий СССР и он по вполне понятным причинам, устремил свой взор на прибалтийские республики. Так Джимом Гокинсом стал 16-летний эстонец Ааре Лаанеметс, доктором Ливси – литовец Лаймонас Норейка («Никто не хотел умирать», 1965, «Мёртвый сезон», 1968, «Миссия в Кабуле», 1970), сквайром Трелони – Альгимантас Масюлис («Щит и меч», 1968, «Стрелы Робин Гуда», 1975), капитаном Смоллеттом – Юозас Урманавичюс («Я – граница», 1973).

…Эй, штурман, я вижу что-то ты расщедрился, как кок на раздаче, на рассказ об актёрах, фок-грот-брамсель мне в левое ухо! А что там насчёт главного – доброго судна, на котором славному экипажу предстояло идти на всех парусах к Острову? Дельце-то говорят, было весьма непростое, трудное и дьявольски любопытное…

«Испаньола»

В начале лета вся творческая группа выехала в Ялту, где был расположен «морской» филиал киностудии им. Горького. Здесь начались съёмки в интерьерах декораций всех сухопутных объектов фильма: комнат трактира «Адмирал Бенбоу», особняка сквайра Трелони, залы форта на острове и т.д., а также внутренних помещений шхуны. Тем временем главный специалист по трюковым съёмкам – инженер Валерий Павлотос получивший задолго до съёмок эскизы шхуны от художника К. Загорского, крепко задумался – каким образом построить «Испаньолу» в реальности? Её создание делало судно самым сложным и дорогим объектом всей картины.

«Ворошилов» под Весёлым Роджером

В начале строить ничего не планировалось. Решили подыскать подходящее старое парусное судно где-нибудь рядом – в Чёрном или Азовском морях и переделать под шхуну XVIII века. Таковое нашлось – в устье Днепра, недалече от Херсона, стоял вмёрзший в лёд списанный парусник с гордым именем «Клим Ворошилов» – парусно-дизельный корабль, 1953 года постройки возивший арбузы и виноматериалы. Судно когда-то принадлежало Херсонскому винзаводу.

Киношники поначалу обрадовались: «поставим новые мачты», «сбацаем англо-пиратский декор» и «прямым курсом на Остров»! Но не тут-то было.

Энтузиазм остудил представитель морского Регистра: «Стоять! Судно списано, и никто его в море не пустит!» Поэтому довольно неприятным оказался тот факт, что бывший «вино-арбузовоз» был уже выкуплен киностудией у винзавода. «Деньги-то уже потрачены», – взмолились кинематографисты, и тогда херсонская инспекция морского Регистра перечислила условия для разрешения пользования списанной посудиной: разработать проект переоборудования судна, полностью заменить всю бортовую обшивку, шпангоуты, поставить новый двигатель, смонтировать новые системы охлаждения, осушения, швартово-якорные устройства, всю электрику, связь, рангоуты, такелаж, пошить паруса и т.д. и т.п. Финансовые затраты на восстановление «Ворошилова» для съёмок даже по скромным подсчётам превышали весь бюджет фильма! А сколько уйдёт времени на это переоборудование, когда снимать-то? Киношники совсем поникли.

Настоящая (!) шхуна XVIII века

Положение было явно безвыходное и тогда руководство студии пошло на беспрецедентный шаг – «Испаньолу» было решено построить. Полностью, «с нуля». Такого ещё не было! Дело в том, что все действующие суда под Весёлым Роджером, да и вообще все парусники «романтического» прошлого всегда строились для съёмок фильмов на базе каких-либо старых судов – сухогрузов, барж и т.п. К примеру, знаменитая «Чёрная жемчужина» капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря» единственное, полностью построенное, действующее судно на плавучей основе современного грузового корабля. Остальные посудины в «Пиратах» – декорации. Но были в истории морского кинематографа редкие случаи, когда судно строилось специально для съёмок, со всеми ходовыми мореходными качествами, с мельчайшими деталями, соответствующими эпохе. Первой стала именно «Испаньола» – полноценное двухмачтовое парусное судно образца 1765 года было принята в Регистр СССР 1 ноября 1970-го. Постройка обошлась примерно в треть бюджета картины – более 150 000 настоящих советских рублей!

Под чёрным флагом

Теперь осталось перегнать «Испаньолу», к месту дислокации – вначале в Ялту, затем к «Острову сокровищ» расположенному на Южном берегу Крыма. К тому времени все «не морские» сцены были уже отсняты, и группа простаивала в ожидании, находясь в Ялте уже полтора месяца.

2 ноября «Испаньола» вышла в своё первое самостоятельное плавание из Херсона в Ялту. Шхуна прекрасно слушалась своего первого командующего – Виталия Букарина, специально приглашённого для этого случая настоящего, опытного капитана учебного парусного судна «Коропоткин». В пути счастливые киношники – режиссёр, оператор, художник Загорский и инженер Павлотос на радостях не удержались – подняли на мачте, как и полагается чёрный пиратский флаг с черепом и костями. Свежий морской ветер подхватил полотнище с Весёлым Роджером.

Откуда взялось прозвище «Весёлый Роджер»? Оказалось, что «Красный Джек» по-французски звучал как «Jolie Rouge» (дословно – Красный Знак), будучи переведённым обратно на английский он превратился в «Jolly Roger» – Весёлый Роджер. Стоит упомянуть, что на английском жаргоне того времени слово «roger» значило мошенник или вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».

Через сутки после отплытия из Херсона, 3 ноября «Испаньола» под зловещим и чертовски эффектным чёрным, реющим на ветру Весёлым Роджером начала входить в акваторию порта Ялты. Однако мореплаватели заметили на берегу неладное – в бинокли было видно, что их ожидают люди в погонах. Некоторые были вооружены. Сотни зевак-прохожих стояли далеко за отцеплением. И тогда…

…А ну-ка, тысяча морских чертей, здесь встать на якорь! О финале всей этой занимательной киноморской истории о героях, джентльменах удачи и кладах в следующий раз. Всем полных ветра парусов и сухого пороха! До встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)