Лидия Николаевна Кравченко поделилась своими воспоминаниями о Хушенгинской школе.
Летом 1981 года в сопровождении своей мамы я прибыла в Хушенгу учительствовать. Хилок, где мы делали пересадку, произвёл немного удручающее впечатление. А вот станция Хушенга, расположенная в соснах, – даже во дворе красивой новой двухэтажной школы они росли! – очень даже понравилась.
Обещанное учительское жильё было ещё занято семьёй военнослужащего Иванова. Его супруга Надежда преподавала в школе и готовилась переезжать с мужем на новое место службы. Директор школы Якимов Владимир Дмитриевич поселил меня временно к своей соседке – одинокой женщине по имени Дора Пушкарёва. Хозяйка дома никогда не содержала жильцов, я тоже в этом качестве чувствовала себя неловко. Выручало то, что очень много времени проводила в школе, обедала в пришкольном интернате с его многочисленными и шумными воспитанниками, что напоминало мне общежитие Иркутского иняза, где я прожила пять незабываемых студенческих лет.
Знакомя меня со школой, Владимир Дмитриевич и завуч Павлова Лидия Ивановна рассказывали, какие замечательные у них были учителя, работавшие ранее по распределению, кто сейчас трудится в коллективе. И поинтересовались, смогу ли я пообщаться с иностранцем при встрече. Узнав, что у меня был уже такой опыт (я очень короткое время работала гидом-экскурсоводом в Иркутске), остались вполне довольны профессиональными качествами учителя-первогодка. И вот, не личностные качества, а готовность отдавать школе время, силы, знания ценилась здесь особенно. Возможно и в других школах так же – не знаю: Хушенгинская стала моей единственной. Я так и не поменяла место работы с того далёкого теперь августа 1981 года. Может, это оттого, что здесь учились и наши учительские дети, и школьные знания были путёвкой в жизнь…
Сейчас я уже старше всех тех педагогов, которые приняли меня в свой коллектив.
Для меня школа в Хушенге уникальна своей преданностью. Когда прошла мода в стране на немецкий язык и многие школы срочно переходили на английский, в Хушенге я не осталась без работы, дети получили возможность выбирать, и многие из них изучали немецкий.
И вот уже в 2020 году на уроке немецкого языка в качестве второго иностранного, однажды слушая рассказ пятиклассницы о её семье на немецком языке, понимаю, что учила и её родителей, и её бабушка с дедушкой даже рассказывали мне… О чём они мне только не рассказывали на уроках! А теперь эти бабушка с дедушкой уже расспрашивают своих внуков, как прошёл учебный день в школе, нашей, моей родной школе.
* * *
Лидия Николаевна Илюшечкина стала в нашем селе Кравченко. Под такой фамилией её знают и помнят ученики разных лет. Вспоминает, что за годы её работы сменилось шесть директоров, и все они, за исключением Владимира Якимова, были местными, то есть школа готовила руководящие кадры внутри коллектива.
«Старый» директор (так называли в деревне Владимира Дмитриевича после его ухода на заслуженный отдых) не ошибся – подготовка у молодого педагога немецкого языка была действительно прекрасной. Её любовь к предмету приводила юных хушенгинцев на факультеты иностранных языков, и они успешно выдерживали вступительные экзамены. Сама я изучала немецкий в институте всего год, но школьной подготовки хватило на то, чтобы сочинять на нём стихи и сказки, а экзамены получать «автоматом». Спасибо Лидии Николаевне.
Елена Сластина,
фото из архивов учителей