Луч света в тёмном царстве

О Забайкалье, его недрах и культуре сто лет назад

Знаете ли вы, уважаемые читатели, что забайкальские учащиеся, движимые тягой к знаниям, желанием участвовать в творческом процессе, создавали свои рукописные издания, иногда вручную их тиражировали и распространяли? Что выпускался подобный журнал в Читинской мужской гимназии, понятно: учащиеся там были на голову выше детей простолюдинов. Но выходили такие «издания» и в школах сельской глубинки. Так, в 1923 г. появился первый рукописный журнал в Казаковской школе II-й ступени, где учились ребятишки с 5-го класса.

Напомню, что эта школа с 1917 по 1920 гг. называлась народной гимназией и в этих краях была первым учебным заведением среднего образования. А располагалась она в бывшей каторжной тюрьме, закрытой с ликвидацией Нерчинской каторги после февраля 1917 г.

Хватило ли юным прозаикам и поэтам энтузиазма подготовить второй и третий номера, мне не известно, но первый номер – вот он, с его обложкой. Сейчас хранится в фондах краевого краеведческого музея, и о нём нынче в апреле в публикации по истории Казаковской школы сообщала газета «Земля».

Мысли вслух

Журнал – мягкая тетрадка, в которой последняя рукопись на 35 странице. Выходные данные на обложке и на первой странице, затем – редакторский текст с изложением кредо, что в основу своей работы редакция ставит «высокие, огромные задачи», что поскольку школа ещё не даёт учащимся «достаточного развития», что она пока не способна приобщать к культуре, «прививать любовь к искусству», а журнал восполнит эти пробелы. Не зря же школьники назвали журнал «Светлый луч», памятуя добролюбовское «Луч света в тёмном царстве».

Затем передовица с названием «Забайкалье» (стихотворение в прозе), в которой с неподдельным и искренним пафосом воспевается родной край, и Забайкалье в ней как одушевленное начало. «Кто славен золотом и рудой, горами, долинами и целебными озёрами? Кто тянет к себе несметные толпы искателей подземных богатств? Только оно, наше родное и близкое сердцу Забайкалье. Только оно награждает того, кто хочет заглянуть в его недра. Оно ставит на ноги все цивилизованные страны, отдавая свои несметные богатства – руды. Оно даёт отдых уставшему и больному путнику, пришедшему полечиться в живых водах и полюбоваться на красивую и суровую природу…

Я гляжу на тебя, Забайкалье, и вижу твоё будущее: когда кончится иго капитала, когда твои трудящиеся не на словах, а на деле возьмутся за твои необъятные богатства, и когда своими мозолистыми руками раздвинут твои недра, ты их наградишь за их тяжёлый труд, за их внимание к тебе. Я знаю, что тебе надоело таить богатства тысячу лет под землёю, но верь – будущее близко, и уже тебя начинают уважать». Вот так-то сто лет назад…

На злобу дня

Есть в журнале и юмор, и критика, и всё это умело настолько, насколько способен выразить школьник. Вот заметка «Не на словах, а на деле». В ней о том, как на общем собрании учащихся решили оказать помощь детскому приюту в Нерчинске. Решили, что четверо школьников обойдут Казаково и Казаковский прииск, чтобы собрать вспомоществование, ещё и учащиеся соберут «кто что может». «Но задуманное осталось задуманным. Сбор не состоялся. Почему? Просто нет никакого сострадания к ближнему: моя хата с краю, я ничего не знаю!»

Далее, можно сказать, эссе, с названием «Экскурсия». О том, что по школе объявили о намечающейся экскурсии в Нерчинск с посещением школы 2-й ступени (бывшее реальное училище), что все взволновались, засуетились, стали готовиться к этому визиту. «Всем хочется не ударить в грязь лицом перед нерчинскими второступенцами, не хочется показать свою неразвитость, деревенщину…» Автор как будто с усмешкой, прикрывающей свой и соучеников отсталый сельский уровень, в сравнении с продвинутым городским (ведь то старейший Нерчинск с учёными и культурными традициями!), но с гордостью за знание того, что «от земли», говорит: «В Нерчинске библиотеки, культура, а у нас? Школа – тюрьма! И мебели – уйма, а парты – прошлый век!… Посмотрю, что-то из них будет, из культурных-то, из развитых, когда я спрошу: «А что такое шабала? Или сабан, било?.. Уверен, пропаду на месте, что им с их культурой не найти ответа!»

Наталья Константинова,
кандидат исторических наук, краевед,
фото из архива автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)