В Читинском районе возвели божницу для бурятской святыни
Исторически берег озера Арахлей является местом почитания божеств водной стихии Лусууд Ханов, что живут глубоко под землёй и делятся на восемь своих царств-государств. Относиться к ним нужно с осторожностью и почтением, как и к самой воде, которую они защищают. Нередко у Нагов испрашивают счастья и мира для жителей той или иной местности и дождей для обильного урожая. Для этого буддисты проводят ритуал подношения «Лусууд». Для умиротворения божеств и укрепления связи с ними возводится божница «Луван Жалва». В Забайкалье это сооружение единственное, поэтому является уникальным, поскольку имеет восемь граней по числу царств.
Об обновлении Арахлейской святыни – божницы «Луван Жалва» – я узнал летом 2022 года, находясь в селе. Въезжая в село Арахлей 29 мая этого года, был поражён переменами. Все улицы сверкали чистотой, деревянные заборы были окрашены в голубой цвет. Место проведения торжества оборудовано лавками, указателями, флагами. Несмотря на рабочий день, поляна заполнена народом. Многие – в праздничных национальных костюмах. Все строго соблюдают наставления организаторов мероприятия, потому что в буддизме важную роль играет подношение и поклонение Лусууд Ханам, которое подразумевает правильное отношение к воде, очищает карму, устраняет опасности, преграды и болезни.
«В качестве ритуального подношения нужно иметь молоко белой козы или красной коровы, заварку, мучные и молочные продукты, фрукты, живые цветы. Также очень эффективны бывают подношения хадаком или восемью ленточками (нежелательны только красный и чёрный цвета), – узнаю я тут. – Нельзя употреблять в пищу до ритуала и приносить на ритуал мясные, рыбные продукты, яйца, лук, чеснок, перец. Нельзя курить и приходить выпившим. Очень важна здесь наша собственная чистота: тела, одежды, дыхания и помыслов. Количество молящихся тоже имеет значение: чем больше, тем лучше».
Все прибывшие пошли смотреть на обновлённую святыню. А мне посчастливилось пообщаться с Жаргалом Цыренжаповичем Дамбаевым и Тамарой Дашиевной Цыреновой. Благодаря их самопожертвованию и жизненной энергии этот праздник, собственно, состоялся. Они смогли увлечь за собой на благое дело жителей не только своего села, но и Читинского района, Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области, Дальнего Востока и даже Монголии! Отовсюду съехались гости в маленькое село на берегу озера.
Вот что рассказывают…
Жаргал Цыренжапович Дамбаев родился в 1977 году в с. Арахлей. Воспитала его с младшим братом Евгением Жамсуевым мать (эжы) Дамбаева Дашима Цыренжаповна. Они происходят из рода Баруун Хуасай.
Святыню «Луван Жалва» в годы репрессий и гонений на религию в XX веке в тайне спрятали и оберегали прадедушка Жаргала Цыренжаб Очиров (1884 г. р., род Баруун Хуасай) и прабабушка Норжима Санжиева (1889 г. р., уроженка с. Тасей).
В 1959 году установили святыню их старшие дети Цыренжапов Дамба Очирович (дедушка Жаргала), его старший брат Цыбик Очирович Цыренжапов со старейшинами, среди которых был Даши Лама Цыгмитов (1899–1995).
Род Баруун Хуасай – многочисленный и дружный. Совместными усилиями его потомками было решено построить новый просторный дом для святыни «Луван Жалва». После одобрения хозяевами местности и хозяевами воды озера Арахлей с 28 мая 2022 года началось строительство божницы.
На плечи Жаргала Цыренжаповича Дамбаева и Баира Викторовича Хандаева легло решение многих организационных вопросов.
Создали общественный совет, распределили задачи. Был разработан макет святыни, состоящий из восьмигранного дома и крыши, белого низа и красного верха. Восемь граней олицетворяют восемь царств водного царства.
Вся консультация по строительству божницы велась с настоятелем Угданского дацана Тумэном Ламой и Жаргалом Ламой – настоятелем единственного в России дацана, посвящённого Лусуудам (Наги Ханам водной стихии).
В июле 2022 года настоятель Байкальского дацана преподнёс в дар священную книгу «Лусууд». В Агинской буддийской академии была отреставрирована сама святыня бурхан «Луван Жалва». По спецзаказу изготовлена гунгарваа, изготовитель преподнёс в дар шкатулку для книги «Лусууд».
Большой отряд родственников сутками работал над строительством и убранством молельного домика. Они пилили, шкурили, вырезали и красили деревянные узоры. Украшения также шили самостоятельно из парчи и шёлка. Всё было сделано по религиозным канонам.
Главные строители божницы «Луван Жалва» – братья Чингиз и Бато Будаевы из рода Шарайд. Резьбу по дереву производили Цырен Чимитдоржиев из рода Сагаангууд и Содном Дашиев из рода Дарханов, столяр-художник Тимур Дамбаев и Саян Дамбаев из рода Баруун Хуасай, Баир Хандаев из рода Ахай Шарайд (по бабушкиной линии Баруун Хуасай), а также консультант по строительству святыни.
Земляки, выходцы из села Арахлей, и просто неравнодушные люди дружно откликнулись на зов о материальной помощи большой семье, чтобы завершить начатое благое дело. Строили святыню внуки и правнуки Цыренжапа Очирова, которые проживают в селе Арахлей, семьи Хандаевых, Дамбаевых, Цыпыловых, Цыбиковых, Балдановых, Эрдэнеевых, Бадмацыреновых (Санжайжамсуевых).
В селе был проведён грандиозный субботник, очищены реки Баянгол, Жаргаланта, берег озера Арахлей в районе села, облагорожена территория святыни…
Как всё проходило
Тем временем праздник продолжался. Начался молебен, его проводили 11 лам во главе с Дид-Хамбо по Забайкальскому краю (это Цырен Ламахай). Среди них были шэрээтэ Угданского дацана Тумэн Ламахай, Байкальского дацана Жаргал Ламахай, Читинского дацана Баир Ламахай, Эгитуйского дацана Амгалан Ламахай, гэсхы и унзад ламы Угданского дацана Баир лама и Соёл лама, Батор лама Читинского дацана, Буда лама – реставратор самой святыни «Луван Жалва» из Агинского. (Тамара Дашиевна надеется, что участники молебна очень хорошо расслышали и запомнили слова Дид-Хамбо Цырена Ламахая о недопустимости распития спиртных напитков на берегу озера!)
Организаторы позаботились, чтобы все жители старше 80 лет сельского поселения «Арахлейское» (сёл Иван-Озеро, Тасей, Преображенка, Арахлей) и все уроженцы Арахлея, где бы ни жили они сейчас, получили знаки особого уважения. Самым «молодым» оказался Николай Куприянович Сапижев, родившийся в 1931 году и живущий в с. Иван-Озеро.
После проведения молебна и обеда были спортивные соревнования и концерт. Спортивную часть возглавил Ринчин Дамдинович Хандаев, учитель физкультуры местной школы, он же судил спортивные состязания лучников из Читы. Среди них была Надежда Владимировна Бадмацыренова – заслуженный мастер спорта России по стрельбе из лука, её мама Елизавета Гармаевна Будаева родом из с. Арахлей. Лучники – профессионалы, почти все – мастера спорта России. Даже при боковом ветре они поражали цели! Это зрелище удивляло и завораживало.
Многих гостей привлекло соревнование по национальной борьбе «Бухэ барилдан», участниками которого были люди разного возраста, от школьников до профессионалов, призёров престижных соревнований. Главный судья Владимир Жамсоевич Балданов – мастер спорта СССР по вольной борьбе, судья республиканской категории по вольной борьбе, его мама Будажаб Очировна Цыренжапова родом с Арахлея.
Все без исключения отметили высокий уровень проведения спортивных мероприятий.
А в это время – концерт!
Концертная программа была ёмкой и тоже впечатляющей. Были приглашены коллективы, которые изначально сами изъявили желание и внесли немалые средства с начала строительства божницы, в том числе еравнинцы, с которыми арахлейцев связывают тесные духовные и родственные связи. До возникновения Угданского дацана все жители сёл по северной стороне Яблонового хребта в основном являлись прихожанами Эгитуйского дацана. Все зрители были покорены исполнительским мастерством хора села Можайка, который 28 апреля сего года стал лауреатом республиканского конкурса хоровых коллективов.
Соседи угданцы тоже, как всегда, блистали на сцене! Каждый раз они поражают искромётными танцами, отточенностью каждого движения, изящной грацией, яркими костюмами. А солистка достойна звания народной артистки! Поразили своим жизнелюбием гости из Читы, фольклорный ансамбль «Найдал»: самому младшему участнику 62 года, а старейшему – 82. Значит, при желании можно и в таком возрасте быть на гребне жизни и получать заслуженные аплодисменты!
Приятным сюрпризом для зрителей стала песня «Алтан улгы Архирымнай» («Золотая колыбель наша – Арахлей»), написанная к празднику. Автор слов – Бабу Георгиевич Дамдинов, автор музыки – Солбон Жамбалов. Песня прозвучала в исполнении знаменитого певца Александра Бороева.
Намсалма Чимитовна Будаева, заслуженный учитель Агинского Бурятского округа, ветеран педагогического труда, краевед, представила свой труд «Река времени из истории хори-бурят Хаоцинской волости». Это книга о жителях села Арахлей, нынешних территорий современного Читинского района с обеих сторон от Яблонового хребта.
Слово – гостям
«Всё было очень интересно и грамотно, и главное – вовремя! Супер! Много лайков в вашу пользу, ни одного дизлайка! Так держать» (Цырегма Галдановна).
«Читинские лучники в первый раз были в Арахлее. Яркие впечатления! Все очень довольны и удивлены красотой происходящего и доброжелательным отношением» (Надежда Бадмацыренова).
«Поздравляем всех арахлейцев, весь буддийский мир, всех бурятов с этим замечательным событием. Это восхваление Лусууд Хану, Арахлею, Байкалу и всему водному миру. Мы, люди, состоим на 80% из воды. В это неспокойное время вы совершили подвиг, преодолели все препятствия, и даже погода вас испытывала на прочность. Вы огромный вклад внесли, чтобы все успокоились, наступил Мир…» (Лида Абгай).
Я всецело присоединяюсь к словам Тамары Дашиевны Цыреновой: «Низкий поклон всем членам оргкомитета, без исключения, за проведённую поистине колоссальную работу, терпение и выдержку. Всем жителям, не только с. Арахлей, ставшего уютным, чистым и красивым, но и всем, кто внёс хоть малую сумму, огромная благодарность за небывалое единение при создании уникальнейшей божницы на берегу жемчужины Забайкальского края озера Арахлей. Пусть и дальше будет так же цвести наша малая, но очень дорогая сердцу Родина!»
Михаил Сапижев,
с. Иван-Озеро, Читинский район