Когда в редакцию жалуются из деревень на работу почты в районах, когда бабушки плачут, а деды ругаются, что отделение закроют вот-вот, мы срочно звоним Анатолию Ивановичу Пичугину. Он заместитель директора регионального УФПС. Вот и решили поговорить сегодня о том, каково это – быть между молотом и наковальней в «Почте России». А ещё заниматься волонтёрской работой, спортом и помнить, что надо для Мишки из Олинска сена купить…
– Недавний звонок был из Сретенска – там закрыли одно из двух отделений.
– По Сретенску вопрос сейчас отрабатываем. По понедельникам и четвергам пока будет приезжать почтомобиль, а из Кокуя – машина для выдачи пенсий. Надеемся за июнь решить кадровый вопрос, чтобы возобновить работу отделения в полную силу.
С одной стороны, мы чётко понимаем: почтовые отделения – это рабочие места, и нужно по максимуму сохранить структуру почты в Забайкальском крае. А с другой стороны, есть экономическая целесообразность. Есть норматив, который мы обязаны соблюдать. Чётко прописано всё, вплоть до веса сумки почтальона и количества сотрудников на территорию. Увеличилось население – вырастет штат. Уменьшилось – сами понимаете. И никуда от этого не деться. Даже в советское время во всех населённых пунктах, какие тогда существовали, не было стационарных отделений. Было передвижное отделение почтовой связи, приходила почтовая машина. И сейчас приходит! Раз в неделю, раз в две недели. Потому что по закону мы обязаны обслуживать населённый пункт, и письмо, газета, посылка должны дойти туда в любом случае.
Есть сёла и полустанки, где населения сегодня минимум, и держать отделения почтовой связи в этих населённых пунктах нецелесообразно. Лучше в одном месте закрыть, в другом – открыть, где действительно требуется. А здесь обслуживать в мобильном режиме.
– Не все могут подойти к транспорту? Есть старенькие, немощные, инвалиды. Да и пенсию многие оформляют с доставкой на дом.
– Поэтому, когда почтовая машина приезжает, там два сотрудника. Один принимает и выдаёт отправления на месте, а второй в формате почтальона проходит по тем адресам, где проживают маломобильные граждане. А сейчас Гуля, Моклакан, Средняя Олёкма, Усть-Каренга – в них реально осталось по два дома…
– Как туда доставляете? По реке?
– Там есть авиация, и есть наши сотрудники. Чаще всего это местный житель, который на 0,2 ставки трудится в администрации, на 0,2 ставки – на почте. А при администрации – лодка! До Красного Яра или Юмурчена почту доставляют на самолёте. А дальше – вёслами. Когда нет льда, то со Средней Олёкмы, Усть-Каренги «почтальон» спускается на лодке, потом обратно.
То есть фильмы и истории вроде «Хозяина Камчатки», о том, что где-то нет ямщика, – никакая не фантастика. Ничего же не поменялось. Потому что наш Забайкальский край как оставался огромным, так огромный и есть.
Самолёт летает два раза в месяц. Мы называем его «маршруткой», не в обиду, конечно, «Аэросервису», потому что, в какой населённый пункт есть потребность лететь (билеты заказаны, груз на доставку и т.д.), в том он и садится. Если нет, то летит до следующего. Как маршрутка.
Или Менза, например. До Красного Чикоя дорога неплохая, и самолёт в Мензу периодически летает. Но не всегда, и потому маршрут у нас туда всё-таки автомобильный. Дорога местами идёт прямо по берегу и практически по воде.
Нередко почтальоны из одного села до другого добираются по 10–15 км. Например, в Старолончаково есть обменное отделение. Почтальон переплывает реку на лодке, дальше идёт пешком, на месте производит обмен отправляемых и доставленных писем, посылок, выдаёт пенсии.
И бывает, что во времена ледосплава люди остаются без почтовой связи. Поэтому мы доставляем грузы заранее или альтернативными маршрутами, либо создаём запас.
– Во всех регионах так или только у нас?
– Все регионы сложные. Конечно, если сравнивать Курскую, Брянскую области, то там две троллейбусные остановки, и ты в другом регионе. У нас край масштабный. Я седьмой год в «Почте России», и ещё 50% объектов не посетил.
– Сколько всего их?
– 430. Структура такая: управление, девять почтамтов – им подчиняются почтовые отделения – сельские и городские. Есть ещё мобильные группы.
1600 сотрудников. Транспорт…
– И говорят, даже гужевой.
– Да! Есть лошадка. Возит почтовый груз в сёла Нерчинского района. Из города когда смотришь на это, то вроде как архаизм. А ведь таких случаев предостаточно: где-то лодка, где-то конь…
– Зовут-то героя как?
– Конь Мишка. Его уже все, наверное, знают.
О людях и стенах
– Про то, что почтовые отделения стали похожи на бакалею, что скажете?
– Возможно, в городах и районных центрах это и воспринимается с иронией. Но «Почта России» сейчас несёт не только нагрузку «выплатить, доставить, вручить», но и обеспечить населённый пункт товарами первой необходимости. Вплоть до продуктов. Потому что в глубинке мы порой остаёмся единственным окном в цивилизацию.
– Летний сезон начался. Планируете ремонты?
– По федеральной программе капитально отремонтируем девять объектов связи: два в Баляге, по одному – в Размахнино (Шилкинский район), Усть-Иле (Акшинский), Калге (Калганский), Новом Дурулгуе (Ононский), Соловьёвске (Борзинский), Унде (Балейский), Татаурово (Улётовский) и, скорее всего, сами Улёты – список ещё уточняется. В 2022-м отремонтировали пять.
– Кроме ремонта отделений, как ещё заботитесь о своих 1600 сотрудниках? Они, кстати, застрахованы?
– Без исключения все. Есть профсоюз. Две базы отдыха на Арахлее: в районе Преображенки и на Песках. Не пять звёзд, но отдохнуть можно (лето настало). Волонтёрская работа активно развивается, кстати. Наш регион – не исключение.
– Помогает всё это кадры удерживать, привлекать?
– Есть факторы, которые зависят от нас, а есть внешние. Наши плюсы – стабильность государственного предприятия. Вознаграждение складывается из стабильной части заработной платы и премиальной, которая зависит от того, сколько жителей подписал на периодику, сколько продал товара, страховок, лотерейных билетов, сколько разнёс квитанций. То есть от тебя самого зависит. И бывает, что сотрудники одного отделения в сравнении с таким же отделением в соседнем селе зарабатывают в два раза больше, потому что мотивированы.
Ежегодно проводим конкурсы профмастерства для мотивации. Но это внутренние моменты, на которые мы можем влиять. Внешние факторы, которые отрицательно действуют на кадровый вопрос, – развитие рудной промышленности в крае. Ставки на рынке труда поднялись, и пока мы за ними не поспеваем.
– И всё же даже в Чите сотрудники есть, хотя Чита – не Олёкма.
– Есть. Притом даже трудовые династии.
О почте XXI века
– Почтовое дело можете назвать развивающимся? В каких направлениях?
– В плане логистики. Конечно, в отделениях появился Wi-Fi, и посылки отслеживают по интернету. Но остаются классические услуги (отправка письменной корреспонденции, например), объём которых постепенно снижается из-за развития интернета, мессенджеров. Хотя люди всё равно пишут обычные письма, потому что привыкли, потому что приятно держать в руках рукописный текст. И телеграммы до сих пор есть. К тому же существуют законодательные нормы, по которым организации обязаны давать письменный ответ: налоговые отправления, коммунальные службы отправляют счета и квитанции. Больше двух лет работаем с таким новым продуктом, как электронные заказные письма. Для примера: если вы зарегистрированы на сайте «Госуслуги» и поставили галочку о получении государственной почты, то вам письмо от ГИБДД придёт на электронный ящик. А если нет, то мы его должны распечатать на бумажном носителе и передать вам.
Это, конечно, постепенно уходит, ведь всё больше людей и структур осваивают электронные сервисы. Но вместе с тем растёт рынок посылок – крупных, средних, мелких отправлений, он просто космически растёт! Мы все пользователи Ozona, Wildberries. А для любого маркетплейса самая интересная площадка – это «Почта России». Потому что в Куанду вы по-другому не закажете. Понятно, что закажете на Ozon.ru, но Ozon же как-то вам должен это доставить. Конечно, они могут развивать свою логистику, открывать оптовые пункты, транспортные системы. Но сколько это будет стоить в нашей глубинке?
– А у вас там Мишка и лодка уже есть.
– А у нас там Мишка и лодка давно есть! Плюс есть отделы сортировки и доставки.
Так что, с одной стороны, развитие технологий отнимают у почтальонов хлеб, а с другой – они же лежат в основе нового вектора развития одного из старейших, к слову, предприятий России.
Вероника Шишкина,
фото из архива А. Пичугина и «Почты России»
Прочитал публикацию моего комментария. Газета “Вечорка” на этой неделе также отметилась публикацией положения дел на ” Почте России”. А дела мягко говоря аховые. Особенно страдают жители районов нашего края. Почтальонам понизили ставки, из -за чего произошло массовое увольнение.
Вчера опять отправлял груз через МСЦ. Увидел занятную картину. Начальник эксплуатации, бывший, а в настояшее время неофициальный начальник МСЦ Волокитина Н. М. моет цех сортировки и сортирует корреспонденцию.
Начальник участка Вертелецкая Е.Г. в это же время сканирует и складывает в почтовые телеги посылки. В четверг уволилось сразу шесть человек. Отвлек их от этого благородного занятия, груз-то надо отправлять. Как видно население нашего края не склонно к разговору. Не понимает что к зиме “Почта России” окончательно развалится.
Ну тут у них, наверное, два варианта: или задуматься о повышении зарплат. или…
Давно не видел такого количества лицемерной лжи на квадратный сантиметр газетной площади. Гражданин Пичугин о многом умолчал, другое переврал, а в итоге все нормально.
Главное он слишком расплывчато ответил о кадровом вопросе. На МСЦ это характеризуется как катастрофа. Или спросите у него не при ли его ли участии придумали лишний выходной для девяти районов? Во вторник авто маршрут Чита – Борзя не выполняется, Сэкономили. В Борзю приезжают для обмена с читинской машиной Краснокаменск и Приаргунск. Приаргунск последние две недели вообще приезжал раз в неделю. А промежду прочим среди почтовых отправлений списки для выплаты пенсий, а это уже серьезное нарушение. Организовать машину из Читы доя вывозки почты в Приаргунск гражданин Пичугин видимо не может или не хочет. Да там много чего. Прежде чем публиковать подобные интервью наверное надо проверять истинное положение дел? Ни одного неудобного вопроса в материале я не увидел.
Спасибо за отклик. Опубликуем в следующем номере.