Время. Невидимое, неощутимое, неосязаемо-неопределимое Нечто. В качестве основы его измерения берётся некая последовательность событий. Считается, что она происходит через равные промежутки времени, то есть периодична. На этом принципе построена работа всех часовых механизмов. В физике время – гипотетическая четвёртая координата трёхмерного мира, в котором мы живём. Мы постоянно перемещаемся в нём, правда, в одном – линейном направлении: из Прошлого – в Будущее, находясь при этом в некой абстрактной точке, именуемой Настоящим…
Однако не будем залезать в дебри физических и философских понятий природы времени, которая и по сей день остаётся тайной за семью печатями, собственно, как и вопрос о существовании времени вообще. Перейдём сразу к «практике», тем более что и повод имеется – скорый выход на экраны страны одного из самых ожидаемых российских кинопроектов 2023 года – научно-фантастической картины «Сквозь время».
Непосредственно о фильме – позже, а пока… Поставлю вопрос так: возможно ли форсировать движение в линейном потоке времени и попасть в ту его часть, что именуется Будущим? Или наоборот – отправиться против линейного течения и перейти в Прошлое? Либо осуществлять перемещение относительно линейного времени по диагонали, перпендикулярно, параллельно и т.д.?
Машина времени
Увидеть, что было и что будет там, за гранью Не Настоящего, – давняя мечта человека. Первыми путешественниками во времени (именно путешественниками, а не жителями грядущего) стали литературные герои. Пионером в покорении Хроноса ещё в XIX веке стал персонаж романа русского писателя А.Ф. Вельтмана «Предки Калимероса» (1836 г.). Он отправился в прошлое на «биологической машине времени» – гигантском гиппогрифе. Герой новеллы «Летящий навстречу времени» (1887) испанского писателя Энрике Гаспара Римбау для перемещений во времени уже использовал некое техническое приспособление.
Наконец, эта идея получила широкую известность с выходом в 1895 году знаменитого романа Г. Уэллса «Машина времени», где путешественник-изобретатель создал сложный агрегат для перемещений в прошлое и будущее. В мире наконец-то появилось обозначение (и понятие) гипотетического технологического устройства – машина времени.
Перемещаться в события прошлого, проникать в грядущее, сдвигая при этом пространство, – разумеется, это была чистая фантастика до… первой половины 1940-х годов XX века. Поскольку, судя по кое-какой информации, просочившейся в прессу, имел место некий «инцидент», который по ряду причин «официоз» на протяжении уже 80 лет пытается оспаривать и во время которого возникла непредвиденная «побочка»…
Проект «Радуга»
Как это нередко бывает в таких случаях, началось всё с людей в погонах. Итак, в 1943 году в Филадельфии полным ходом шли работы под руководством математика и физика Джона фон Неймана по созданию кораблей, невидимых вражескими (немецкими) радарами. Этакая технология «стелс» того времени. К проекту «Радуга» ВМС США, известном как Филадельфийский эксперимент, имел отношение Альберт Эйнштейн и отчасти легендарный Никола Тесла, верней, ряд его технических наработок (гений ушёл из жизни 7 января 1943 года). Эсминец «Элдридж» с экипажем в 181 человек, оборудованный генераторами электромагнитных волн, вышел 28 октября в филадельфийскую бухту. Аппаратура была запущена. Вокруг судна образовался мощный электромагнитный «пузырь», отражавший радиоволны, и «Элдридж» пропал с контрольных экранов радаров. Это был явный успех! Однако через несколько минут корабль начал окутывать белый с зеленоватым оттенком светящийся туман. Наблюдатели с соседних кораблей увидели, что эсминец просто… растворился в воздухе. Поверхность воды была какое-то время «выдавлена» корпусом невидимки, но потом и «яма» исчезла.
Спустя несколько часов «Элдридж» вновь появился в бухте – команде удалось отключить «взбесившиеся» генераторы. Однако в ходе эксперимента по достижению невидимости из всего экипажа эсминца остались невредимыми только 21 человек. Несколько десятков моряков буквально срослись с палубой и корпусом судна, многие погибли от неизвестно откуда взявшегося радиоактивного излучения, электростатических ударов, эмоционального шока и ожогов. Иные тела висели в воздухе над палубой и горели ещё около двух суток. Погасить странное пламя не удавалось никакими способами. Оставшиеся в живых долгое время с трудом ориентировались в пространстве и могли ходить, только опираясь на стены. Моряки утверждали, что они побывали в ином измерении, а затем – в 1953 году, а затем и в 1983-м… Описывали какую-то военную базу с гигантскими локаторами.
Из-за смертельно опасного «побочного эффекта», сопровождавшего «невидимость» судна, проект «Радуга» был закрыт. Моряки с «Элдриджа» прошли медкомиссию, которая признала у них разные степени психических расстройств. Это играло на руку хозяевам эксперимента и учёным: во-первых, моряков, пытавшихся рассказать об увиденном и пережитом, сочли бы за сумасшедших; во-вторых, эти же моряки ещё до эксперимента дали подписку о неразглашении тайны, и в противном случае им грозили астрономические денежные штрафы и большие тюремные сроки. Так что сколь-нибудь серьёзная утечка информации об экспериментах в Филадельфии почти исключалась. Тем не менее, часть фактов спустя много лет всё же просочилась в прессу. А затем подключились и кинематографисты.
Экранизированный секрет
В 1984 году, 3 августа, состоялась премьера фантастического фильма Стюарта Рэфилла «The Philadelphia Experiment» (в СССР шёл под названием «Секретный эксперимент»). Сюжет картины с подозрительной точностью воспроизводил события, происходившие в реальности тридцать лет назад и… в 1983 году. Разумеется, в фильм, согласно голливудским законам жанра, была введена романтическая линия, а в остальном было множество совпадений. Фильм повествовал о двух моряках с «Элдриджа», попавших в 1983 год, показывал необычные и опасные последствия эксперимента и его прекращение. Со странной поспешностью картину вскоре сняли с экранов, даже не дав отбить затраченную на её производство немалую по тем временам сумму в 21 млн долларов. В последствие фильм выходил только на видеокассетах, да и то малыми тиражами. Автором же его С. Рэфиллом активно заинтересовались Пентагон и морская разведка США. После общения с этими специфическими организациями режиссёр навсегда отказался от «серьёзной» фантастики и ныне снимает лишь малобюджетные картины.
Одной из главных причин интереса военных к персоне Рэфилла оказалось то, что реальный, печально закончившейся проект «Радуга»… продолжился.
«Феникс», микроволновка и Время
Начиная с октября 1943 года, правительством США и его военными структурами был запущен новый проект – «Феникс», который ставил задачи непосредственного изучения перемещения во времени и пространстве. Неподалёку от городка Монтаук (штат Нью-Йорк) была построена специальная военная база с комплексом исследовательских лабораторий и бункеров. Территорию «украшали» огромные радарные установки.
Ныне едва ли не у каждого дома имеются микроволновые печи. Блюда готовятся благодаря теплу, которое излучает магнетрон – устройство размером с маленькую консервную баночку. В радарах проекта «Феникс» магнетроны были с гигантскую бочку, электромагнитный луч излучался с такой силой, что был способен поджарить стадо гусей на расстоянии нескольких километров. Но учёных и военных интересовало то, что происходило за чашей радара. А там появлялся тот самый бело-зелёный светящийся туман, что окутал в 1943 году «Элдридж».
В 1953 году после ряда экспериментов был получен «коридор», соединявший 1943, 1983 и 1993 годы. Был произведён ряд опасных опытов по заброске добровольцев (и не только) в разные точки пространственно-временного континуума.
В 1953 году учёные проекта наблюдали странное явление: во время одного из особо энергозатратных опытов в небе на небольшой высоте появился «призрак» морского корабля. Фантом вскоре исчез, но название успели прочесть: «Элдридж»! Стало понятно, что за «постройки» и «антенны» наблюдали моряки эсминца из 1943 года…
В районе базы и города Монтаук вскоре начали происходить грозные природные явления: резко участились свирепые ураганы с торнадо, жесточайшие смерчи, среди ясного безоблачного неба сверкали молнии, гремел гром. Воздух внезапно «загустевал» и светился. Мирное население городка время от времени охватывала беспричинная паника.
«Феникс», ввиду его опасности, в 1983 году пришлось свернуть. Базу под Монтауком снесли.
Каковы же были гнев и досада военных, когда в фильме «Филадельфийский эксперимент» киношники, по неизвестно откуда взявшейся информации, точно воспроизвели сверхсекретную исследовательскую базу проекта со всеми строениями и сооружениями! Там же фигурировал и эсминец «Элдридж».
Поскольку фильм уже вышел на экраны, Пентагону и военной разведке пришлось сделать хорошую мину при плохой игре и на вопросы журналистов однозначно заявить, что это «выдумка» и «чистой воды научная фантастика».
Последующий сиквел фильма (не без давления со стороны спецслужб) от 1993 года, уже другого режиссёра и весьма слабый с точки зрения зрелищности, стал действительным представителем своего жанра.
«Элдридж» на перевале
Но спецслужбам США пришлось слегка понервничать всё на ту же тему спустя ещё 20 лет, когда в прокат вышел фильм американского режиссёра финского происхождения Рене Харлина при участии российских кинематографистов «Перевал дьявола» (в РФ – «Тайна перевала Дятлова», 2013). И вновь на фоне таинственных событий в СССР, на Северном Урале, в печальном известном месте «торчали уши» «Элдриджа» и эксперимента 1943-го…
Продолжим в следующий раз…
Сергей Балахнин,
иллюстрация автора