Мария Безенкова: «Приходите, будет интересно!»

Вот тот самый момент встречи с любимыми актёрами и долгожданными фильмами! Скоро Забайкальский международный кинофестиваль. Уже в 11 раз. Он будет длиться 4 дня: с 30 мая по 2 июня. Чего ждать от праздника кино в нынешнем году? Об этом – в нашем интервью с Марией Безенковой, программным директором фестиваля.

– Мария Викторовна, расскажите о географии фильмов-участников?

– На Забайкальском кинофестивале мы собираем кино со всего мира. Наш Международный конкурс и конкурс «Новый взгляд» помогут выйти к зрителю наиболее интересным киноновинкам последних лет, объединённым общей темой. В этом году, конечно же, мы покажем фильмы, так или иначе связанные с семьёй, с семейными родовыми ценностями. Напомню, 2024 год в России посвящён семье. В списке показов – фильмы из разных частей света: из США, Канады, Испании, Франции, Индии, Ирана. Также зрители могут увидеть кино из Средней Азии.

Я довольна возможностями подбора разноплановой по странам программы. Эти картины, уверена, найдут отклик в сердцах зрителей по всему Забайкалью. Приходите, будет интересно.

– Пара слов о российских фильмах, представленных на конкурс?

– Что касается российских фильмов, то у нас в конкурсе будут представлены 3 картины. Какие? Пока я не имею права их озвучивать, ещё рано. Но мне нравится, что нам в этом году удалось собрать фильмы, которые представляют не только кино центра России, но и современную региональную школу. Региональный кинематограф выходит на конкурентоспособный уровень и может участвовать наравне с международными участниками в конкурсе.

– Поделитесь впечатлениями, какой он, забайкальский зритель?

– Забайкальский зритель, тот зритель, который ходит на кинофестиваль, – это, прежде всего, неравнодушный человек, который максимально погружён в кино, он умеет воспринимать сложные фильмы, которые в чём-то ему дискомфортны, просматривая которые приходится работать и умом, и сердцем. Мне нравится забайкальский зритель. Отбирая фильмы, я вижу перед глазами постоянных посетителей, с которыми мы знакомы. Для меня, как программного директора, – важно подбирать кино конкретным людям, а не абстрактной аудитории.

– Будет ли в этом году кинопоказ «Ночь короткого метра»?

– Данный показ состоится и в расширенном варианте. На сей раз у «Ночи короткого метра» новый куратор – Василина Свиридова, программный директор Международного кинофестиваля ВГИК, заместитель программного директора МКФ «Золотой ворон». С одной стороны, нас ждут зрелищные короткометражные фильмы, которые будут показаны рядом с кинотеатром «Удокан» в Чите, в то же время готовится отдельная программа по короткометражным фильмам на главную тему нашего кинофестиваля – семейных и родственных отношений, в рамках «Года семьи». Эти короткометражные фильмы поедут по всем районам Забайкалья, и там будет проведён конкурс зрительских симпатий.

– Ждать ли нам в нынешнем году остросоциальное кино, вроде фильма «Дурак»?

– Да, конечно же. Сейчас остросоциальный конфликт – одна из самых востребованных тем в мире кино.

– А на что режиссёры обращают внимание? На конфликт «богатые-бедные», «власть-общество»?

– Социальный конфликт, который сейчас актуален в мировом кинематографе, – это расслоение общества, его кастовость, когда кого-то относят к буржуазии, а кого-то – к рабочим. Расслоение происходит по культурному, социальному, денежному признакам и влияет на взаимоотношения между людьми. Переход из одного слоя в другой является зачастую трудным и болезненным.

Что касается российской практики, то у нас социальный конфликт чаще всего касается городского и сельского населения, переезда из маленького города в большой, когда меняются условия жизни. В наибольшей степени наших художников волнует переход из одной среды в другую и связанные с этим проблемы.

– Как вы оцениваете киноиндустрию забайкальского уровня, быть может, у нас есть авторы, способные снимать здесь кино?

– Что касается забайкальских фильмов, то сейчас ваш регион в этом плане – развивающаяся территория. Те ребята, которые снимают кино, спасибо им за старания, они развивают свои творческие навыки и компетенции. Они пока находятся на уровне короткометражных фильмов и участвуют не в основном конкурсе, а в конкурсе короткого метра.

Уровень забайкальских фильмов – это проблема профессиональной подготовки. Кино технически сейчас может снимать каждый. Но на практике выясняется, что люди или организации, которые получили грант на съёмку того или иного фильма, должны обладать знаниями драматургии, техники съёмки, звукового сопровождения, для того чтобы кино было смотрибельным и качественным. Наша задача: когда мы общаемся с забайкальскими кинематографистами, рассказывать именно о профессиональных навыках, о том, как практически улучшить и развить те творческие способности, которые есть в крае. Забайкалье, его люди, невероятно талантливо. И из года в год я встречаюсь с молодыми ребятами, которые развиваются и задают самим себе всё новые цели. Это хорошо, что творческие люди не засиживаются без дела.

– Есть мнение, что большую кинокарьеру в Забайкалье сделать нельзя, надо двигаться в столицу. Как изменилась эта ситуация?

– Надо ли уезжать? Я вижу сейчас в целом по стране тенденцию к децентрализации в производстве и различных отраслях промышленности, услуг и прочего. Если ранее действительно имело смысл ехать в Москву, поступать во ВГИК, то сейчас в моём иркутском филиале ВГИК учатся студенты из Забайкалья. Я знаю, что многие ребята из Читы уезжают в Хабаровск или в Якутию, чтобы получать навыки в медиаиндустрии, не только в кино. Это не значит, что они потом не вернутся домой. Посмотрите на ребят, которым была дана «путёвка в жизнь», благодаря кинофестивалю, как, например, Сергею Лагодину, сценаристу. Да, он живёт в Москве, но его последний сценарий про Забайкалье. Это прекрасный пилотный проект, который будет сниматься, я надеюсь, здесь, во всяком случае Сергей на это настроен. Есть возможность даже тем ребятам, которые уехали, вернуться домой и снимать здесь кино. Ведь главная задача – не просто оставить таланты на «малой родине», чтобы они что-то пытались сделать, а привлечь внимание всех, чтобы Забайкалье было посещаемой территорией, чтобы те невероятные красоты, возможности, которые даёт край, были востребованы творческой индустрией в целом.

Мне кажется, что здесь есть прекрасный потенциал, благодаря творческим людям, которые рассказывают про свой родной регион где угодно: и в Сибири, и в центре, в том числе благодаря мероприятиям кинофестиваля. В нынешнем году, например, в рамках деловой программы запланировано большое мероприятие с участием Конфедерации союза кинематографистов. Хочется сделать так, чтобы её представители приезжали к нам снимать кино.

Мария Викторовна Безенкова

Член Союза кинематографистов РФ. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИК им. С.А. Герасимова. Программный директор Забайкальского Международного кинофестиваля. Программный директор Международного кинофестиваля «ФОРМА ЖИЗНИ». Программный директор Международного кинофестиваля «Мир Чудес».

В 2004 году с отличием окончила ВГИК им. С.А. Герасимова по специальности «киноведение». С 2000 по 2007 гг. работала на Московском Международном кинофестивале, на кинофестивале «Окно в Европу» (2003-2007). С 2009 по 2019 год – начальник отдела кинопроката компании «Невафильм». С 2020 года – руководитель кинофестивального и кинорыночного продвижения, старший редактор Киностудии им. Горького. С 2020 года — Член Экспертного совета Министерства культуры РФ по кино.

Начиная с 2005 года, преподаёт различные дисциплины, связанные с историей, теорией и современностью кинематографа, кинопроката и ТВ-журналистики в ВУЗах Москвы (ВГИК им. С.А. Герасимова, РГГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова). C 2013 года – программный директор Забайкальского международного кинофестиваля.

Подготовила Виолетта Вдовяк,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)