Память жива – жив завод

В гостях у семьи машиностроителей

Завод жил одной трудовой семьёй и у всех была одна задача – стать авангардом среди предприятий страны, укрепляющих престиж страны Советов. Коллектив завода состоял из простых граждан отечества, живущих мирным трудом, среди которых важную роль в становлении завода сыграли талантливые руководители, инженеры, передовые рабочие. Сегодня полистаем страницы истории Читинского машзавода с семьёй Кузнецовых, которые трудились на предприятии несколько десятков лет.

Начиная с далёкого 1939 года, на машиностроительном заводе трудилось несколько поколений, вручая из рук в руки всё передовое, развивая предприятие. Поколение наших отцов и матерей создали высокооснащённое предприятие с передовыми технологиями и высокой организацией труда. Завод тогда подчинялся Министерству химического и нефтяного машиностроения. Вклад предприятия в развитие морского и речного флота, стратегически важных жизнеобеспечивающих объектов обороны страны, в том числе и космоса, был неоценим.

Новый цех для холода

Год 25-летия ознаменовался на Читинском машиностроительном заводе запуском сборочного цеха № 4, который начали строить ещё в 1960 году. Куратором стройки был Арон Мохер, а принял цех Константин Тихонов. В цеху изготавливали для народного хозяйства страны холодильное оборудование в больших масштабах. Холодильные установки особенно требовались как речному, так и морскому флоту СССР.

Супруги Кузнецовы – Геннадий Александрович и Зоя Никандровна помнят то время, когда новый цех ввели в работу. Отмечу, Геннадий Александрович и Зоя Никандровна ветераны труда, Геннадий отдал машзаводу 30 лет, а его супруга – 48 лет.

По молодости мы с Геннадием работали на корпусном участке 14ВК. Он учился на дневном отделении политехнического института и подрабатывал, дабы кормить семью. Работал на карусельном станке. Вес корпусных деталей более 100 кг. Когда резец касался поверхности корпуса, снимая с него стружку, Геннадий прибавлял скорость вращения детали и подачу на резец. Стружка скалывания, как крупный песок отлетала от места резания на полметра, издавая звук стона чугуна, как невиданного зверя. За станком работал профессионал, копируя «Стаханова».

Отец Геннадия, Александр Сергеевич, работал на заводе во время войны водителем полуторки. Потом был призван в ряды Красной Армии, с войны так и не вернулся. Лишь похоронка сообщила о его гибели на исходе войны, в апреле 1945 года. Мама Геннадия Александровича, Милентина Николаевна, на заводе проработала всю свою жизнь термистом, а позже в «Детском центре».

Зоя Никандровна Кузнецова устроилась на машиностроительный завод в 1968 году, в сборочный цех № 4, и проработала в качестве инженера-технолога до самого его закрытия. «Когда я устроилась на работу в 4-ый цех, он уже как 4 года работал в основном производстве после запуска. Тогда начальником цеха был Николай Стулин, но вскоре его заменил Вадим Тихонович Лесков», – вспоминает инженер-технолог Зоя Кузнецова.

– После Лескова цех возглавляли Дудков, Кривонос, Сергеев, Мулагалиев и Мелехов, – продолжает Зоя Никандровна, – Из нашего цеха вышли 2 директора завода. А первым начальником был Лев Иванович Лаврушин.

Бригада работает – план будет

Как и во всех основных цехах, в сборочном тоже сделали упор на работу производственных бригад. Передовая бригада Николая Босоногова была лидером по сборке компрессорных станций ДК-9М, в коллектив брали трудных ребят.

«Я и сама Николаю Ивановичу, по просьбе начальника цеха, с планёрки приводила взрослого мужчину, чтобы его взяли в бригаду учеником слесаря. В те годы на завод просто невозможно было устроиться, особенно инженерно-техническим работникам. Такое положение как-то дисциплинировало некоторых работников. В общем, был и интерес, и результат», – рассказывает Зоя Кузнецова.

Большой вклад в выполнении плана делали и другие бригады цеха. Например, бригада маляров Куликовой, бригада по сборке и сварке сосудов Матвеева, бригада по сборке специальных холодильных машин Мартова.

Между тем, за чаем с Кузнецовыми мы сидим уже третий час, а конца воспоминаниям о заводе нет.

– Раз мы заговорили о бригадах, то нужно обо всех поговорить, – предложила Зоя Никандровна.

«У нас в цеху были такие участки, которые работали на весь завод. Например, вулканизаторная – это бригада Евгения Журавлёва, все резинотехнические изделия изготавливали они. Деревообрабатывающий участок, бригадир Василий Выдров, на этом участке изготавливали упаковку для всех изделий завода. Бригада по покраске компрессорных станций ДК-9М Чуднова. В нашем цеху работало много известных людей – Михаил Софонович Кудрявцев и Надежда Ивановна Кондрашова – участники Великой Отечественной войны, кавалеры многих орденов и медалей, в том числе и трудовых. Бригады, руководимые Игнатович, Ковалёвым, Капустиным, Берилко, Петуховым всегда были в одном строю с коллективом и лидерами производства. И самые опытные сварщики, тоже работали у нас – это Сергей Чужавский и Миша Хмылёв» – заключает Зоя Никандровна.

Холодильные машины, собранные в цеху № 4 с начала его работы, много десятилетий поддерживали нужную температуру в мавзолее В.И. Ленина. Весь флот России, в том числе и военный, также оснащены холодом с читинского машзавода. Постоянными клиентами на протяжении многих лет, являлись такие крупные предприятия, как ОАО «Амурский судостроительный завод», ОАО «СпецМаш», ОАО «СЗ Северная Верфь» и много других предприятий.

Валерий МИРОНОВ,
фото из архива Музея Читинского машзавода

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)