Мегазвезда СССР по имени Любовь. Часть 3

Звёзды, как и люди, рождаются, живут, стареют и теряют свой блеск. Но есть среди астрономических звёздных объектов, даже гигантских, такие, что, казалось, они вот-вот погаснут, с каждым разом теряя свою былую светимость. Но в какое-то мгновение звезда вспыхивает с новой силой и продолжает светить сквозь время и пространство. Такое бывает и с людьми. Такое произошло и с Ней – одной из самых узнаваемых, до сих пор наиболее известных, настоящих символов истории отечественного кинематографа – Любовью Орловой. Сегодня, в эти дни 120-летнего юбилея актрисы, мы продолжаем рассказ о ней: такой разной и, несмотря на всяческие трудности и жизненные проблемы личного характера, по-прежнему любимой многими зрителями.

Две весны

С победной весной 1945-го неугомонный Григорий Александров задумал свою победную и даже с научно-фантастическими элементами «Весну». Истерзанная войной великая держава нуждалась в светлом, лёгком, добром и музыкальном кино. «Мосфильм», страдающий недостатком технической базы, не обновлявшейся на протяжении нескольких лет, был просто не в силах вынести новый и дорогой проект. Тогда режиссёру братской Чехословакией был предоставлен лучший киноконцерн Европы «Баррандов». Свет и оборудование туда были доставлены со всех студий стран, только что освобождённых от немецкого ига. Размах съёмок оказался нешуточным. Специально для «Весны» в Праге были построены уникальные декорации, которые смогли придать новому творению Александрова непередаваемый европейский шик.

Любовь Петровна, которой исполнилось 44 года, уже тогда стала чувствовать, что её эпоха уходит. Именно поэтому «Весну» можно считать своеобразной площадкой для достойного отступления актрисы. Орлова планировала, что после съёмок она вплотную займётся театром, поступив в труппу Театра имени Моссовета. Вот почему Александров мудро пригласил в «Весну» ведущих актёров этой сцены – Фаину Раневскую и Ростислава Плятта, а режиссёр театра Анисимова-Вульф стала его помощницей на съёмочной площадке.

Мегазвезда против Времени

На протяжении всех съёмок «Весны» (с мая по ноябрь 1946 года) Орлова жила постоянно на нервах – очень переживала из-за того, что время теперь работает против неё. Из многочисленных заграничных вояжей она привозила новомодные антивозрастные кремы, постоянно сидела на диетах, ежедневно выматывала себя у балетного станка, а позже, когда такие меры уже не давали результатов, решилась (одной из первых в Советском Союзе) на пластическую операцию. Александрову приходилось прибегать к множеству уловок, чтобы скрыть её возраст. В ряде эпизодов вместо Орловой работали дублёрши. К счастью, подмены были сделаны настолько качественно, что зритель не догадывается о них и по сей день. В это же время у звёздной актрисы начались более серьёзные проблемы со здоровьем. Когда съёмки подходили к концу, у Орловой обнаружилось хроническое нарушение вестибулярного аппарата. С тех пор для крепкого сна ей требовалась полная темнота – чтобы не было понятно, где находится потолок, а где – пол. По этой причине (а вовсе не из-за капризов, как позже писали некоторые издания) актриса просила: окна в её гостиничном номере должны быть плотно занавешены дополнительными шторами.

«Весна» вышла в прокат в июне 1947 года и имела большой шумный успех не только в нашей стране, но и в дальнем зарубежье, получив в том же году на престижном международном кинофестивале в Венеции специальную премию «За оригинальный сюжет и режиссуру».

Американка и эмиссар ЦРУ

В 1949 году на экраны страны выходит очередное творение великого режиссёра «Встреча на Эльбе». Картина, представляющая собой драму и политический памфлет одновременно, вполне оправданно демонстрировала благородство русских освободителей Германии и низость, коварство бывших союзников, а вместе с ними – всей капиталистической системы. Любовь Петровна второй раз в своей кинокарьере (первым был фильм «Ошибка инженера Кочина», 1939) исполнила яркую отрицательную роль американки, кадрового офицера разведки, эмиссара ЦРУ, журналистки под прикрытием Джанет Шервуд.

«Встреча на Эльбе» стала лидером проката. Только за 1949 год её увидело 25 миллионов зрителей. На следующий год за эту картину Орлова получила Сталинскую премию. Это был последний блистающий пик её кинокарьеры. Понимая это, Любовь Петровна уже в то время начала работать в штате театра имени Моссовета.

Гонка со временем: Две Звезды

Ровный успех театральных работ явно не удовлетворял творческих амбиций Орловой, и она продолжала делать ставки на кинематограф. Вскоре один за другим вышли два фильма, причём оба, как сейчас говорят, были «байопиками» – биографическими лентами, рассказывающими о жизни величайших русских композиторов: «Мусоргский» (реж. Г. Рошаль, 1950) и «Композитор Глинка» (Г. Александров, 1952). Довольно крепко сделанные, они всё же не смогли удерживать звезду Орлову в «зените».

Страна стояла на пороге перемен. Уже ушёл из жизни главный фанат Орловой, Иосиф Виссарионович. Эпоха менялась. Но упрямая звёздная пара – актриса и её муж-режиссёр – сдаваться не желала. После длительного перерыва аж в 7 лет, Александров предпринял попытку реабилитировать себя как мастера комедии, а свою ненаглядную Любочку заставить вновь вспыхнуть подобно «сверхновой» звезде, как в те великие годы «Весёлых ребят», «Цирка» и «Волги-Волги».

«Разбитый» «Сувенир»

В 1959 году на «Мосфильме» была запущена в производство музыкальная комедия «Русский сувенир» с большим финансовым бюджетом, массой комбинированных съёмок и незамысловатым сюжетом. На берегу Байкала совершает вынужденную посадку самолёт с иностранными туристами, летящими в Пекин. Через тайгу ведёт иностранцев единственный русский пассажир – инженер Варвара Комарова (Л. Орлова). Она показывает им по пути новые города и электростанции, знакомит с бытом, трудом и отдыхом советских людей в сибирской глубинке. Некоторые капиталисты «перевоспитываются», а один даже влюбляется в главную героиню.

Однако едва выйдя на экраны в 1960 году, «Русский сувенир» с оглушительным треском провалился. Создателям фильма досталось и от критики (помимо многочисленных ядовитых статей и заметок, был даже большой фельетон в «Крокодиле»!), и, что вообще казалось просто немыслимым, от зрителей. Фильмы-плакаты, фильмы-агитки уже перестали удовлетворять эстетическим запросам аудитории. А «Сувенир» являл собой если не агитку, то чересчур плакатную, хотя и достаточно интересную и весёлую картину. Но Орловой как актрисой всё ещё восторгались – в кадре она была почти по-прежнему хороша. За «кадром» же остались съёмки почти без крупных планов и только в специальном рассеянном свете, очередная «пластика», сделанная во Франции, очередные партии «противостареющей» косметики и 57-летняя, неумолимо увядающая женщина. С природой бороться явно было бессмысленно. Сама актриса прекрасно поняла, что «Сувенир» явил собой не просто мимоходную неудачу, досадный и непредвиденный срыв, но тяжкую и уже непоправимую катастрофу.

Мания, Александров и Лира

В 1960-х годах Орлова продолжала играть в театре имени Моссовета. Но роли ей давали всё реже. Она была всё ещё хороша собой, в прекрасной форме, элегантна, подвижна, обворожительна, но уже практически не играла… Тогда же борьба с возрастом у Орловой начала превращаться в манию. Из страха показаться некрасивой, Любовь Петровна боялась фотографироваться и скрывала истинный возраст, что приводило иногда к нелепым ситуациям. Когда в феврале 1972 года ей исполнилось 70 лет, она лично попросила высоких начальников, чтобы её возраст ни в коем случае не упоминали в СМИ.

Александров тем временем вновь попытался реабилитировать себя как элитного и «кассового» режиссёра и совершить почти невозможное – вернуть жене статус звезды. В 1972 году руководство «Мосфильма», памятуя о его заслугах, выделило крупные средства на фильм «Скворец и Лира». Сюжет: советские разведчики-супруги – Людмила («Лира» – Орлова) и Фёдор («Скворец» – Пётр Вельяминов) – в начале Второй мировой войны обосновались в Германии и внедрились в высшее общество. Их деятельность продолжилась и после Победы…

Желание напомнить миру о звезде Орловой дошло у режиссёра до абсурда – актриса в возрасте 71-го года должна была исполнить по ходу сюжета роль… 20-летней девушки! Сегодня, в век компьютерных спецэффектов и супертехнологий, подобное было бы вполне возможно, а уж тогда… История кинематографа такого ещё не знала. И… не узнала. Авантюрно-шпионский «Скворец и Лира» в сентябре 1974 года, после первого же показа приёмочной комиссии, лёг «на полку».

Вечный свет Мегазвезды

По поводу причин «запрещения» этой картины ходит несколько версий. По одной из них, её закрыли под нажимом самой Орловой – увидев себя, она ужаснулась и даже не стала пересниматься. По другой – картину признали «разжигающей антиамериканские настроения» (в то время был период «разрядки»), что не соответствовало политическому моменту. По третьей – порочащей КГБ и т.д. Самой главной причиной закрытия картины послужил, вероятно, тот бесспорный факт, что это была крайне слабая лента. Её не спасли ни роскошные декорации, ни шикарные костюмы, ни съёмки за рубежом, ни сама главная 20-летняя героиня, чей образ попыталась воплотить 70-летняя актриса. Это был финал карьеры, а вскоре и земной жизни.

Но она всё же сумела победить. Ослепительный блеск советской Мегазвезды №1 продолжает по-прежнему светить горячим огнём жизни, молодости, любви и красоты всем нам, её поклонникам и миллионам зрителей. Ныне ей всего 120 лет! Для звёзд это не возраст!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)