«Мираж». В погоне за мечтой. Часть 2

К 40-летию фильма

Сегодня мы вновь отправляемся вместе с пятёркой авантюристов, вынужденных преступников Джинни, Китсоном, Джипо, Блэком и единственном профи в этой компании Фрэнком Морганом за сейфом на колёсах с кассой в 3 000 000 $. В «Телемании» – «Мираж», созданный мастером захватывающего кино, рижским режиссёром Алоизом Бренчем!

 

Съёмки. «Заграница»

К началу декабря 1982 года на Рижской студии были построены все декорации интерьеров, где происходило действие «Миража»: автомастерская Джипо, помещение фешенебельного кафе, на которое совершили налёт Морган, Блэк и Джинни, комната домика в кемпинге, где укрывались преступники, и т.д. К февралю 1983-го были отсняты и даже смонтированы почти все студийные сцены картины, а с приходом весны киногруппа «Миража» отправилась на работу по «американским» городам и весям.

Разумеется, некоторая часть общих планов «стрит» и «авеню», а также скоростных автомагистралей была снята, как это тогда практиковалось операторами-международниками, непосредственно на сценарных местах событий. Основные «штатовские» локации, в первую очередь, городские, пришлось сооружать самим киношникам в локациях Латвии.

Несмотря на близость великолепного морского водоёма, всего 75 км от Рижской студии, на базе которой снимался «Мираж», побережье Балтики для изображения американских «югов» по вполне понятным причинам не годилось совершенно. К тому же там было ещё и холодно. А потому взор Алоиза Бренча упал на тёплый Крым и берега Чёрного моря – идеальные места для съёмок «заграницы» в СССР, при этом не раз проверенные.

 

Об актёрах четырёхколёсных

Одной из серьёзных проблем, вставших перед создателями «Миража», было наличие подходящих для достоверности происходящего авто. США, как известно, страна автомобильная. Что делать? В СССР заокеанских иномарок тогда водилось крайне мало. Это не смутило киношников – они проявили чудеса находчивости и сумели раздобыть (через знакомых, знакомых других знакомых, вплоть до сотрудников иностранных консульств) для главных героев, Джинни и Китсона, изображавших молодожёнов, не новый (1972 года), но в отличном состоянии седан Pontiac Grand Ville. Некоторых местных автоактёров всё же пришлось «гримировать». Так, в фильме эффектно снялся совершенно неузнаваемый в образе американского армейского джипа наш родной ГАЗ-69. И всё же немало кадров было снято с настоящими американскими и европейскими авто: Chrysler New Yorker, Mercedes-Benz, Audi 80, Chevrolet, Ford Granada, Ford Taunus, Volkswagen Käfer и т.д.

 

Броневик, Чейз и журнальные США

Что же касается шикарного сейфа на колёсах, двухтонного броневика Welling Super box, то его вполне успешно изображала тюнингованная «Нива». Интересно, что идея вкатить американский инкассаторский броневик в трейлер принадлежит фантазии автора литературного первоисточника фильма – писателя Джеймса Чейза. Если бы автор романа «Весь мир в кармане» (1959) хоть раз побывал бы в США, то при желании узнал бы, что в этой стране подобные авто имеют гораздо более солидные габариты. К слову сказать, когда Чейз писал романы, действие которых разворачивается в Соединённых Штатах, он пользовался туристическими буклетами, картами городов и книжками об этой стране.

 

Пустынные дороги, горы, пляж…

…с кемпингом – вот, в основном, и все главные места действий, что требовались по сценарию. Одной из самых напряжённых захватывающих сцен в «Мираже» стал захват броневика. Его снимали на старой дороге Севастополь – Ялта, неподалёку от посёлка Кастрополь. Поскольку спортивный британский Ford Capri, на котором мчалась Джинни – Мирдза Мартинсоне (актриса вела машину сама), заманивая броневик с деньгами на место «катастрофы», был вещью чрезвычайно дорогой, то жечь его, разумеется, не стали, а запалили заранее подготовленную копию кузова авто.

Кемпингом-мотелем, где остановилась группа преступников, стала вполне реальная дорожная гостиница «Поляна сказок», которая в несколько преображённом виде работает и поныне. Пляжные сцены снимали неподалёку от знаменитой Медведь-горы. Интересно, что в кадре купающихся «американцев» не было! В основном все загорали. Ещё бы – майская черноморская водица была всего +15 градусов.

 

Реальность и хитрая реклама

Снимая «Мираж», создатели стремились создать полное соответствие месту действия картины. И им это удалось. Отчасти такой достоверности «миражевцы» добились от того, что нередко прибегали к консультациям у дипломатов и даже работников посольства страны, где происходили события фильма. Также особо стоит упомянуть шикарные телевизионные рекламные клипы-вставки (шоколад «Я и ты», джинсы Lee Cooper и т.д.) в новостные блоки передач, которые смотрят герои фильма. Они чрезвычайно ярко подчёркивали «заграничность» ТВ, а отечественный зритель был твёрдо уверен, что это американский телепродукт, добытый нашими киношниками. Интересно, что эти же клипы воспринимаются точно так же и сейчас. Лишь спустя годы стало известно, что всю эту рекламу снимал сам режиссёр Бренч со своими мастерами исключительно для «Миража».

 

О змеюке неправильной

Однако, несмотря на все старания создателей воссоздать максимальную достоверность мира, где происходит действие фильма, случались и проколы. Например, изредка мелькающие вдоль дорог украинские хаты и т.п., которым, впрочем, массовый зритель особо не придавал значения. К примеру, прокол зоологического характера. Как известно, один из героев фильма, добряк-автомеханик Джипо (Борис Иванов), взявшийся вскрыть сейф броневика, очень боялся змей. В финальной части фильма его кусает в горной местности кобра и он погибает. В сценарии «Миража» так и было прописано: «кобра». А когда всё, что нужно, было отснято, смонтировано и озвучено, уже перед самой премьерой фильма, стало известно, что кобры в Техасе, как и вообще в США, не водятся. Скорей к месту была бы гремучая змея. Но и в этом случае ничего бы у киношников не вышло – «гремучек» для съёмок просто негде было взять…

 

Прыжок

Вечером 12 августа 1983 года двое влюблённых прыгнули с белой скалы, в бездну. Прыгнули в вечный трагический полёт несбывшихся надежд. Звучала прекрасная и печальная музыка. Женская половина не могла удержать слёз… А далее шли титры. Алоиз Бренч снял эти впечатляющие финальные кадры «Миража» в Крыму, в 59 км от Симферополя, на вершине скалистой белой горы Ак-Кая.

На высоте почти 350 метров, откуда большой автобус группы смотрелся едва ли крупней коробки спичек, стоял очень сильный ветер. Порывы были настолько свирепы, что режиссёр начал всерьёз опасаться, что актёров может запросто сдуть с утёса, и велел привязать их верёвками за ноги в районе щиколоток (в кадре были не видны). Непосредственно для съёмки прыжка средним и общим планами киногруппа перебралась на другой, более подходящий для этого утёс, где несчастные влюблённые бросались с высоты двух с лишним метров на… площадку, выстланную поролоновыми матами. Для дальнейшего полёта уже специальных муляжей-манекенов, изображавших Джинни и Китсона, группа вернулись к подножию Ак-Кая, где и были отсняты финальные кадры «Миража», причём, несмотря на отсутствие в ту пору полноценной компьютерной графики, получившиеся чрезвычайно реалистично.

 

Неиллюзорный триумф

В последней декаде июня Бренч и компания вернулись на студию в Ригу и занялись монтажом. Затем мастера дубляжа (весь фильм снимался на латышском языке) блестяще научили героев ленты говорить на безупречном русском. 10 августа 1983 года всесоюзная премьера состоялась…

Описать успех, сопереживание главным героям (причём, что неслыханно для советского кино, преступникам(!), хотя и вынужденным по вине капиталистического мира) почти невозможно. Сюжет повышенной остроты, адреналин в особо напряжённых сценах, идеальные попадания в образы актёров с эффектной внешностью, почти идеально созданный жестокий заокеанский «рай»… «Мираж» стал просто сенсацией, а затем перешёл в разряд если не классического, то яркого представителя советского кинематографа.

 

P.S. Первый «второй» «Мираж»!

Картина Алоиза Бренча стал 40-й экранизацией по общему мировому счёту произведений Д. Чейза, перенесённых со страниц романов на экраны, и второй экранизацией романа писателя «Весь мир в кармане»! Большинство читателей этому удивится. Между тем, это факт! Впервые роман был экранизирован в 1961 году в ФРГ при участии Франции и Италии. Режиссёром выступил канадец Элвин Рокофф. Чёрно-белая полуторачасовая лента на немецком языке под названием «В пятницу в половине двенадцатого» была довольно близка к литературному первоисточнику. В отличие от версии А. Бренча, в ней полностью отсутствовала идеологическая составляющая. Картина являла собой обычную, хотя и добротно сделанную криминально-драматическую историю, которая, по большому счёту, стала проходной среди общего потока подобных авантюрных лент того времени. Главные персонажи в ней разительно не похожи на тех, что полюбились нам в «Мираже». И самое, пожалуй, главное: в немецких Джинни, Моргане, Китсоне, Блэке и Джипо от 1961 года напрочь отсутствовали их такие разные, но такие яркие характеры.

 

Сергей БАЛАХНИН,

иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)