Зеркало судеб, характеров и веков
Село Иван-Озеро. Усадьбу Николая Куприяновича Сапижева долго искать не приходится: когда автобус поворачивает с трассы и через лесок выныривает на широкую улицу, у зелёных ворот уже стоит Михаил Николаевич – сын хозяина и основатель необычного музея. Сюда теперь экскурсии возят. Вот и я добралась.
Чем необычен этот музей? Да тем, что находится прямо в жилом доме. Кругом кипит повседневная сельская жизнь. В огороде огурцы да кочаны наливаются. В озере – руку протяни – караси скачут. Утки, важные такие, по берегу расхаживают. Марта пришла с пастбища и разлеглась что твой паровоз на мягкой подстилке. Найда её зорко караулит. А то ходят тут всякие, ещё корову со двора уведут!
«Всякие» – это мы. Приехали толпой в однодневный тур «Триозёрье» с Забайкальским краеведческим музеем. Туров много (поищите на досуге), и стоят они недорого. Но те, что в сторону Ивано-Арахлейских озёр, с недавних пор получили приятное дополнение – остановку в доме-музее. Открыл ворота – попал в историю. Какой период интересует – сам выбирай. А Михаил Николаевич про каждую вещь рассказ припас. И не просто, что и зачем, а про человека, тепло рук которого хранит «экспонат».
Память о людях, жителях здешних мест, через предметы быта – наверное, самая большая необычность и ценность этого музея, центра историко-культурного наследия, как называют его сами сельские энтузиасты, хранители старины. Но вы не стесняйтесь, не толпитесь в воротах, проходите…
У поленницы соха отдыхает; сколько пластов земли она вывернула, хлебов взрастила… На стене чулана – чайники в ряд. В крытом переходе – библиотечка. Скамейки, которым больше ста лет, приглашают обождать в теньке, пока группа разглядывает советский мотоцикл, утварь XIX столетия, монетки-чешуйки – их начали выпускать при Иване Грозном, а нашли на месте подворья Успенского монастыря… Коньки всех мастей, совки для ягоды, глиняные и чугунные горшки, утюги. Всему нашлось место, да с аккуратной табличкой. Так и положено музейным экспозициям.
Но, в отличие от прохладных музейных залов, выставка устроена прямо в ограде, на стенах построек, в отцовом гараже. Михаил Николаевич экскурсию проводит, а ребятишки тут же игру затеяли. Вроде и слушают, но играючи. Играют, но прислушиваются. А взрослые ахают да удивляются, сколько всего интересного собрали здесь со всех волостей. Вроде и знакомого много, но есть и таинственное, забытое. Вот, например, что за железная рогатка такая?
«Мы долго гадали, а отгадали школьники. Ученик 11-го класса в интернете выкопал, что это, оказывается, вилы. Первопоселенцы из Прибалтики привезли их с собой для рыхления земли и уборки навоза. Крайне неудобные!» – объясняет Михаил Николаевич.
Вот лопата вынимать хлеб из печи – её нашли в старом доме. Ручка отполирована за десятки-то лет. Ловадка – брусок, которым затачивали литовку. Литовка… Старые слова, которые время вымывает из нашего обихода и… прибивает к берегу Иван-Озера.
Как вышло, что дом стал музеем, Михаил Николаевич объясняет так: «Вся жизнь – музей. Родители памятные вещи хранили, не выбрасывали. Как у всех, чуланы, кладовые, гараж – всюду что-то интересное. Старинную ёлочную игрушку, что от тёти досталась, мама, например, сберегла. Когда заболела, сказала: «Что не надо – выкинешь».
Когда Надежды Михайловны не стало, сын выкидывать ничего не стал, а решил дать шанс раритетам. Потихоньку о его увлечении узнали односельчане, стали приносить свои семейные реликвии. Дальше, как круги по воде, к процессу создания музея подключились Павел Кобелев, Вячеслав Вьюнов, Геннадий Жеребцов, Маргарита Логвинова, Владимир Угланов… Список постоянных помощников Михаила Николаевича большой. Есть в нём люди в погонах, пенсионеры, литераторы – от профессии чуткость бытия не зависит. И если вы что-то тоже захотите передать в музей, вам ещё раз напомнят, подчеркнут, чья вещь, кому принадлежала, какая семейная история с ней связана.
А Михаил ещё одну дверь открыл, увлекая группу в низенькое строение: «Первым идёт полушубок, который моя бабушка сделал от пуговицы до самого конца… Потом тут сёстры Балконкины сделали тулупы… Тут привет нам от репрессий… Дальше зипун, который от первого жителя сохранился, Мартына Иваныча… Как он сохранился – до сих пор загадка. Здесь приспособление – очень загадочное, кстати, раньше без него никак… Да вы заходите, заходите! Маленькие, пролазьте вперёд…
Вот у нас такая тут была рукодельница Хухэ-Ухин Цындуева. Прекрасно владела мастерством как по коже, так и по ткани. Она сделала два дэгэла (халата), которые были родовыми, хранились в семье. Их решили передать нам в музей. Если прикоснётесь, почувствуете энергетику. Потому что женщиной она была любящей, радушной. Не имела медицинского образования, но прекрасно ставила внутривенные уколы. Кто к озеру приезжал отдыхать, она им ставила. Вот такие дела.
А это тоже уникальная вещь. Это уже семейские, старообрядцы. Красночикойские костюмы. Три вида было таких нарядов: домашний, на выход и праздничный. Этот домашний, его постоянно носили. Ручная работа. Пелагея Матвеевна Арефьева его шила. Вот этот – на выход, Шкедовой Марии Платоновны. Сшит тоже по всем канонам, и тоже передали родственники. Ткань – можете прикоснуться – ей всего лишь более ста лет».
Шуткой да прибауткой самостийный музейный работник, он же архивист, сторож и плотник, за час успевает развернуть перед нами историю столетий от Никоновской реформы до сего дня. Выходим из гаража-музея, как из машины времени. И слышим: «Мама, это птеродактиль!» Что?..
«Ну, может, и птеродактиль, – смеётся Михаил Николаевич, показывая железное нечто, похожее на сказочную птицу. – Делал это Денис Сапижев, а разукрашивала Юля Пляскина, член Союза художников России. Когда приходят специалисты, спрашиваю: «Из чего оно сделано?» И только те, кто работали в сельском хозяйстве, знают, что «лапы», «глазки» – зубья от полотна косилки. Туловище – бачок мотоцикла. Крылья – диск от пилы. Хвост – из кроватной сетки. Помните, были такие? Как бы из ничего и такие чуда рождаются».
Вот таким «чудам», как этот музей, помощь тоже нужна. Гранты сейчас раздают направо и налево. Помогите направить один в сторону озера Иван. Для туристов удобства обустроить. Экспонаты от холода и сырости защитить.
Только, чур, оставьте музей таким, как есть. Живым и домашним.
Елена Сластина,
фото автора