Мосты соединяют, реки разъединяют

Сложная обстановка сегодня складывается в районах края с мостами, разрушенными от времени и паводков, и с реками, которые во время наводнений находят новые русла. Есть мосты, которые можно назвать даже «дорогой жизни». По ним движение происходит днём и ночью, пешеходы и машины снуют туда-сюда, из одной части села в другую.

Такой мост нужен круглосуточно

В городах ситуация схожая. В Хилке уже начался ремонт аварийного моста, в народе его называют «Ямаровский». Его ввели в эксплуатацию 40 лет назад. Он очень важен для жителей, потому что соединяет два микрорайона – Октябрьский и Ямаровский, поэтому во время ремонта его не будут перекрывать полностью. Движение будет идти по одной полосе, и регулировать его будут автономные светофоры. До конца года подрядная организация восстановит защитные свойства элементов пролётных строений и опор, отремонтирует проходы, тротуары и барьеры.

«В этом году выделено 70 миллионов рублей, заключён контракт, за счёт денег дорожного фонда мы ремонтируем дороги, как положено, – рассказывает исполняющий обязанности главы Хилокского района Константин Серов. – У нас заключён контракт на текущее содержание, ремонт дорог, мостов и разовые ремонты. Сейчас ждём, когда у нас заработает асфальтовый завод, администрация города будет заключать контракт на проведение ямочного ремонта по городу. Мы сейчас тоже заключили контракт на ремонт моста в Бадинском сельском поселении, он связывает два населённых пункта через реку Хилок. Всё делаем, хотя денег недостаточно на проведение всего комплекса работ, но всё равно, все равно дороги более-менее ремонтируем».

Направление – Дарасун

Мосты всегда имели и имеют важное значение, поэтому за их состоянием необходимо следить и зимой, и летом. Ведь ремонт требует не только больших средств, но и времени.

Глава Карымского района Алексей Сидельников уточняет: «Ремонт моста идёт по программе. По ней был запланирован ремонт путепровода через железную дорогу в посёлке Дарасун. Близко к завершению, наверное, в этом году сдадим. И также мост через Ингоду».

Сейчас в Карымском районе не опасаются разгула стихии: «У нас подтопление было по Урульге, потом укрепили берега. Там угроза была подтопления трёх домов. А в районе такой угрозы нет. Всё нельзя предусмотреть, но на сегодня у нас угроз нет. И в ближайшее время не предвидится, что мы что-то затопим или утопим», – говорит Сидельников.

А в Амазаре проблема остаётся

В Могочинском районе мост через реку Амазар пока ничем не может порадовать жителей. По словам главы администрации города Могоча Натальи Веко, проблема появилась ещё в 2018 году. Тогда начался ремонт моста, и прежний мэр Могочи Евгений Краснов ввёл режим ЧС. В то время был определён подрядчик – ООО «Экострой», получивший контракт на шесть миллионов рублей.

«По представлению прокурора контракт был отменён, но фирма «Экострой» продолжила ремонт, – говорит Наталья Веко. – Бетонные плиты заменили на деревянное покрытие, часть ограждения была утрачена».

В итоге экспертиза признала мост непригодным к эксплуатации, но городская администрация осталась обязанной выплатить компании около пяти миллионов рублей.

По словам Натальи Александровны, в бюджете на ремонт моста средств нет: «Но мы постараемся найти хотя бы миллион рублей, чтобы устранить главные проблемы, начиная с ограждения. Мы готовы, если позволит экспертиза, открыть ограниченное движение, но не для грузовых машин, конечно».

Паводки съедают дороги

В Балейском районе к весенне-летнему периоду подготовились основательно, чтобы по возможности избежать подтоплений города и сёл. Для этого расчистили сливные канавы, своевременно вывезли ледяные глыбы, которые намёрзли во время появления наледи. Глава Балейского района Сергей Гальченко продолжает контролировать ситуацию: «Ситуация по паводкам ещё с прошлого года остаётся тревожной в плане того, что сейчас они выходят на дороги. Появляются так называемые зыбуны, когда техника не может проехать. Но наши организации, которые обслуживают региональные дороги, вовремя реагируют на все процессы и ликвидируют с учётом того, что одним грейдером проблему не устранишь, нужна большая экскаваторная техника, с учётом того, что снимается грунт на полтора метра, засыпается твёрдый грунт, твёрдые породы и в дальнейшем идёт подсыпка».

Главы ежедневно передают информацию по устранению последствий и уровню рек в Единую диспетчерскую службу. Основательно обновилась материально-техническая база спасательных средств.

«Получили лодки в количестве трёх штук, теплопушки, необходимые при ликвидации. Материально-техническая база у нас обновилась, и поэтому к стихии мы готовы. Средства оповещения все подготовлены, и поэтому врасплох нас не застанет», – добавляет Сергей Юрьевич.

Но время идёт, дожди вносят свои коррективы. И вот буквально 14 июня ввели режим повышенной готовности на дороге регионального значения Нерчинск – Шоноктуй. Причина – повреждение полотна после паводков прошлого года. Дорожные зыбуны постепенно превращают дорогу в болото.

Сергей Гальченко добавляет, что на дорогах Балей – Улятуй и Балей – Шелопугино задействован экскаватор, он освобождает ослабленную почву, заменяет на твёрдый грунт. Но на дороге Нерчинск – Шоноктуй ситуация остаётся сложной. Здесь необходимы дополнительные источники финансирования. Пока происходят аварии, причём серьёзные. Так, машина скорой помощи застряла, так и не доехав до пациента. Поэтому пришлось вызывать подмогу из соседних районов. Большегрузы вносят свою лепту, разрушая полотно настолько, что по нему не могут проехать даже малые автомобили.

Дамбы решают всё

Прошлый год ещё раз доказал, что к капризам природы надо быть готовым заранее. Слишком тяжело и дорого обошлось восстановление мостов и дорожного полотна от наводнений и паводков. Сейчас в Забайкальском крае в разных районах продолжается строительство дамб. Их общая протяжённость составит 45 километров. Пока по строительству объектов объявлены электронные конкурсы.

Например, 15-километровую дамбу возведут вдоль берега реки Кии в Шилке, а 110-километровое сооружение укрепит берега реки Алеур в Чернышевском районе. В Чите новые дамбы появятся на реке Ингоде, а реконструированное укрепление на правом берегу Читинки. В Петровск-Забайкальском районе начнётся строительство дамб по левому берегу реки Хилок в пос. Могзон.

Работы продолжаются, и очень активно. Объявлен электронный конкурс на определение подрядной организации, которая отремонтирует путепровод в Нерчинске на региональной дороге Могойтуй – Сретенск – Олочи. Работы, впервые за 32 года с момента ввода объекта, выполнят по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». За время эксплуатации пострадало и асфальтовое покрытие путепровода, и его конструктивные элементы, в том числе несущие балки. Подрядной организации предстоит укрепить опоры сооружения, восстановить балки и плиты с помощью специальных составов, обработать железобетонные элементы от коррозии. Для безопасности водителей и пешеходов на путепроводе установят электроосвещение.

Вода приходит зимой

В Нерчинске, где через город протекает достаточно большая река Нерча, идёт укрепление берегов. Глава Нерчинского района Роман Сенотрусов рассказывает: «Сделали отсыпку дамбы, повысили её на полметра, прикрыли изъяны. Провели ревизию старой дамбы, пропускной способности дамб. Обновлённая дамба тянется от улицы Миномётного Полка до школы № 2, там 900 метров. А старая дамба идёт от улицы Ленской до улицы Декабристов».

В Сретенском районе в селе Шилкинский-Завод ввели в эксплуатацию автомобильный мост через реку Чалбучи. Он разрушился вследствие паводка в прошлом году. Мост соединял две части села, в котором проживает более двухсот человек.

А вот в селе Молодовск стихия появилась откуда не ждали и нанесла существенный урон. В этом году к непредсказуемым ситуациям решили подготовиться заранее.

«У нас проблема началась ещё с прошлого лета – наводнения начались в июле-августе, пострадали два учреждения культуры. Сейчас нам выделили деньги на восстановление после ЧС. Далее у нас проблемы начались уже зимой: в местах, где никогда не было ни воды, ни речек, вышли грунтовые воды, были огромные наледи. Велась работа, строили дренажные канавы. Мы их продолжаем строить до сих пор, потому что ледники тают. Копаем экскаватором канавы глубиной метр-два», – рассказывает глава сельского поселения «Молодовское» Сретенского района Надежда Балагурова.

* * *

Сколько воды прольётся в этом году с небес – неизвестно. Такую же тайну хранят подземные воды, которые могут выйти в любой момент, причём их выход никогда нельзя предсказать заранее. Наш климат таков, что где-то наледи могут продержаться и до середины лета, а начнут таять – жди воды. Например, речка Ургучан в Балейском районе настолько холодная, что огромные глыбы льда начинают таять только в июле. К тому же остаётся вечная проблема с финансами. Как районы смогут выстоять в этом году на самом деле, покажет время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)