Тысячи туристов и паломников со всего мира ежегодно посещают Иволгинский дацан – крупнейший буддийский монастырский комплекс в России. Буддисты укрепляются в вере, туристы убеждаются, что чудеса существуют. Что ищут и находят в духовной столице Буддийской традиционной Сангхи страны?
Место чуду
Елена и Виктор приехали из Москвы. За ребёнком. Уже 9 лет врачи говорят им, что они здоровы, но зачать дитя не удаётся. Они слышали, что здесь, на этой земле у ног XII Пандито Хамбо-ламы Даши Доржи Этигэлова сбываются мечты – чистые, добрые и долгожданные. Вот и Дагба-лама верит и чтобы укрепить в вере гостей звонит женщине, что 14 лет назад приехала с таким же прошением. Связь громкая, на том конце жизнеутверждающее, сильное: «Верьте! Верьте! Я такая же как вы! Сейчас дочка у меня, всё будет хорошо!»
Светлана из Читы в Иволгинский дацан приехала в третий раз. В первый – просила утешения себе и успокоения душе жениха внезапно, трагически ушедшего из жизни. Два другие – поклон святому месту, давшему и успокоение, и встречу с новой любовью. Чудо? Светлана говорит: «Я не просто верю, я точно знаю, что чистосердечные просьбы слышит Хамбо-лама Этигэлов, я уверена в этом».
Марина проделала двухдневный путь из Красноярска. Здесь она второй раз. Зачем? Молчит. Об этом она без слов скажет в храме, где в позе лотоса сидит Хамбо-лама. Спрашиваю у хранителя: «Часто люди возвращаются?» Отвечает: «Часто. И вы вернётесь».
Учёные развели руками
Пандито Хамбо-лама Даши Доржи Этигэлов сидит в позе лотоса на возвышении. В руках он держит цветные шёлковые ленты – хадаки. Другой конец хадаков в руках двух молодых монахов. Под этим импровизированным навесом и проходят паломники.
Никаких холодильных установок в помещении нет. Температура внутри обычная, комнатная.
Что поражает увидевших своими глазами нетленное тело Хамбо-ламы? Как утверждают различные источники, 15 июня 1927 года XII Пандита Хамбо-лама Даши Доржи Этигэлов в возрасте 75 лет собрал учеников и дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 30 лет». Затем в присутствии лам Янгажинского дацана он попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» («Нуга Намши»). Ламы не могли решиться, и тогда он начал её читать сам, постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши Доржи Этигэлов ушёл в нирвану. После окончания обряда и в соответствии с завещанием ученики поместили его в бумхан (саркофаг) в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода, и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).
Дважды за время погребения ламы поднимали саркофаг (в 1955-м и в 1973-м годах) и, убедившись в том, что сохранность тела остаётся неизменной, вновь совершали погребение. К концу прошлого века все ученики Этигэлова умерли. Но сам он стал приходить во сне нынешнему главе Буддийской Сангхи. 10 сентября 2002 года на месте захоронения в местности Ху-хэ-Зурхэн произошёл подъём саркофага. Лама был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук. У него гнулись все суставы, включая самые мелкие на пальцах. Отлично сохранились зубы, волосы, ресницы, брови. Тело остаётся в сидячем положении без каких-либо приспособлений или поддержек.
Через определённое время, по сезону, Хамбо-ламе Этигелову меняют одежду, и к этому периоду суставы становятся более подвижными. Ламы отметили, что при переодевании «от тела Ламы исходит благоухание».
Во время конференции «Феномен Хамбо-ламы Этигэлова» в Буддийском университете в 2009 году три высших буддистских иерарха России, Монголии и Северной Индии измерили температуру тела Этигэлова. Она достигла 34 градусов, а в обычном состоянии колеблется от 18 до 23 градусов. Это не мумия и не мощи. Это неординарное событие, которое наука пока не может объяснить.
По словам Виктора Звягина, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы, были взяты образцы волос, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики – для сравнения брались аналогичные образцы у живых людей. Трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет.
По материалам fam-person.ru и rgdn.info
Экскурсия по дацану
Иволгинский дацан – самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. В переводе с тибетского языка «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин» – «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».
Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ». Это крупнейший буддийский монастырский комплекс в России и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.
Дацан находится в Республике Бурятия, в 36 км от Улан-Удэ, он был основан в 1945 году. В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.
Иволгинский дацан стал первым действующим буддийским храмом после многих лет запрета на проведение религиозных буддийских обрядов, сейчас он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества.
В настоящее время в монастырский комплекс входят храмы и резиденции действующего XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, резиденции Дид Хамбо-ламы по Республике Бурятия Дагбы Очирова, учебные корпуса Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева, библиотека, музей, художественная мастерская «Эрхим Дархан» («Искусный мастер») и галерея искусств народов Азии, различные служебные помещения, дома лам, столовая и гостиница.
После обретения в 2002 году Драгоценного Неиссякаемого Тела XII главы буддистов России Пандито Хамбо-ламы Даши Доржи Этигэлова в Иволгинском дацане возведён Дворец Хамбо-ламы Этигэлова, теперь дацан является резиденцией двух Хамбо-лам.
ivolgdatsan.ru