Навстречу Белому месяцу

12 февраля Забайкалье отпразднует первый день нового года по лунному календарю – начнётся Сагаалган. Белой пищей и синими шарфами (хадаками) встретим гостей из дальних и ближних краёв. Закрутятся священные барабаны на счастье каждого живого существа на земле. …А в посёлке Агинское праздник откроется краевым фестивалем молока! О традициях, вековых и современных, – наши гости.

Конфеты на божнице

Баир ЖАМСУЕВ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, уроженец пгт Агинское

– Из детства ярких впечатлений от Сагаалгана не осталось, поскольку в советское время этот праздник широко не отмечался. Был, так сказать, праздником «второго плана», как Масленица, православная Пасха и другие. Праздновался чуть ли не в подполье. Но бабушка всегда приводила в порядок свою бурхану (божницу). Белую пищу клали, конфеты красивые, зажигали лампады… Всё сделали – и вроде бы Сагаалган начался.

В 80-х людям разрешили свободно ходить в дацаны. Будучи комсомольцем, я впервые посетил праздничный обряд Дугжууба, было очень много народу, и толком даже не знали, что делать, как себя вести. Постепенно стали вспоминать традиции и что Сагаалган – это не только религиозный, но и народный праздник.

Начиная, наверное, с 90-х годов Новый год по лунному календарю начал широко отмечаться. Тогда не только в дацаны начали ходить, но и прежде всего поздравлять старших. Это, пожалуй, главный обычай – оказать внимание родителям, бабушкам… Навестить, позвонить (если далеко), порадовать подарочком.

Стали ходить друг к другу в гости, появилась широкая культурная программа, ёхор, национальные одежды стало принято надевать. Сейчас каждый уважающий себя бурят Сагаалган встречает в бурятской одежде. И у меня есть весь комплект, зимний и летний!

В семье нашей так же. Первое – уважение к старшим. На божницу – приличествующие традиции яства…

Особенное настроение дарит Сагаалган, наверное, ещё потому, что он – начало весны.

Мужчине – рубашку, женщине – полотенце

Галын ДОРЖИЕВ, председатель Союза крестьян Забайкалья, малая родина – с. Зугмара Петровск-Забайкальского района

– В нашем селе Сагаалган всегда праздновали. Мы, ребятня, его очень ждали. Ходили по гостям. Сладости тогда были диковинкой, а по обычаю хозяева без угощения не отпускали – к любому зайди. Так что детские воспоминания о Белом месяце у меня самые приятные!

Когда вырос, самым ценным в Сагаалган стали, конечно, не конфеты, а возможность увидеть родных людей. С Зугмарой связи не теряю. Родни там не осталось, но есть друзья и дети друзей, останавливаюсь у них. Планирую поехать и в этом году. Сначала в Зугмару, потом – в Улан-Удэ и Москву.

У бурят два больших праздника, когда все стараются собраться, съезжаются со всех сторон, – Сагаалган зимой и Обоо летом. Проводят молебны, делают подношения духам на горе, навещают старших представителей рода, желая им счастья и долголетия. Мне кажется, раньше это было не столь массовым, последние 15–20 лет люди как будто соскучились друг по другу (смеётся), и это здорово. Говорят, в Китае в Новый год по лунному календарю отправляются в путь полтора миллиарда человек. Думаю, у нас тоже немало.

Сагаалган условно делится на три основных периода: канун, первый день Нового года и остальной месяц. Самые яркие – первые три дня. И если раньше кульминацией считался обряд Дугжууба (большой очищающий хурал) с ритуальным костром, то сейчас мне самым важным представляет именно канун, когда происходит подготовка к празднику. Сутки перед Новым годом буряты называют «бутуу удэр», то есть «закрытый, глухой или тёмный день». Он символизирует старый год, уходящий во «тьму»; стык старого и нового. За день до него надо всё привести в порядок, украсить алтарь (сейчас они есть у многих молодых), заранее подготовить продукты, зажечь лампады («зула»). Приветствуется пост.

Некоторые обычаи со временем немного меняются. Например, я помню, что ещё несколько лет назад на ритуальном костре можно было сжечь что-то из старых вещей, чтобы с уходящим годом расстаться с чем-то нежелательным в жизни, можно было обтереть себя полотенцем и его тоже – в огонь. Сейчас достаточно окурить себя и жилище травяными палочками «хужэ».

На алкоголь (водка же тоже считалась «белой пищей») взгляды изменились. Если раньше гостю обязательно подносили чарочку, то сейчас призывают напоить чаем, накормить (это обязательно!), а от спиртного воздержаться. Наверное, это правильно.

А ещё Белый месяц – пора обновления. В давние времена у юрты ставили новую коновязь. Мужчинам дарят новую рубашку, женщинам – полотенце.

Нынче Новый год по лунному календарю наступает с 11 на 12 февраля. У буддистов это событие приходится не на полночь, а на момент, когда перед самым рассветом в темноте начинаешь видеть свою руку.

Божество прилетает в жилище и смотрит, кого нужно охранять, кого одарить. Кто проспал – тот проспал. Поэтому встану в 5 утра. Счастливого года!

Наступающий год – особенный

Саяна АЮШИЕВА, начальник отдела развития национальной культуры администрации Агинского Бурятского округа

– 2021 год – год Беловатой металлической коровы. Это женский год. Именно коровы! Не быка, не буйвола, как пишут СМИ, а именно коровы. Женский год – это всегда плодородие, изобилие, достаток.

Именно поэтому в первый день Сагаалгана на центральной площади Агинского пройдёт краевой фестиваль молока (белой пищи), который посвящён восхвалению молока и молочной продукции, как белой пищи у бурят. В этот день районы округа представят разнообразие молочной продукции, все желающие могут попробовать и молочные десерты, и мороженое, и пенку, и изделия из творога, и многое другое.

Объявлены сетевые конкурсы не только благопожеланий, загадок, народных песен, но и фотографий на тему «Моя любимая бурёнка» и «Молочные усы». Агинский национальный музей представит выставку о доярках, скотниках, телятницах, пастухах, о молочно-товарных фермах советского периода. В проекте участвуют все сёла округа.

Программа праздника яркая, насыщенная. Приглашаем всех – приезжайте 12 февраля!

А пробовали урмэ?

Баир ЖАМБАЛНИМБУЕВ, помощник руководителя Управления Росреестра по Забайкальскому краю, родился в с. Цокто-Хангил Агинского района.

– Праздник Сагаалгана – Белого месяца – длится целый месяц, потому что в прежние времена степные скотоводы по сложившейся традиции навещали с поздравлениями родственников, соплеменников. Основным средством передвижения была лошадь, и пока от одного стойбища до другого доберёшься, всех поздравишь, месяц и пройдёт. Времена с тех пор сильно изменились, появились автомобили, самолёты, интернет, цифровая связь и гаджеты, а добрый обычай остался.

Во время празднования Сагаалгана приносят подношения божествам, а также оказывают уважение старшему поколению. Праздник помогает не только укрепить веру, сохранить культурные обычаи и ценности, но и сплотить семьи, весь народ.

Чтобы год был хлебосольным и щедрым, нужно встретить его, как полагается. В нашей семье традиционно готовят мясные блюда, выпечку (например, боовы – типа сладкого хвороста). На праздничный табаг (блюдо из мучных и сладких изделий) на самом верху кладётся кусок топлёного масла. Обязательно молочные продукты, т.н. «белую пищу»: кто-то ставит урмэ (молочные пенки), кто-то творог, кто-то варит сытный молочный чай с солью и маслом. Всем гостям преподносят хадаки – разноцветные шёлковые платки.

В давние времена Сагаалган считался общим днём рождения бурят. Даты рождения тогда не записывали, наступал Сагаалган, и все становились старше на год.

Дата наступления Белого месяца – в день первого весеннего новолуния, и она «плавающая» – не так, как Новый год по юлианскому календарю наступает строго с 31 декабря на 1 января. Кстати, праздник по китайскому и монгольскому лунным календарям не совпадают.

Пусть наступающий год принесёт всем забайкальцам мир, благоденствие, благополучие и изобилие!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)