– Алло, Иван Иванович? Это ваша компания сотовой связи, мы бы хотели продлить действие вашего номера…
Подобное, конечно же, слышали многие из нас, и не один раз в жизни. Уже по заученному, с незнакомых и нетипичных для региона номеров нам звонят с рекламным предложением, а то и вовсе просят провести операции со своими телефоном и картой. Мошенники, несмотря на недоверие людей, становятся всё более изобретательны, они стали похищать сбережения граждан, представляясь операторами сотовой связи. Об этом рассказали в пресс-службе Сибирского ГУ Банка России.
Сценарий преступления, сообщает газета «Московский комсомолец», таков: преступники звонят под видом сотовых операторов, которые якобы сообщают абоненту, что срок действия его сим-карты истёк, и предлагают перезаключить договор, чтобы не потерять номер. Сделать это можно прямо по телефону, просто назвав код, который придёт в сообщении. Таким образом преступники получают доступ к личному кабинету абонента и устанавливают переадресацию звонков и сообщений на свой номер, забирая доступ к банковским счетам жертвы.
Правоохранители просят граждан не вестись на уловки мошенников, а все спорные вопросы решать непосредственно в офисах сотовых операторов или банков.
Газета «Известия» дополняет, что телефонные мошенники начали обзванивать абонентов и с предложением продлить якобы истекающий договор на номер телефона. Как рассказал заслуженный юрист России Иван Соловьёв, в действительности договоры, заключаемые абонентом с сотовыми операторами, не предусматривают ограниченного срока пользования номером. Во время разговора злоумышленник старается отвлечь внимание собеседника обилием технических деталей, после чего уточняет, на какой период клиент желает продлить контракт с оператором. Затем на номер абонента приходит сообщение с кодом, который необходимо ввести для «подтверждения пользовательского соглашения о продлении договора на новый срок».
Тем временем телефонный мошенник продолжает отвлекать собеседника различными мелкими деталями, пока не спрашивает цифры и код, полученные в сообщении. Затем злоумышленник сообщает, что направил клиенту ссылку, где необходимо ввести код «для завершения дистанционного подписания пользовательского соглашения».
– Этот код – не что иное, как данные для входа в личный кабинет жертвы на портале «Госуслуги», – отмечает Соловьёв. – Также мошенники могут попросить внести символическую сумму на счёт телефона с помощью банковской карты, после чего происходит хищение всех средств со счёта.
Директор центра противодействия кибератакам Solar JSOC, ГК «Солар», Владимир Дрюков заявил, что двухфакторная аутентификация, которая с 1 октября стала обязательной для части пользователей «Госуслуг», служит барьером, отсекающим самые простые и массовые методы мошеннических атак, что, в свою очередь, положительно сказывается на общей безопасности пользователей.
Ну и напоследок. Все важные контакты мобильного телефона лучше подписать. Как правило, мошенники и рекламные спамеры звонят с незнакомых номеров и префиксов другого региона, используя коды +7999, +7495, то есть цифры, нехарактерные для сотовых операторов Забайкалья. Не берите трубку, сбрасывайте вызов и добавляйте подозрительные, надоедливые и опасные звонки (а они совершаются иной раз несколько раз за сутки) в чёрный список. В случае, когда ваша работа связана с другими регионами, всегда можно создать список тех, с кем вы работаете. А все незнакомые номера можно игнорировать. В крайнем случае «прозвоните» номерок со стационарного телефона, только не называйте своих персональных данных.
Виолетта ВДОВЯК
фото potreb33.ru