Не завести ли корову?

Может ли молочное производство стать бизнесом мечты?

Отзыв технолога о качестве молочной продукции, опубликованный несколько номеров назад, вызвал активный интерес читателей. Забайкальцы подтверждают: очень соскучились по вкусной натуральной «молочке». А для этого коровы нужны! И фермеры. Поэтому считаем нужным опубликовать доводы Россельхозбанка, сотрудники которого считают молочные фермы делом весьма перспективным. Есть с чем поспорить и к чему прислушаться.

24 января в Москве прошёл XIV съезд Национального союза производителей молока. Он показал: как бы ни менялась экономика и жизнь, людей всегда будут интересовать свежие продукты. Поэтому сельское хозяйство исторически сохраняло востребованность. При всём стремительном развитии российского сельского хозяйства за последние 20 лет молочная отрасль всё ещё остаётся привлекательной для входа новых предпринимателей. Главное – понимать, к чему лежит душа и в какой нише перспективнее развивать свой бизнес.

Молочник, кефиру!

Потребление молока и молочных продуктов в России составляет порядка 242,2 кг на человека в год (ожидается, что к 2025 году эта цифра вырастет до 245,5 кг). Другими словами, в день каждый из нас в среднем потребляет около 660 г молока в виде йогурта, творога или молока питьевого.

Россия пока не достигла нормы потребления молока на человека в соответствии с рекомендациями Минздрава – фактическое должно быть в среднем почти на 30% больше. Прогноз же роста во многом основывается на увеличении потребления молокоёмких продуктов: сливочного масла и сыров.

Целевой уровень самообеспеченности молоком, установленный Доктриной продовольственной безопасности России, составляет 90%. Достижение этого показателя ожидается к 2027 году, поэтому в этой отрасли, в отличие от, например, сверхконкурентного свиновоства, хорошие шансы выйти на рынок и найти своего потребителя. Сейчас самообеспеченность по стране оценивается в 84%.

Непосредственно питьевого молока россияне, казалось бы, тоже «не допивают» – в среднем на человека приходится менее 50 кг выпитого молока в год, и по этому показателю наша страна пока уступает Канаде, Евросоюзу, Беларуси, но опережает Японию и Аргентину. Но особенности потребления связаны с кулинарными традициями того или иного народа. Однако это всё равно подтверждает возможность дополнительного спроса на молоко.

Потенциального предпринимателя должна обнадёжить и динамика производства в отрасли: на протяжении 2016–2021 гг. отечественное производство выросло на 8% – до 32,3 млн тонн, что говорит о стабильном развитии отрасли «без рывков», то есть она зрелая, рынок сформирован.

Если говорить отдельно о фермерстве, то и оно показывает хорошую динамику. В 2010–2020 гг. производство фермерской продукции выросло в 5 раз, до 873,4 млрд рублей, а доля фермеров в общем объёме сельскохозяйственного производства – в 2 раза, с 7 до 14%.

И что же, переезжать?

Развитие семейной фермы предполагает переселение на сельские территории. Насколько это перспективно? По прогнозам Россельхозбанка, с 2021 по 2025 годы сельское население в 10 регионах России может суммарно вырасти более чем на 420 тыс. человек, а уже к 2030 году – ещё на 430 тысяч. Также, согласно опросу банка, 81% россиян рассматривают возможность проживания в сельской местности. Более половины из них – люди в возрасте 35–50 лет. Таким образом, тренд на деурбанизацию есть, а значит, потребители будут не только в городах, но и на селе.

Какой делаем вывод? У молочной отрасли в России хорошие перспективы, основанные на удовлетворении потребностей населения и необходимости импортозамещения.

Нужен только миллион

Практический опыт аграриев, обобщённый нашим банком и научно-преподавательским составом профильных вузов, отражён в иллюстрированном пособии «Фермерство для начинающих» и показывает, что для входа на рынок молочного фермерства предпринимателю будет достаточно 1 млн рублей. Этих денег хватит, чтобы начать содержать хозяйство из нескольких коров и запустить бизнес по продаже молочных продуктов. Ферма будет приносить прибыль в среднем 150 тыс. рублей в месяц и окупится через 2 года.

Молочное производство характеризуется высокой рентабельностью – до 35%, при этом при желании и наличии ресурсов хозяйство можно диверсифицировать, добавив мясное направление с рентабельностью до 29% и растениеводство с рентабельностью до 31%.

За цифрами дохода стоят тщательное исследование рынка, трезвая оценка собственных возможностей и конкурентной среды, вдумчивое создание бренда и его продвижение, интенсивная борьба за клиента, лечение животных – в общем, ежедневный кропотливый труд.

Вилы, подойник и планшет

Открыть бизнес мало – его надо грамотно развивать. Кому-то повезло, и он с детства помогал отцу на семейной ферме. Кто-то предпочитает метод проб и ошибок, однако есть и менее рискованная стратегия. Особенно это актуально для новичков, которые ранее не доили корову и у кого словосочетания «голштинская порода» и «доильная карусель» пока не вызывают реалистичных ассоциаций.

Во-первых, стоит пройти обучение. Можно пойти в вуз, а можно решиться и на ускоренный интенсив. Нужно это как минимум для того, чтобы сравнить собственное идеалистическое представление о фермерстве с реальностью – хватит и одного дня на действующей ферме, чтобы понять, лежит ли душа к этому делу.

Россельхозбанк с 2020 года реализует проект «Школа фермера», где как раз и учат создавать и вести рентабельный агробизнес (на территории Забайкальского края этот проект тоже есть. – Прим. ред.). Курс занимает 2–3 месяца. С 2020 года молочное и мясо-молочное скотоводство, переработку молочной продукции, сыроделие изучили более 950 человек – это почти треть от всего количества студентов проекта, что тоже показывает, насколько активно люди интересуются работой в отрасли.

Во-вторых, помочь сбыту могут новые технологии. Маркетплейс «Своё Родное». Слышали о таком? По сути, это онлайн-витрина с удобным интерфейсом, регистрация на ней бесплатна, а продвижение платформы с товарами берёт на себя банк. Фермеру можно, не отрываясь от производства, «закинуть удочку» в ближайшие города, где живут следящие за своим здоровьем потребители. Также на электронной площадке можно купить коров, оборудование, корма, воспользоваться услугами телеветеринарии, мониторингом рождения телят, пообщаться с экспертами.

Недавно возможности платформы расширились. Один из новых сервисов «Простое решение» осуществляет учёт всех основных рабочих процессов на ферме, ведёт контроль зоотехнических и ветеринарных мероприятий и объединяет данные в единую систему отчётов для принятия управленческих решений. Например, он способен определить, каких микроэлементов не хватает в рационе животных, помогает выявить причину снижения надоев, может следить за календарём прививок и прогнозировать развитие фермы в перспективе полутора лет.

И наконец, никогда не помешает очная презентация товара. Для этого с 2022 года работают мини-ярмарки «Вкусная пятница». Россельхозбанк бесплатно предоставляет фермерам место для прилавка в своём офисе или на территории партнёрских организаций.

…Интересно, что скажут на это забайкальские фермеры, которые уже точно знают, почём нынче и фунт лиха, и литр молока.

По материалам пресс-служб,
фото Министерства сельского хозяйства Забайкальского края

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)