Вторая медиамастерская, организованная холдингом Виктора Шкулёва, прошла в Чите в конце мая. Мало кто смог приехать из районных газет, а информация полезная. Поэтому для коллег мы кое-что записали.
Евгений Зиновьев, главный редактор NGS24.RU, автор телеграм-канала «Скользкая собака», провёл разбор районных и краевых газет. И поскольку «Собака», оценивая первые полосы сотен российских изданий, обычно выдаёт суждения критического характера, мы были морально готовы к замечаниям. В целом, они были конструктивны.
Подписи к фотографиям
Первое, что гость посоветовал сделать большинству газет (и нашей в том числе), – заменить рубленый (ровный) шрифт на шрифт с засечками. Исследования показали, что так у читателя меньше устают глаза. Рубленый можно оставить для заголовков.
Заменили шрифт – переходите к подписям под фотографиями. Во-первых, они обязательно должны быть, а во-вторых, быть информативными и не банальными. То есть содержать не описание того, что читатель и без пояснений видит на снимке, а информацию интересную, живую, дополняющую основной текст.
Подписи лучше располагать под фото, а не прямо на нём (или только в той части снимка, где фон светлый). Роль им отведена почётная – «позвать» читающего прочесть материал целиком. Тут три кита – центральное фото, подписи к фотографиям, заголовок. Закон восприятия, которым грех не воспользоваться в благих целях.
Заголовки
За информативность заголовков (и не только) похвалил «Шилкинскую правду»: к небольшим заметкам, по словам Евгения, как раз и нужны такие – понятные и развёрнутые, хоть в целое предложение.
А лаконичные названия крупных материалов, особенно с метафорами, где смысл с первого взгляда не очевиден, необходимо снабжать подзаголовками.
И вообще оценивать готовый продукт (статью, газетную полосу, весь номер) с точки зрения человека, который его видит в первый раз – ещё не любит, ещё не привык, и поэтому прочитает, только если что-то зацепит его внимание.
«Иначе так и будете с тиражом… Сколько тут? 600 экземпляров».
…и главы
– Зачем ставите поздравления главы района на первую полосу? – удивлялся критик.
Зал этому удивлению улыбался, потому что, ну что ж тут непонятного, финансируется-то районка кем?!
– А закон о СМИ руководители администраций знают? – не сдавался борец за свободу слова. – Так вы расскажите им. Вы же не их карманное издание, к тому же во всём нужен профессионализм. На первой полосе должен стоять самый яркий текст, гвоздь номера. А вот это всё люди могут благополучно прочесть и на второй полосе, и на четвёртой. У вас всего четыре, восемь полос – точно прочтут! Пробуйте настаивать, объяснять. Давно в газете работаете, шесть глав за это время уже сменилось, уж договоритесь, наверное, как-нибудь…
Административного ресурса коснулись и в обсуждении аббревиатур в текстах. МДЦ, МБОУ СОШ и т.д. и т.п.
– Требуют, как в официальных документах. Неприятности не раз уже были, если ставим просто Дом культуры, средняя школа, – грустно качали головами редакторы районных газет.
Евгений Зиновьев вспомнил свой опыт по этой части (много лет он возглавлял региональное издание):
– Мы всем, кто требовал, объявили, что аббревиатура в нашей газете будет только одна – МУДОД. «Будете МУДОД?» – «Нет-нет, лучше просто Дом культуры».
«Тексты хорошие есть»
Коллеги из «Могочинского рабочего», это вам похвала. Правда, и тут лектор посоветовал не прятать самые качественные, проблемные материалы внутрь газеты или хотя бы анонсировать их достойно на первой полосе.
Информация при малой газетной площади должна касаться в первую очередь местных событий. В крайнем случае – региона. Человека ведь острее всего волнует то, что происходит рядом с его собственным домом, на малой родине.
«И не надо, пожалуйста, делать событием недели, что там-то и тогда-то совещание прошло. Совещание – это не событие! Событие – самое интересное, что на совещании прозвучало. Это и выносите в заголовок.
А тексты, да, хорошие есть».
А кадры?
– С кадрами плохо, – не отрицали очевидного районники. Редко молодые специалисты возвращаются в село, получив диплом.
– Один из десяти, и то не всегда, – подтвердили представители кафедры журналистики, присутствовавшие на мастер-классе тоже. Подтвердим: в «Землю» на практику студенты заглядывают, есть среди них и жители районов, но мало кто с горящими глазами сообщает, что, мол, доучусь – и в село. Поэтому трудятся в районных газетах по тридцать и сорок лет, а смены им нет и не предвидится.
Это, кстати, главам администраций тоже хорошо бы помнить и на медиамастерские без проблем в Читу отпускать – всё-таки новые знания – как глоток свежего воздуха.
«Если обидно, то… не обижайтесь»
Так Зиновьев к краевым газетам от районных перешёл – взял в руки «Забайкальский рабочий», «Вечорку», «Читинское обозрение». Большинство замечаний было технического характера: шрифт, заголовки. Адресно пересказывать не станем – пусть коллеги в следующий раз сами придут. Уж в Чите с соседней улицы в «Точку кипения» Пушкинской библиотеки – не из Могочи пилить.
А про себя напишем, как было – «Земля» гостю из Новосибирска понравилась: «Скажу без ложной лести: это лучшее из того, что я видел в Забайкальском крае».
Сказал, что газета дельная и с душой. Приятно? Очень!
* * *
Также в повестке мероприятия были круглые столы «Как интересно писать про горнорудную промышленность», «Не новости: почему это тоже трафик и как его можно сделать». Говорили про новый закон о рекламе и современную рекламу в медиа, про то, как балансировать между законодательством и журналистикой, как не стать иноагентом, что делать с контентом про СВО, чтобы никого не дискредитировать; о взаимодействии власти, бизнеса, силовиков и средств массовой информации. В общем, что не тема, то между Сциллой и Харибдой, на тонком шпагате, с клавиатурой наперевес…
Елена Сластина,
фото автора и for-teacher.ru