О кинематографе наизнанку. Часть 3

Миры, вселенные, полные жизни, движения и всевозможных чудес, летящие со скоростью 24 кадра в секунду в волшебном луче, что падает на белоснежное экранное поле… Как рождается это чудо, из чего состоит? Начинаем финальную часть истории про киноплёнку.

Размеров и форматов киноплёнки было не менее десятка. Но кроме классических «золотых» 35 мм, о которых я рассказывал в прошлой нашей встрече, на ниве профессионального и любительского киноискусства трудились (и продолжают трудиться) и другие форматы киноплёнки. К примеру…

Такая домашняя, простая и суперская «восьмёрка»

    Вашему вниманию, уважаемые друзья, представляю самый минимальный, узкий и вместе с тем знаменитый мировой киностандарт – плёнку шириной всего в 8 миллиметров. В 1932 году она была разработана компанией «Кодак» только для кинолюбителей. Такая плёнка была ровно в два раза уже, чем и без того «стройные» 16 мм, шириной всего в… четыре спички! (см. иллюстрацию).
    Камеры и проекторы для такой плёнки были портативны, легки, дёшевы и быстро завоевали популярность как домашние.
    Качество изображения было, разумеется, ниже, чем у других форматов плёнки (примерно как качество приличной видеокассеты в сравнении с изображением DVD-диска, а то и Blu-ray). Но за качество «восьмёрки» всё же шла борьба, пока в 1960-х не появился ещё один «восьмёрочный» формат – Super 8, где за счёт уменьшения перфорации на тех же восьми миллиметрах увеличивались размер кадра и качество картинки соответственно.
    Форматы жили вплоть до прихода эпохи видео.

«Восьмёрка» по-советски

    В СССР узкоплёночный 8 мм был почти единственным доступным для домашнего кино. В магазинах продавалась масса мультиков и видовых фильмов по цене от двух до шести рублей. Бывали и художественные ленты, в основном комедии Гайдая.
    Поскольку бобина 8-миллимитрового кино вмещала 60 метров плёнки хронометражем в 10 минут, знаменитые комедии приходилось полностью перемонтировать и снабжать субтитрами, поскольку, в отличие от зарубежных аналогов, советская «восьмёрка» всегда была немой. Тем не менее, без звука, даже в крайне урезанном виде фильмы смотрелись великолепно.
    Выпускались и подлинные раритеты. Так, у вашего покорного слуги, автора этих строк, до сих пор хранится фильм Гайдая «Чёрные перчатки» – 8-миллиметровая версия картины «Иван Васильевич меняет профессию». Уникальность «Перчаток» состоит в том, что в «узкую» версию вошли сцены, которые в культовом полнометражном оригинале отсутствуют! Интересно, что и концовка в «Чёрных перчатках» иная, чем в «Иване Васильевиче», где изобретатель машины времени увидел все хроно-приключения во сне, – она более логичная и ясная. Большинство зрителей «узкий» вариант классической картины Гайдая никогда не видело, но современные российские энтузиасты смогли оцифровать эту уникальную «восьмёрку» и вынести на всеобщее обозрение в интернет.

Формат широкой души

    И наконец, от самого «малого» формата – к самому «великому». Как было отмечено в первой части нашей истории, ещё в конце XIX века начали проводиться опыты с широким форматом киноплёнки. Первым был знаменитый Томас Эдисон в 1892 году, пытавшийся снимать первые фильмы на целлулоидную ленту шириной аж в 7 сантиметров. Такое кино было рассчитано на просмотр всего одним зрителем через окуляр специального аппарата-проектора – кинетоскопа. Увы, широкая кинолента не выдерживала многократных просмотров и быстро рвалась. Но именно благодаря «мукам» 70 мм родилась на свет классическая 35-миллиметровая плёнка.
    Время и кинотехнологии не стояли на месте, и уже в 1900 году на плёнке ещё более широкой, в 75 мм, более продвинутые в кинематографе, чем их американский конкурент Эдисон, братья-французы Люмьер показали первый в мире широкоформатный пятиминутный фильм. В связи со слабыми технологиями того времени формат не прижился, и только к середине 1950-х годов, суженный до 70 миллиметров, он пришёл к массовому зрителю. Будучи очень зрелищным (размеры экрана были в два раза шире и выше обычных!) и крайне дорогим (если плёнка в два раза шире обычной, то нужно больше «химии» при проявке, нужна специализированная обслуживающая техника – камеры, монтажные столы; более дорогие фильмокопии и т.д.), он был доступен только для очень крупных кинопроектов («Бен Гур», «Клеопатра» и т.п.).
    Для тех, кто не в курсе: вес одной части (10 минут) стандартной фильмокопии для показа в кинотеатре – 3 кг. Вес одной части фильмокопии на 70 мм – 6 кг.
    Широкий формат требовал специальных – таких же широкоформатных – кинотеатров, причём только высшей категории. Их начали строить по всему миру и строили вплоть до середины 1980-х.
    Для тех, кто не в курсе: читинский широкоформатный «Удокан» был воздвигнут и запущен в эксплуатацию 20 июля 1976 года, то есть 44 года назад. В СССР изначально на широкоформатную плёнку 70 мм снимались крупнейшие проекты: «Война и мир», «Красные колокола», «Экипаж», «Через тернии к звёздам» и т.д. Проекторы «Удокана» в своё время позволяли демонстрировать фильмы с таких же 70-миллиметровых копий.

Левиафан – «ремикс»

    Не зря одна из самых народных поговорок утверждает, что новое – это хорошо забытое старое. В нашем XXI веке целый ряд технологических и творческих достижений обычной публикой часто считается «ультрасовременным» и «суперпродвинутым». На деле же «новинка» оказывается… Впрочем, сейчас вы, друзья, сами всё поймёте.
    Вы наверняка уже не раз слышали (и читали) об одном «сверхсовременном» киноформате XXI века, а кому повезло, то и видели воочию «его» фильмы в малочисленных пока в нашей стране «его» кинотеатрах. Кавычки ставлю потому, что на самом деле этот «продвинутый» формат оказался… ремиксом!
    В 1970 году в мир киноплёнок вломился невиданный гигант, почти чудовище, достойное дитя своего времени. Его размеры потрясали: ширина ему досталась от 70-миллиметровой родительницы, высота была в 48,5 мм, а вместо четырёх перфораций на один кадр их стало аж 15! Качество изображения – 10 тысяч на 7 тысяч пикселей!
    Но самое интересное, что съёмка (и последующая демонстрация) на этот плёночный левиафан велась не по вертикали (сверху вниз), как на обычные киноленты, а по горизонтали (справа налево)! Этому гиганту было дано форматное имя IMAX (см. иллюстрацию сравнительных размеров некогда самых распространённых форматов киноплёнок). Да-да, ещё до тотальной цифровой эпохи ранний IMAX был плёночным и весьма тяжёлым (в прямом смысле!) в эксплуатации…
    Для тех, кто не в курсе: первым фильмом в формате IMAX была лента «Ребёнок тигра», снятая в 1970 году. А первый кинотеатр IMAX «Киносфера» был открыт в 1971 году в Торонто и продолжает работать до сих пор.
    …Огромные специальные кинокамеры IMAX с кассетами, расположенными плашмя по горизонтали слева и справа (цифровые камеры IMAX 3D, хотя и имеют несколько иную форму, но всё же остаются довольно большими «агрегатами») (см. фото одной из моделей камеры IMAX 3D). Копировальные аппараты размером с большую комнату. Такие же здоровенные проекторы с бобинами, вернее, с опорными дисками-поддонами, на которых расположен по горизонтали рулон с фильмом (нередко сразу целиком). Один диск с такой IMAX-фильмокопией (см. иллюстрацию) имеет диаметр от 1,2 до почти 2 метров, весит порядка 250 кг (!) и подаётся к проектору небольшим подъёмным краном! А плёнка формата IMAX во время съёмки (и показа) несётся со скоростью 100 метров в минуту! Вот что такое этот великанище IMAX! И если бы не переход кинематографа на цифровое, а значит, бесплёночное производство, то, вероятно, невероятно зрелищный суперформат так широко бы не внедрился в мир кинематографа. Однако, что любопытно, несмотря на всё ту же «цифру», от плёночного формата IMAX пока никто не спешит отказываться.
P.S., или Слухи о моей смерти несколько преувеличены
    …примерно так заявила пять лет назад главная героиня нашего повествования – киноплёнка. В 2002 году Джордж Лукас и его компания сработали «Звёздные войны. Эпизод I: Призрачная угроза» – первый в мире фильм, где не прибегли к «услугам» плёнки. В кинопроизводство вошла «цифра», то есть по существу – компьютер, наделённый особыми возможностями и свойствами кинокамеры. Плёнка, проявка, печать негатив-позитив, печать фильмокопий и т.п. в «одночасье» отошли в прошлое. Компания «Кодак» прошла процедуру технического банкротства и 2013 году сократила выпуск с 3,5 миллионов метров киноплёнки до 127 тысяч – на 96%! Довольно скоро после революционно-бесплёночных «Звёздных войн» «цифра» свирепо расправилась с «аналоговой» носительницей киноискусства.
    Казалось, победа окончательна. Но! В 2015 году в судьбе цифровой киноэры произошло нечто. «Кодак», «завязавшая», казалось, навсегда с плёнкой, заключила солидные контракты на дальнейшее её производство с крупнейшими кинокомпаниями Голливуда по инициативе известных режиссёров, среди которых – мэтры С. Спилберг и Р. Скотт, Д. Кэмерон, К. Тарантино, К. Нолан и Дж. Дж. Абрамс…
    Итак, слухи о смерти киноплёнки в «цифровом» XXI веке оказались сильно преувеличеными.
    На этом о технологической основе основ всего кинематографа пока всё.
0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)