Какая деталь роднит почти всех представителей литературного жанра, как «серьёзного» (книги), «почти серьёзного» (брошюры, журналы, киносценарии), так и «околосерьёзного» (разного рода тетради, блокноты и т.п.)? Разумеется, помимо бумаги и текста, нанесённого на оную в виде букв и прочих знаков. Ломаете голову, друзья? Да наличие… обложки!
Кинематограф, что отечественный, что зарубежный, в этом отношении мало чем отличается от вышеперечисленного печатно-пишущего вида искусства. Практически каждый фильм абсолютного любого типа – художественный, документальный, анимационный, научно-популярный, учебный или любительский – тоже имеет свою «обложку». Иначе говоря, заставку – логотип. И все они такие разные, несмотря порой на некоторую кажущуюся похожесть, – яркие, броские и весьма скромные, движущиеся и статичные, привычные, знакомые до боли или наоборот… А ещё они нередко таинственные. Изображения всяческих гор, статуй, морских судов, летательных аппаратов, астрономических объектов, каких-то складов неизвестного назначения, рычащих хищников, полицейских блях, женщин с осветительными устройствами, барельефов политических деятелей, а иной раз вообще не разбери что, но завлекательное… Что Это? Для чего Это? И вообще, когда, откуда и в связи с чем Это появилось, превратившись в заставку известной (и не очень) киностудии? Сегодня в «Телемании» мы начинаем расследование тайн происхождения «обложек» – фирменных логотипов, ныне и в прошлом открывающих собой каждый кинофильм. История их любопытна. Начнём? Разумеется, с отечественного кинематографа… С его зари… С самых первых, где были…
Птицы, конь и «вышка»
Один роскошный павлин с полураскрытым хвостом и грудью вперёд вызывающе смотрел на другого, явно приглашая явно начать «разборку», выше была надпись «Москва=Петроградъ».
Здоровенный красавец конь с крыльями – Пегас, а справа внизу непонятный значок – силуэт, видом напоминающий то ли нефтяную вышку, то ли верхнюю часть вышки шахтового ствола.
Те двое «столичных» и гривасто-копытно-крылатый с «вышкой» – это было то, что видели зрители конца первого десятилетия ХХ века почти перед каждой кинокартиной отечественного кинопроизводства.
Оригинальные фирменные «лейблы» – заставки киноателье великих пионеров отечественного кино и вечных конкурентов – двух Александров, Дранкова и Ханжонкова, – предпринимателей, продюсеров, режиссёров, сценаристов и даже… киноавантюристов (ну, время же было такое!). Оба логотипа-заставки были тогда широко узнаваемыми не только на родине, но и в Европе, а затем и США.
Дранков, являющийся, кстати, автором-продюсером и оператором самого первого в истории российского кино художественного фильма «Понизовая вольница» (он же «Стенька Разин», 1908) неслучайно избрал в качестве «лого» своей фирмы павлинов, присовокупив надпись «Москва=Петроградъ». Птицы символизировали красоту (и ещё точно такие же павлины, сделанные «под золото», украшали дверцы кабриолета, на котором любил разъезжать кинобизнесмен) и, подкреплённые названиями городов, символизировали господство его предприятия в обеих столицах одновременно (в Петербурге находилась фирма Дранкова, в Москве располагались киноателье, где проходили съёмки).
Что касается логотипа другого знаменитого русского кинопредпринимателя, режиссёра и сценариста, то Пегас, символизирующий искусство, вкупе со значком – буквенной анаграммой А.Х., казавшейся поначалу неискушённому зрителю «вышкой» (или башней), означал, что кинокартина произведена киностудией Александра Ханжнокова. Замечу, что он в 1909 году выступил как продюсер, сценарист и режиссёр первого масштабного полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (1911). А на следующий год стал продюсером первого в мире (!) кукольного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» (реж. В. Старевич). «Прототипом» Пегаса с заставки послужила любимая и довольно крупная статуэтка Александра Алексеевича, правда, коня «сопровождал» его наездник – легендарный Персей, оставшийся «за кадром» логотипа.
P.S. И ещё о Пегасе. Интересно, что этот крылатый конь спустя десятилетия появился на… «Мосфильме» в целом ряде лент: «Бег», «Бриллиантовая рука», «Семнадцать мгновений весны», «Служебный роман» и других, только в сопровождении Персея. Дело в том, киностудия Ханжонкова, располагавшаяся в Москве на улице Житной, была национализирована вместе с конём и его «сопровождающим». Позже здесь была открыта 1-я фабрика Госкино, с которой и начала своё триумфальное шествие самая главная киностудия СССР.
О монументе киноглавном
Знаменитая монументальная статуя «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Мухиной, идеал и символ советской эпохи, была создана в 1937 году для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. В 1939-м после реконструкции была установлена на территории ВСХВ (ВДНХ). Лишь спустя восемь лет советские киношники обратили внимание на монумент. До этого момента самый большой киноконцерн в мире, студия «Мосфильм», выпуская свои шедевры, обходилась простенькими, причём нередко разными, надписями-заставками: «Сделано на кинофабрике Москвы» или «Производство Московского кинокомбината». Лишь в июне 1947 года в комедии режиссёра Григория Александрова «Весна» зрители впервые увидели ныне до боли знакомый, привычный фирменный знак: разворачивающуюся на зрителя статуэтку «Рабочий и колхозница» и высвеченные прожекторами объёмные буквы гордой надписи «Мосфильм».
Пётр I, кино и… беспризорники
Вечные конкуренты москвичей ленинградцы многие годы довольствовались лишь фирменной надписью «Ленфильм», выпустив под этим «лейблом» картины «Чапаев», «Гамлет», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия» и массу других шедевров. Но и невские кинематографисты в конце концов нашли свою фирменную визитку. Они пошли по тому же пути, что и москвичи, – подыскали для символа своей студии подходящую скульптуру. Выбор пал на Медного всадника. Памятник Петру I работы француза Этьена Фальконе, установленный в Санкт Петербурге ещё в 1778 году, спустя 188 лет под лучами прожекторов и надписью «Ленфильм» был представлен зрителям фильма Геннадия Полока «Республика Шкид» (1966).
Скромно. Не слишком… Но со вкусом…
Являясь одной из самых кинопроизводящих стран мира, СССР, в отличие от Голливуда, был весьма скромен по части пафосности фирменных заставок своих студий. Кроме «Мосфильма» и «Ленфильма», свой «предметный» символ из крупных кинопредприятий страны имели лишь два: Одесская киностудия с непритязательным, но весьма симпатичным романтическим логотипом в виде барельефного золотого парусного кораблика (любопытно, что среди всех советских студий только у одесситов заставка сопровождалась фирменным звуком – морской колокол отбивал склянки) и киностудия «Арменфильм» с несколько тяжеловесным, но очень даже солидным логотипом с изображением объёмной статуи грозного всадника с мечом на фоне горы, множество раз виденной зрителем, в первую очередь во времена СССР. Республиканская студия не раз дарила отечественным любителям кино, начиная со своего рождения в 1928 году (тогда «Арменкино»), немало замечательных фильмов, а также великолепных мультиков, ряд которых стал классикой анимации. Особо ярким остаётся уникальный сказочно-комедийно-«психоделический» цикл, созданный Робертом Саакянцем («Ух ты, говорящая рыба!», «Масленица», «Кикос» и т.д.). Надо заметить, что суровый всадник и по сей день украшает лого «Арменфильма». Как и в случае с «мосфильмовскими» рабочим и колхозницей, он имеет реальный «прототип» – 12-метровый памятник Давиду Сасунскому – легендарному средневековому непобедимому эпическому герою-богатырю верхом на коне Курике Джалали – и встречает гостей Еревана на железнодорожной площади города.
Живое
Использование живых реалистических объектов (люди, животные, птицы, насекомые и т.д.) в заставке киностудии (кинокомпании), при этом органично вписывающихся в её общую имидж-концепцию, – если не «высший пилотаж», то, по крайне мере, немалое достижение в создании оригинального дизайна. Таких «обложек» кинопроизводящих предприятий существует и по сей день немного. Лого, где фигурируют живые люди, – единицы. Самыми известными стали два кинолейбла, причём оба появились практически в один год, ещё до войны.
Первый – британской кинокомпании, точней конгломерата в сфере шоу-бизнеса The Rank Organisation, ставшего известным нашему зрителю благодаря циклу комедий с участием популярного английского комика и певца Нормана Уисдома «Мистер Питкин в тылу врага» (1958), «Мистер Питкин в больнице» и т.д. В лого компании, снятом в 1935 году, фигурировал могучий атлет, бьющий массивной булавой в гонг. Роль атлета исполнил вполне реальный британский боксёр-тяжеловес Билли Уэллс.
В этом же году был снят ещё один, по-своему уникальный «живой», на тот момент единственный в киномире, совершенно оригинальный логотип: во-первых, в нём фигурировали дети, во-вторых, их было сразу двое, и в-третьих, это были… пионеры! Для только что организованной в СССР в 1936 году первой в мире киностудии, занимающейся созданием фильмов для детей и юношества, «Союздетфильм» был создан запоминающийся броский лого: на фоне Спасской башни, зубчатых стен Кремля и барельефов В.И. Ленина и И.В. Сталина двое пионеров с развевающими галстуками трубят в сверкающие горны. Эффектная заставка просуществовала до 1948 года, когда «Союздетфильм» был преобразован в крупнейшую в СССР Киностудию детско-юношеских фильмов им. Горького. Броская «обложка» кузницы приключенческого, фантастического, сказочного, школьного и т.п. кино сменилась на строгое, но не менее узнаваемое лого – чёрный фон (иногда синий и зелёный) и белый фирменный шрифт.
…Продолжение расследования-экскурса по тайнам и секретным деталям-артефактам лого-символики самых известных киностудий СССР, России, а также зарубежных кинокомпаний и концернов – на следующей неделе.
Сергей Балахнин,
иллюстрации автора