О Святках, Рождестве и суженом-ряженом

Изложенное в этом материале отражает точку зрения автора и не направлено на оскорбление чувств верующих

Каждому человеку нужны перемены, нужна та отправная точка, с которой можно будет начать всё заново, попробовать изменить свою жизнь и забыть прошлое. Даты эти мы назначаем сами, например, начать бегать с понедельника, или бросить курить с Нового года, или заставить себя учить английский язык с первого числа. Так устроена природа человеческая. Обратите также внимание, как в канун новогодних праздников накапливается в нас усталость, мы постоянно ходим и молим: «Господи, когда уже этот год закончится?» Бывает, что и неделя тянется несоизмеримо долго, а бывает, что и день совершенно бесконечный. Время имеет свойство растягиваться и сжиматься, и наши ежесуточные двадцать четыре часа либо никак не кончатся, либо пролетают, как один миг. От этого человек устаёт и у него появляется желание заглянуть в будущее, посмотреть, как устроится его жизнь далее, какие будут изменения, стоит ли готовиться к худшему. Со стародавних времён людям давалось лишь несколько дней в году, чтобы узнать это.

По церковному календарю

Николай Лесков, Александр Пушкин, Василий Жуковский и другие лучшие литературные умы описывали в своих произведениях время Святок как магический и даже мистический отрезок времени, когда девушки кидали туфельки за крыльцо да гляделись в зеркало при свече, надеясь увидеть облик суженного. Святки особенно насыщены обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет их из всего календарного года. Мифологическое значение Святок определяется их «пограничным» характером – в это время солнце поворачивается с зимы на лето, а световой день сдвигается от тьмы к свету. Гадание на Рождество – это и есть гадание в святочную неделю, поскольку и Святки, и Рождество происходят в один и тот же период времени. Любопытно, что под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю – от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной.

Забавно, что церковь в погоне за паствой, щедро жертвующей на новые храмы, даже сейчас запрещает гадать в Святки. Обратите внимание, уважаемые мои читатели, не осуждает, а именно запрещает. Церковный закон посильнее государственного будет. Приведу в качестве примера слова иеромонаха Ива (Гумерова): «Гадания, которые совершаются в святочные дни, по своей природе не отличаются от гаданий в иное время года. Если даже люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде оно нам будет предъявлено в оправдание и осуждение. Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой тысячелетней традиции».

Категорический запрет

Не менее отличился и протоиерей Александр Авдюгин: «В течение года существуют несколько дней и недель, когда особо ярко проявляют себя силы зла. Святки – один из таких периодов, потому что это время, наиболее приближенное к настоящему Чуду – рождению Спасителя. Святочные гадания – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идёт от волхвов, принёсших дары младенцу Христу, отвечу: они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели – в обратном направлении. Церковь категорически запрещает гадания, будь то святочные или любые другие».

Повторюсь, церковь не просто запрещает, а категорически запрещает. При царе за гадания могли в избе сжечь, но не делали этого, хотя церковь имела власть поболе, нежели сейчас. Я, как глубоко верующий человек, много раз перечитал десять заповедей, и нигде там не написано, что запрещено девице в святочную неделю посмотреться в зеркальце и произнести: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный». Хочу привести в качестве примера некую притчу, в которой говорится, что однажды пришли люди к Господу и сказали ему: «Мы устали жить по твоим законам, мы хотим жить, как хотим». Господь тогда сказал: «Без проблем, верните мне всё божье и живите, как хотите». Тогда понесли люди в охапках да на телегах рукописи и свитки, церковную утварь, толстые книги трактовки Библии и свалили всё это в огромную кучу. Посмотрел Господь на это дело и произнёс: «Нет, в этой куче всё ваше, верните мне мои десять заповедей, а остальное мне не принадлежит!»

Слова просты

Вспоминайте вместе со мной. Рождество – это прекрасный праздник пришествия Спасителя в наш мир. Сын Божий в облике человеческом учил народ любить, прощать, сострадать, быть терпимым, быть заботливым, забывать обиды. Всё учение Христа сводилось к бесконечной любви ко всему роду человеческому. Собственно, из-за этой любви Иисус и взошёл на крест. Дорогие мои читатели, просто включите логику, которая у вас, несомненно, есть, и представьте на минуту, что Господь нас учил не своим десяти заповедям «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», а чему-то другому. Например, «Не смотрись в зеркало на Святки», «Не покупай свечи в одном храме, чтобы отнести их в другой» и так далее. Нет ничего проще запретить что-либо людям, если уметь выгодно трактовать исковерканное учение Господа. Христос с кнутом выгонял торгашей из Храма, а сейчас у нас в каждом храме целые супермаркеты с церковной литературой, иконами и прочим. На Титовской сопке висит объявление, которое я дословно не смогу привести, но которое гласит, мол, не бросай мусор мимо урны, иначе Иисус отвернётся от тебя. Почему мы апеллируем к имени Бога? Причём тут мусор и вера? Почему там не написано: «Не бросай мусор, не будь поросёнком»?

Таким образом можно завернуть на свой лад абсолютно всё. «Плати налоги, или будешь проклят Богом», «Соблюдай правила дорожного движения, или попадёшь в ад», «Приходи на выборы, или погубишь душу». Почему мы не можем до сих пор понять, что вера в нашей душе, а не в церкви. Мы верим в Господа Бога нашего, обращаясь к нему за помощью в самые трудные минуты своей жизни. Ведь недаром в Евангелии от Матфея (гл. 6 стр. 5) сказано: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получат награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату свою и, затворив дверь свою, помолись Отцу твоему, который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Это – цитата из святой книги. Я не берусь трактовать её, поскольку не церковник и не умею искать скрытых смыслов в очевидном. Но даже мне понятен смысл этих простых и мудрых слов. Не нужно бить поклоны в храме перед иконами, громко причитая и рыдая напоказ всем. Приди домой, достань копеечную свечку и, затеплив её, искренне помолись Господу. Вера не там, где золото икон и расшитые рясы церковников. Вера у тебя в душе и только в душе.

Чтоб быть достойным

Четыре раза я посещал церковь – когда крестился, когда причащался, когда венчался и когда крестил детей. Это было в 2002, в 2009 и в 2020 годах. Во-первых, почему услуга крещения и венчания стоила довольно приличных денег на тот момент? 170 рублей крещение и 1500 венчание. А если бы я был неимущим, меня бы не покрестили и отказали в венчании? Или церкви нужна только состоятельная паства? Во-вторых, я приходил в церковь к Господу, чтобы надеть крест, чтобы очистить свои мысли на причастии, чтобы заключить союз на небесах со своей супругой. А что я получил? «Молодой человек, вы неправильно руки держите», «Молодой человек, сначала певчие причащаются», «Простите, но, когда читают Евангелие, положено стоять». Покажите мне, где Господь говорил в своём учении: «Не держи руки неправильно», «Певчие идут первыми», «Стоя слушайте учение обо мне». Покажите, и я признаю свою неправоту и извинюсь за каждое сказанное мною слово. Этого не произойдёт, потому что веру превратили в религию различные патриархи минувших столетий, нещадно добавляющие в учение о Боге что-то своё. Одного Никона стоит вспомнить. Десять заповедей и вера в Бога – этого вполне достаточно, чтобы быть достойным, интеллигентным и добрым человеком. Я понимаю, что сам нарушаю заповедь «не осуди», но таков удел исследователя преданий, святых текстов, апокрифов и так далее.

* * *
Наверное, это так пошутил Создатель, что Святки и Рождество совпали. За окном мороз и медленно идёт белый и пушистый снег. Темно. Дома потрескивает печка, пахнет блинами. Собрались девушки-соседки погадать на суженого, но страшно до жути. А вдруг и правда в зеркале отразится. Самые боязливые бросали на улицу валенок, и куда укажет носок, оттуда и придёт жених. Визг и смех на всю хату. Что в этом плохого? Гадание – это часть нашей жизни. Славянским обрядам десятки тысяч лет. Наши предки пытались угадать, какой будет погода, будет ли урожайным год, придёт ли засуха, удачной ли будет охота. Они это всё делали тогда, когда православия и в помине не было. Потом спустился к нам Христос, чтобы научить быть ещё лучше, а мы распяли его за это. А спустя время, решили, что всё-таки Господь был прав и на этом нужно сделать новую религию. Вот одно, лицемерие, о котором говорилось в Евангелии от Матфея.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)