Он памятник себе…

6 июня мир отмечал день рождения Александра Сергеевича Пушкина

На всей земле около 300 монументов Пушкину! Среди множества памятников русскому поэту есть статуи, мемориальные доски, бюсты, рельефы, памятные знаки, они находятся не только на его родине, но и в других странах. И в центре столицы Забайкалья в честь 200-летия со дня рождения поэта (1999 год) была открыта мемориальная доска. И главная библиотека носит имя Александра Сергеевича. И одна из читинских улиц. Это наша дань уважения первому поэту России. И просвещённая общественность в своё время ратовала за установку памятника ему на забайкальской земле: ведь он мечтал побывать здесь и увидеть своих друзей-декабристов… Спешу сказать и о других любопытных памятниках.

«Гению места»

Споря о личности и поэтическом даровании Пушкина, медики выдвигают гипотезу о результате смешения двух кровей: абиссинской по матери и русской по отцу. И вот что примечательно: оказывается, сам Пушкин говорил о гениальности просто как о работоспособности.

Признание рано пришло к нему. 15-летнего лицеиста заметил Г.Р. Державин «и, в гроб сходя, благословил». А несколько раньше о нём высоко отозвался юный Антон Дельвиг, ставший его соратником, с которым он позже будет выпускать альманах «Северные цветы». В его стихах будет передано не просто восхищение, но представление лицейского друга как славы будущего Отечества: «Пушкин! Он и в лесах не укроется. / Лира выдаст его громким пением, / И от смертных восхитит бессмертного / Аполлон на Олимп торжествующий».

Уже через два месяца после первого «пушкинского выпуска», в середине августа 1817 года, пять однокашников-лицеистов А. Илличевский, А. Дельвиг, И. Пущин, И. Матюшкин и В. Кюхельбекер, исполненные чувства дружбы и любви к собрату, решили водрузить ему первый памятник. Едва ли кто сегодня помнит о том, что не московский опекушинский памятник, где поэт во весь рост стоит задумчив и величав на высоком постаменте, был первым в России (то случилось 6 июня 1880 года), а этот, скромный, в виде камня в лицейском парке.

История его такова: заручившись согласием директора лицея Е.А. Энгельгардта, юноши попросили известного в ту пору петербургского каменотёса, предположительно Самсона Суханова, того самого, который участвовал в изготовлении Александрийской колонны и ростральных колонн в Петербурге, обработать мраморную глыбу с надписью «гению места». Она была найдена среди неиспользованных фрагментов мрамора. Выгравированные им два слова «genio loci» были прописаны золотом, окантованный грубой ковкой камень доставили ранним утром и установили среди берёзок на дерновом холмике близ ограды. Друзья желали, чтобы камень напоминал лицеистам разных поколений о том, что здесь формировался и расцветал гений Пушкина.

Через 10 лет, в 1827 году, когда лицей стал военным учебным заведением, замшелый к тому времени памятник восстановили, а когда в 1844 году лицей из Царского Села был переведён в Петербург на Каменноостровский проспект, «камень-жертвенник» бережно перевезли и установили на постамент из глазурованного кирпича. Дальнейшая судьба памятника печальна. После посещения лицея царём он вскоре исчез. По слухам, это случилось не без участия князя В.А. Долгорукова – интригана и ненавистника свободы, замешанного в подготовке убийства Пушкина.

Почему и откуда явилось такое название – «Гению места»? В римской мифологии существовали боги очага, семьи, и назывались они Лары и Пенаты, а покровителями и хранителями человека были индивидуальные божества: для мужчин – Гении, а для женщин Юноны. День рождения римского гражданина рассматривался в виде праздника в честь его гения, которому часто приносились такие жертвы, как вино, фрукты, молоко. Жертвенники ставились за пределами дома против дверей храма. Нередко для жертвенника использовались мраморные плиты, верхняя часть которых представляла собой доску с углублением для принесения жертв.

Посвятительная надпись на лицейском памятнике А. Пушкину, по мнению ленинградского краеведа П. Юревича, имеет двойственное толкование: «genio loci» – это дух-хранитель места, а также это и лицо, которому место обязано своей славой. Исходя из этого, скажем, что поставленный ближайшими друзьями камень был посвящён Пушкину, уже к тому времени (август 1817 г.) признанному поэту. Это было определённое лицо в определённом месте, вот и стал этот памятник уникальным не только историей создания и символикой, но и тем, что именно друзья первыми подумали об увековечении памяти своего сотоварища. Узрев в нём будущего гения, который прославит Россию, они видели в этом акте проявление великой миссии: русский поэт будет «Гением места», охраняющим началом от всего мелочного и наносного, он будет защитой от скверны и бездушия.

В 1839 году русская эмиграция воздвигла в Риме первый в Европе памятник великому русского поэту.

Шанхай помнит

Многие просвещённые китайцы знают и любят Пушкина. Так, на занятиях по русской литературе, которую я преподавала в середине 90-х в Даляне, студенты-выпускники с удовольствием читали пушкинские строки: «Если жизнь тебя обманет, / Не печалься, не грусти…» и «Я помню чудное мгновенье, / Передо мной явилась ты…». Уж насколько точно они понимали тонкость переживаний героя, чувствовали ли музыку стиха – вопрос, но стремление приобщиться к русской поэзии у них было заметно, в этом я убедилась вторично, когда в каникулярное время путешествовала по югу Китая.

Именно в одном из уютных уголков многомиллионного Шанхая несколько лет назад произошла моя встреча с китайским памятником русскому поэту. Его установили здесь в 1937 году к 100-летию смерти Пушкина на средства, собранные группой русских интеллигентов, в числе которых был известный певец Александр Вертинский.

В Шанхае долгое время проживали выброшенные штормом революции 1917 года тысячи русских эмигрантов, в городе действовали разные союзы, выходили газеты и журналы «Русь», «Прожектор», «Шанхайская заря». Нередко раздавался колокольный звон православной церкви, звучал в концертных залах могучий бас Фёдора Шаляпина. Идею создания памятника поддержали прогрессивные шанхайские литераторы, и весной 37-го состоялось его открытие. Однако спустя несколько месяцев жизнь в Китае круто изменилась, и Шанхай, как и другие районы, был оккупирован японскими захватчиками, варварски уничтожавшими культурные артефакты, среди которых был и памятник Пушкину. Так закончилась первая глава этой истории, а вторая началась спустя 10 лет (1947), когда был открыт восстановленный памятник.

После изгнания Квантунской армии многие русские покинули Шанхай, но памятник русскому поэту продолжал свою жизнь в течение следующих 20 лет, т.е. до начала «культурной революции» в Китае, когда хунвэйбины в злобной ярости уничтожили памятник.

Третью жизнь ему дали преподаватели отделения искусств Шанхайского пединститута – скульпторы Ци и Гао – по окончании «культурной» вакханалии. Как и к прежнему, к новому постаменту высотой в четыре метра, который помог восстановить, сохранив кусок от старого гранита, немолодой профессор русского языка Ли, вели три ступеньки. Восстанавливая утраченный бюст русского поэта, китайские скульпторы, просмотревшие множество портретов А. Пушкина, остановились на тропининском.

Сегодня демократические преобразования в стране – это гарантия русско-китайских связей, начало которым положил Александр Пушкин. Не будет преувеличением сказать, что он воспринимается и здесь, и на других континентах земли как певец свободы, миролюбия и человеческого достоинства.

Говорят (сама не видела), в соседней Маньчжурии несколько лет назад появился памятник нашему поэту, с чертами лица немного «на китайский манер». Приятно!
…А к идее установить памятник Пушкину в Забайкалье, я очень надеюсь, ещё вернутся.

Людмила Полетаева, г. Чита

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)