О людях эпохи машиностроения
На начало Великой Отечественной войны построенные в Чите цеха парашютной фабрики решено было использовать для ехавшего сюда из Киева авиационного завода. Работу на новом заводе №117 удалось быстро запустить. Позже на смену 117-му пришёл Ремонтно-механический завод, который позже стал известен как Читинский машиностроительный. О людях эпохи машиностроения в Чите расскажу сегодня.
Начало истории
1 января 1944 года директором тогда ещё Ремонтно-механического завода (РМЗ) назначен Арон Ильич Мохер. Вместе с заводом он принял 120 человек работников. С 1946 года начался этап развития предприятия. Тогда же, после войны, к станкам вернулись почти 170 рабочих, правда, 31 человек навечно остался на полях сражений.
В этом же 1946 году был принят пятилетний план развития СССР, где нашему заводу была определена судьба развивающегося предприятия, в становлении которого большую роль сыграл работавший во время войны Киевский авиационный завод. После его отъезда осталось много оборудования и станков, а самое главное – остались высококлассные специалисты. В 1950 году на заводе приступили к освоению воздушных компрессоров с электрическим и дизельным двигателями, что и поставило завод на путь машиностроения. И уже в 1956 году была освоена передвижная поршневая компрессорная станция ДК-9М. К концу 1957 года РМЗ стал именоваться Читинским машиностроительным заводом, где было уже семь полноценных цехов с работоспособной, энергичной командой руководителей.
Машзавод всегда был строительной площадкой благодаря первому директору Арону Мохеру. Строили всё: цеха, жилые дома, детский сад. В 1957 году сдали в эксплуатацию цех №2, в 1960 году – литейный цех. Жильё строили хозяйственным способом и подрядным. С начала своего руководства Арон Ильич формировал высококвалифицированный рабочий класс. Все видели его высокие организаторские способности, отчего он пользовался непререкаемым авторитетом.
Но в 1963 году Арон Мохер в связи с переездом ушёл с завода. На его место назначен Константин Васильевич Тихонов, бывший директор Дарасунского завода горного оборудования. Мохер передал новому руководителю коллектив стабильный и работоспособный. Основной костяк команды тогдашнего машзавода составляли фронтовики, которые показывали хорошие результаты в организации производства. Во второй половине 50-х годов в Советской армии прошло сокращение личного состава. В коллектив заводчан влились бывшие офицеры: Владимир Шубин, Иван Горин, Иван Кузнецов и Кузьма Солобоев. В дальнейшем они через всю свою жизнь пронесут любовь к заводу, станут примером трудолюбия и наставничества.
«Реформа в рабочей спецовке»
Владимир Шубин быстро освоил профессию токаря-расточника, механическая обработка блок-цилиндров для компрессора К-9 пришлась по душе бывшему военному. В его жизни открылись новые направления в труде – творчество и технологическое оснащение рабочих мест. На новом поприще Шубин стал изучать механическую обработку корпусных деталей. Видя, что в производстве вся работа сводилась к выполнению плана и повышению качества изготавливаемых деталей, он создал и возглавил бригаду по обработке блок-цилиндров. Знаний не хватало, и он решил поступить заочно в пединститут, что у многих тогда вызвало вопросы. Коллеги недоумевали: механическая обработка деталей относится к техническим профессиям, причём здесь педагогика? Но у Владимира Шубина было другое мнение на этот счёт. А между тем, завод уже работал, выполняя планы 8-й пятилетки.
Повышение жизненного уровня трудящихся – решения почти каждого партийного съезда в каждой принятой пятилетке. В эти годы в СССР многие предприятия и их цеха работали в условиях хозяйственного расчёта, главное в котором – хозяйственная самостоятельность, самоокупаемость, рентабельность производства, материальная заинтересованность, конечный результат, контроль рублём.
Изучив работу хозрасчётных предприятий, Владимир Александрович делает свои расчёты, а затем внедряет их в своей бригаде. Заработная плата по конечному результату. Ленивые сразу покинули бригаду, а оставшиеся рабочие сплотились, став маленькой производственной семьёй. Улучшилась культура производства, а также дисциплина. Прилично выросла зарплата рабочих в бригаде, в чём помогла инженер-нормировщик цеха Галина Тимофеева, которая грамотно просчитала весь процесс работы в бригаде, все плюсы и минусы.
Видя успех в работе этой бригады, к Шубину стали обращаться и другие бригадиры, что стало стимулом для написания им своей первой книги «Реформа в рабочей спецовке». В ней Владимир Шубин поделился передовыми методами по совершенствованию организации труда в направлении снижения трудозатрат на производство деталей в производственной бригаде, рассказал, как он у себя в бригаде внедрил бригадный хозрасчёт. Позже его опыт изучали на многих предприятиях страны.
1966–1970 годы работы трудящихся СССР называют и в наше время золотыми. На эту пятилетку ХХIII съезд КПСС поставил перед машиностроителями страны задачу увеличить объём продукции примерно в 1,6–1,7 раза. И результат не заставил себя долго ждать. За большую рационализаторскую работу на заводе звание «Заслуженный рационализатор РСФСР» было присвоено В.А. Шубину, В.М. Шурову, В.М. Мишину, Г.А. Морозову. Владимир Александрович Шубин по итогам 8-й пятилетки получил высокое звание Героя Социалистического Труда, был почётным гражданином Читы, имел два ордена Ленина.
Цех №2. Бригады 8-й пятилетки
Бригадный метод работы – успех завода. После бригады по обработке блок-цилиндров (Шубинской) в цехе №2 значилась бригада по обработке блок-картеров холодильных машин Владимира Терентьевича Штолева. Его коллектив также не раз выходил победителем социалистического соревнования среди бригад, боровшихся за звание «Бригада коммунистического труда». Владимир Терентьевич был душой бригады. Более 30 лет он отработал на заводе. За безупречный труд награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Сергей Емельянович Кияткин в цехе №2 был главным в бригаде по механической обработке головок компрессора К-9. Добросовестно отслужил заводу 26 лет. За честный труд Сергей Емельянович был награждён орденом Октябрьской Революции, тогда на груди у него уже был боевой орден Красной Звезды. Все эти бригадиры были фронтовиками, и для них бригада являлась боевым взводом. Их поколение – это наши отцы. Трудовые награды для них были равны боевым, а их работа на заводе – это продолжение боевого пути.
Валерий МИРОНОВ,
Фото из архива Музея Читинского машзавода